Занятие 9
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П». Познакомить с буквой «С».
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков. Развивать умение определять последовательность звуков (букв) в слове, проводить звуковой анализ слова («СОК»). Развивать умение читать прямые и обратные слоги.
Продолжать развивать умение ориентироваться на рабочей строке. Учить писать -«печатать» слова печатными буквами (МАМА, ПАПА).
Материал:
демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а» «Х», «К», «П», «С»
раздаточный: карточка с тремя окошками для звукового анализа слова; фишки синего и красного цвета для обозначения звуков, буквы (по 5 знакомых букв, в т.ч. – «с». «о». «к»)
Ход занятия.
1. – Послушайте внимательно, как я произнесу слова, и назовите первый звук в словах: сссамолёт, сссанки, СССоня.
- Правильно, это звук [С].
- Произнесите звук [С], и обратите внимание, где ваш язычок, где зубы.
Дети, каждый в своём темпе, произносят звук [С], а воспитатель комментирует:
- Когда мы произносим звук [С], кончик языка – за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [С].
- Гласный или согласный звук [С]? (согласный)
- Звук [С] обозначается вот такой буквой. Буква «С».
Воспитатель выставляет на доску букву «С».
- На что похожа буква?
- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву «С».
- Как вы думаете, а из пальцев правой руки можно сделать букву «С». Попробуйте. Что не так? Сравните то, что у вас получилось с буквой «С» на доске (буква «смотрит» в другую сторону).
- Напишите букву «С» в воздухе.
- Напишите букву «С» пальчиком на столе.
2. – Скажите, как я: СССА.
- Какой тут первый звук?
- Скажите, как я: СААА.
- Какой тут второй звук?
- Давайте напишем «СА» буквами.
Для детей старшей подгруппы: Кто-то из детей выставляет соответствующие буквы; затем читает (буквы читаются слитно, без остановки после первой буквы!).
Для младшей подгруппы: Воспитатель выставляет буквы; затем предлагает назвать указанную букву; затем вместе с воспитателем дети читают слог; затем дети по очереди читают самостоятельно.
Далее аналогично слогу «СА» анализируются и «записываются» слоги «СО», СУ».
3. Чтение открытых и закрытых слогов:
4. Физминутка.
5. Для старшей подгруппы:
– Угадайте слово, которое мы сегодня будем разбирать, но не называйте его вслух – скажите его мне «на ушко»: в этом слове три звука, первый звук – С, третий звук – К, а второй звук – О.
При необходимости, условие повторяется ещё раз.
- Правильно, это слово «СОК». Сможете ли вы сами поселить все звуки в домики-клеточки? Попробуйте! Я вам помогу.
Дети получают карточку и набор синих и красных фишек (не менее 3 синих и 2 красных)
- Давайте вспомним, каким цветом мы обозначали согласные звуки (синим).
- Каким цветом мы обозначали гласные звуки (красным).
- Сколько звуков в слове сок?
- Обозначьте нужными фишками все звуки по порядку.
При необходимости, помочь детям начать звуковой анализ слова.
Индивидуальная работа.
Предложить детям вместо фишек закрасить квадраты-«домики» таким же цветом. Затем предложить написать внизу под каждым звуком соответствующую букву; прочитать слово.
Если данный вариант звукового анализа ещё слишком сложен для большинства детей старшей подгруппы, то используйте вариант для младшей подгруппы.
Для младшей подгруппы:
Дети получают карточку, набор синих и красных фишек, буквы (5 шт., в т.ч. «С», «О», «К»)
- Послушайте внимательно, и назовите слово, которое мы будем сегодня разбирать: ССССООООК.
- Для этого слова подойдёт домик из трёх окошек.
Воспитатель на доске рисует три клеточки для звукового анализа слова.
- Если окошка - три, то значит, сколько звуков в слове «СОК»? (три - для каждого звука своё «окошко»).
- Скажите слово «СОК» так, чтобы хорошо был слышен первый звук: СССОК.
- Назовите первый звук. (С)
- Звук [С] гласный или согласный? (согласный; зубы мешают ему выходить изо рта).
- Фишкой, какого цвета мы обозначали согласные звуки? (синего).
Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку в первую клеточку.
Дети выкладывают фишку на своей карточке.
- Давайте скажем так, чтобы хорошо был слышен звук, который стоит после [С]: СОООООК.
- Назовите второй звук ([О]).
- Звук [О] гласный или согласный? (гласный; глас-голос включается, можем его громко крикнуть, пропеть, ничего не мешает ему выходить изо рта).
- Фишкой, какого цвета мы обозначали гласные звуки? (красного).
Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку во вторую клеточку.
Дети выкладывают фишку на своей карточке.
- Послушайте, как я скажу, чтобы был слышен третий, последний звук: соК (подчёркнуто артикулируется звук [к]). Назовите третий звук. ([к]).
- Звук [к] нельзя протянуть. Произнесите, как я: соК.
- Звук [к] гласный или согласный? (согласный; спинка языка стучит о нёбо – крышу нашего рта, и мешает ему выходить).
- Фишкой, какого цвета мы обозначали согласные звуки? (синего).
Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку в третью, последнюю клеточку.
Дети выкладывают фишку на своей карточке.
Воспитатель указывает на фишки, предлагает детям назвать звук.
- Давайте внизу под этим домиком нарисуем ещё один, тоже с тремя окошками. Только звуки слова «СОК» обозначим не цветными фишками, а буквами.
Воспитатель рисует три клеточки под звуковой схемой.
- Какой первый звук? Найдите букву «С» и поставь в первую клеточку.
Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.
- Какой звук второй? Найдите букву «О» и поставьте после буквы «С».
Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.
- Какая буква должна стоят в конце слова «СОК» («К»).
- Найдите букву «К» и поставьте её на место.
Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.
- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.
Вместе с воспитателем (или самостоятельно) дети читают слово на доске (вслед за указкой педагога). Затем дети читают «написанное» ими на карточке слово, ведя пальцем по соответствующим буквам.
6. Работа в тетради.
«Печатание» слов «МАМА», «ПАПА» по образцу воспитателя.
Каждое слово - на одной строке; расстояние между словами – одна клетка; буква «А» - «большая».
Задание дифференцируется в зависимости от особенностей воспитанников.