Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "С"; звуковой анализ; чтение слогов и слов (№ 9).

Занятие 9

Задачи:

Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П». Познакомить с буквой «С».

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков. Развивать умение определять последовательность звуков (букв) в слове, проводить звуковой анализ слова («СОК»). Развивать умение читать прямые и обратные слоги.

Продолжать развивать умение ориентироваться на рабочей строке. Учить писать -«печатать» слова печатными буквами (МАМА, ПАПА).

Материал:

демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а» «Х», «К», «П», «С»

раздаточный: карточка с тремя окошками для звукового анализа слова; фишки синего и красного цвета для обозначения звуков, буквы (по 5 знакомых букв, в т.ч. – «с». «о». «к»)

Ход занятия.

1. – Послушайте внимательно, как я произнесу слова, и назовите первый звук в словах: сссамолёт, сссанки, СССоня.

- Правильно, это звук [С].

- Произнесите звук [С], и обратите внимание, где ваш язычок, где зубы.

Дети, каждый в своём темпе, произносят звук [С], а воспитатель комментирует:

- Когда мы произносим звук [С], кончик языка – за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [С].

- Гласный или согласный звук [С]? (согласный)

- Звук [С] обозначается вот такой буквой. Буква «С».

Воспитатель выставляет на доску букву «С».

- На что похожа буква?

- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву «С».

- Как вы думаете, а из пальцев правой руки можно сделать букву «С». Попробуйте. Что не так? Сравните то, что у вас получилось с буквой «С» на доске (буква «смотрит» в другую сторону).

- Напишите букву «С» в воздухе.

- Напишите букву «С» пальчиком на столе.

2. – Скажите, как я: СССА.

- Какой тут первый звук?

- Скажите, как я: СААА.

- Какой тут второй звук?

- Давайте напишем «СА» буквами.

Для детей старшей подгруппы: Кто-то из детей выставляет соответствующие буквы; затем читает (буквы читаются слитно, без остановки после первой буквы!).

Для младшей подгруппы: Воспитатель выставляет буквы; затем предлагает назвать указанную букву; затем вместе с воспитателем дети читают слог; затем дети по очереди читают самостоятельно.

Далее аналогично слогу «СА» анализируются и «записываются» слоги «СО», СУ».

3. Чтение открытых и закрытых слогов:

4. Физминутка.

5. Для старшей подгруппы:

– Угадайте слово, которое мы сегодня будем разбирать, но не называйте его вслух – скажите его мне «на ушко»: в этом слове три звука, первый звук – С, третий звук – К, а второй звук – О.

При необходимости, условие повторяется ещё раз.

- Правильно, это слово «СОК». Сможете ли вы сами поселить все звуки в домики-клеточки? Попробуйте! Я вам помогу.

Дети получают карточку и набор синих и красных фишек (не менее 3 синих и 2 красных)

- Давайте вспомним, каким цветом мы обозначали согласные звуки (синим).

- Каким цветом мы обозначали гласные звуки (красным).

- Сколько звуков в слове сок?

- Обозначьте нужными фишками все звуки по порядку.

При необходимости, помочь детям начать звуковой анализ слова.

Индивидуальная работа.

Предложить детям вместо фишек закрасить квадраты-«домики» таким же цветом. Затем предложить написать внизу под каждым звуком соответствующую букву; прочитать слово.

Если данный вариант звукового анализа ещё слишком сложен для большинства детей старшей подгруппы, то используйте вариант для младшей подгруппы.

Для младшей подгруппы:

Дети получают карточку, набор синих и красных фишек, буквы (5 шт., в т.ч. «С», «О», «К»)

- Послушайте внимательно, и назовите слово, которое мы будем сегодня разбирать: ССССООООК.

- Для этого слова подойдёт домик из трёх окошек.

Воспитатель на доске рисует три клеточки для звукового анализа слова.

- Если окошка - три, то значит, сколько звуков в слове «СОК»? (три - для каждого звука своё «окошко»).

- Скажите слово «СОК» так, чтобы хорошо был слышен первый звук: СССОК.

- Назовите первый звук. (С)

- Звук [С] гласный или согласный? (согласный; зубы мешают ему выходить изо рта).

- Фишкой, какого цвета мы обозначали согласные звуки? (синего).

Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку в первую клеточку.

Дети выкладывают фишку на своей карточке.

- Давайте скажем так, чтобы хорошо был слышен звук, который стоит после [С]: СОООООК.

- Назовите второй звук ([О]).

- Звук [О] гласный или согласный? (гласный; глас-голос включается, можем его громко крикнуть, пропеть, ничего не мешает ему выходить изо рта).

- Фишкой, какого цвета мы обозначали гласные звуки? (красного).

Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку во вторую клеточку.

Дети выкладывают фишку на своей карточке.

- Послушайте, как я скажу, чтобы был слышен третий, последний звук: соК (подчёркнуто артикулируется звук [к]). Назовите третий звук. ([к]).

- Звук [к] нельзя протянуть. Произнесите, как я: соК.

- Звук [к] гласный или согласный? (согласный; спинка языка стучит о нёбо – крышу нашего рта, и мешает ему выходить).

- Фишкой, какого цвета мы обозначали согласные звуки? (синего).

Воспитатель сам (или предлагает одному из детей) выставляет фишку в третью, последнюю клеточку.

Дети выкладывают фишку на своей карточке.

Воспитатель указывает на фишки, предлагает детям назвать звук.

- Давайте внизу под этим домиком нарисуем ещё один, тоже с тремя окошками. Только звуки слова «СОК» обозначим не цветными фишками, а буквами.

Воспитатель рисует три клеточки под звуковой схемой.

- Какой первый звук? Найдите букву «С» и поставь в первую клеточку.

Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.

- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.

- Какой звук второй? Найдите букву «О» и поставьте после буквы «С».

Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.

- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.

- Какая буква должна стоят в конце слова «СОК» («К»).

- Найдите букву «К» и поставьте её на место.

Дети выполняют самостоятельно задание на местах. Воспитатель выставляет букву на доске, когда с заданием справится большая часть воспитанников.

- Проверьте себя, правильно ли вы нашли букву.

Вместе с воспитателем (или самостоятельно) дети читают слово на доске (вслед за указкой педагога). Затем дети читают «написанное» ими на карточке слово, ведя пальцем по соответствующим буквам.

6. Работа в тетради.

«Печатание» слов «МАМА», «ПАПА» по образцу воспитателя.

Каждое слово - на одной строке; расстояние между словами – одна клетка; буква «А» - «большая».

Задание дифференцируется в зависимости от особенностей воспитанников.