Найти тему

Первые уроки орловского списа - 6 шагов.

Первое впечатление от вышивки орловский спис - ах, как это трудно и долго! У меня не хватит терпения! У меня нет столько времени!. На самом деле всё гораздо проще, надо только правильно поставить цель.

Итак, давайте разберёмся, что вы хотите иметь, какую вышитую вещь. Если браться за большой рушник с максимальным количеством символических знаков, то, сразу скажу, вас это быстро разочарует, потому что времени будет не хватать, потому что первые бранки (швы) будут получаться не совсем ровными и вам захочется их распороть и вышить заново, вам будет казаться, что работа продвигается недостаточно быстро. Да ведь это и действительно так.

Я немножко подскажу, как лучше сделать. Вначале посмотрите образцы-подлинники, которых сейчас в интернете хватает. Это могут быть как старинные образцы, так и современные, но выполненные в традиции. Скиньте себе на рабочий стол три-четыре образца, таких, которые можно взять за основу.

Теперь надо распечатать на принтере фото красивого рушника (можно чёрно-белое). Тут одно условие - фотографии надо выбирать с достаточно чётким изображением стежков, увеличивать при распечатывании в натуральную величину. Ширина традиционного рушника от 33 до 45 см.

Когда это сделано, смело отложите распечатанное изображение в папочку. (обязательно заведите себе специальную папку и тетрадку в клетку). И пока всё. Это будет "программа максимум", к которой вы постепенно подойдёте.

А теперь возьмёмся за "программу минимум" и постепенно, пошагово будем приближаться к нашей цели.

Скатерть может быть такая.
Скатерть может быть такая.

Первым шагом будет небольшая салфетка, на которой будем пробовать технику орловского списа. Достаточно сначала взять кусок ткани 20х20 или 25х25 см. Покопайтесь в своих запасах, если нет ничего подходящего, то идём в магазин "Ткани".

1. КАК ВЫБРАТЬ ТКАНЬ

Для обучения вышивке орловский спис используют натуральные ткани простого полотняного переплетения. Для небольших салфеток я люблю использовать ткань двунитку. Голосую за неё обеими руками. Это достаточно недорогая ткань на основе хлопковых волокон, молочного оттенка с характерным плотным переплетением в две нити способом «рогожка» и выразительной фактурой. В продаже бывает двунитка разной плотности, цвета и ширины полотна (90 см, 100 см, 120 см, 150см), выбор типа ткани зависит от цели применения.

Фотки образцов ткани беру из интернета.

Вот такая двунитка отлично подходит, посмотрите как хорошо на ней видны клеточки. Одна клеточка - две нитки.....
Вот такая двунитка отлично подходит, посмотрите как хорошо на ней видны клеточки. Одна клеточка - две нитки.....
а вот эту двунитку лучше не брать - клетки не видны
а вот эту двунитку лучше не брать - клетки не видны

эта тоже не подойдёт, она слишком тонкая, просвечивается
эта тоже не подойдёт, она слишком тонкая, просвечивается

Не подходит для вышивания двунитка слишком тонкая или с большим содержанием синтетического волокна, которое проявит себя при утюжке.

Можно начинать учиться вышивать на канве, но она больше подходит для вышивки крестиком, клетки на неё не выражены. Для списа она не должна быть слишком крупного переплетения, иначе между стежками образуются просветы, рисунок получится не четким.

Канва не плохая, но я её не люблю
Канва не плохая, но я её не люблю

При выполнении счетных швов на льняной ткани мелкого плетения рекомендуем пользоваться большой вышивальной лупой, которая крепится на шнурке на шее.

Фабричный лён - это. конечно, красиво, но глаза сломать можно! Для обучения не подойдёт.
Фабричный лён - это. конечно, красиво, но глаза сломать можно! Для обучения не подойдёт.

Работа на домотканом холсте также требует напряжения зрения, такое полотно рекомендуем выбирать в том случае, когда нужна вышивка, максимально приближенная к старинному подлиннику. Домотканый льняной или конопляный холст может быть белым и серым разных оттенков, его легко узнать по неровному краю узкого полотна.

Домотканый лён - это песня! Я занимаюсь в основном архаикой, поэтому при случае стараюсь покупать его рулонами. Но для первой работы он не годится.
Домотканый лён - это песня! Я занимаюсь в основном архаикой, поэтому при случае стараюсь покупать его рулонами. Но для первой работы он не годится.

2. ПЕРЕВОД РИСУНКА

Ткань 20х20 есть. Если вы не уверены в твёрдости своей руки, то пока рисуем на бумаге. Для первой работы НЕ ПЕРЕВОДИТЕ РИСУНОК С ПОДЛИННИКА. Я имею в виду со старинной вышивки. Вообще ниоткуда не переводите. Вот здесь мои салфеточки, для выполнения которых не требуется перевод, посмотрите на них и просто от руки нарисуйте толстый цветок, или листок, или какую-то "живую" неровную форму. Снабдите её парой-тройкой завитков. Не хотите фантазировать - берите любую картинку с нижних фото. увеличивайте и рисуйте на ткань.

-8
-9

Почему лучше начинать с такой непонятной формы? Ну, во-первых, потому что рисунок на салфетке не претендует на какой-либо глубокий смысл, наша задача здесь - просто попробовать швы-бранки. Во-вторых, расположение такой формы не надо выверять по направлению нитей (вертикаль-горизонталь). И в-третьих, широкая форма позволит увидеть красоту рисунка бранок. Одно условие - в форме не должно быть острых углов (или минимум их). Рисунок должен напоминать печенье или пряник, который расползся в печке.

-10

В следующих уроках я опишу, как переводили рисунок на холст в старину и как лучше делать это при работе над большой вышивкой.

3. ОБРАБОТКА КРАЯ

Ткань с переведенным на нее рисунком не спешите заправлять в пяльцы. Вначале обработаем края, которые могут «посыпаться» во время вышивания. Прошьем швом «через край» или наметочным швом, дважды подвернув их на 0,5 см. Свободный край ткани вокруг рисунка следует всегда оставлять чуть шире, чем на эскизе. Вышивая салфетку или скатерть небольшого размера, можно сразу обшить край ткани полосой цветного ситца, подобрав его по цвету и рисунку. Если размер ткани не позволяет заправить ее в пяльцы, то приметываем края выбранного куска ткани к тонкому полотну большего размера.

4. ВЫБОР ПЯЛЕЦ, НИТОК...

"Пяльцы" (словарь Ожегова) или "пяльца" (сл. Даля) – рамка для растягивания ткани. В старину их называли "пяла", мастерицы нередко натягивали ткань на большое сито, обшитое белым полотном. Они могут быть разные – маленькие круглые, большие прямоугольные, с винтом и без него, пластмассовые и деревянные. Самые дешевые – пластмассовые имеют внутренний винт, за который не цепляется нитка во время работы, но он быстро ломается. Для начинающих вышивальщиц лучше выбрать пяльцы деревянные, без винта. Диаметр и плотность пялец зависит от размера ткани для вышивки и от привычки мастерицы. При слабом натяжении ткань будет провисать в процессе работы, при слишком тугом - могут деформироваться нити основы. На больших пяльцах работают двумя руками – одна сверху, другая снизу, на маленьких можно вышивать одной рукой, набирая и протягивая сразу несколько швов на иглу, а второй рукой просто придерживать пяльцы.

Заправляя ткань в пяльцы, следим, чтобы не допустить при этом перекоса нитей.

Ножницы выбираем маленькие для отрезания рабочей нитки, большие для раскроя ткани. Игла для вышивания выбирается в зависимости от толщины ткани и рабочей нитки. Ушко иглы должно быть достаточно широким, но не оставлять на ткани следа прокола.

На вышивку в технике орловского списа тратится много ниток, поэтому целесообразнее сразу приобретать не набор из разных оттенков, а достаточное количество одного цвета. Хорошо зарекомендовали себя нитки мулине «Gamma». Они продаются не в клубках, а в «пасмах» (моточках определенной длины, количество метров и номер оттенка указаны на этикетке). Помимо мулине для вышивки можно использовать нитки х/б матовые в клубках - «Ирис», «Лилия», они имеют красивый спокойный тон, стежок выглядит более объемным, но у начинающих они могут больше путаться. Кроме этого могут преподнести неприятный сюрприз – окрасить ткань после стирки. Перед началом вышивки нужно убедиться, что нитки не красятся. Это сделать очень просто: положите нитку между двумя слоями влажной белой ткани (подойдет даже небольшой лоскуток) и прогладьте горячим утюгом. «Линяющая» нитка оставит цветной след.

Когда нитки куплены, одна этикетка с номером подкалывается или подшивается на уголок ткани. Эта мелочь выручит вас, если нитки закончатся.

Традиционно «Орловский спис» вышивается красным разных оттенков, иногда в бранках вводится темно-голубой и синий цвет. Образцы-подлинники позднего периода отличаются многоцветием.

5. КОНТУР

Толщина рабочей нити зависит от плотности переплетения ткани. Для вышивки контура тамбурным швом (петельками) отделяем двойную нить. Свернувшись петелькой, она даст сложение в 4 нитки. Такой чуть утолщенный контур будет ровным и выразительным. Стебельчатый шов и роспись на контуре потребует более толстой – тройной нити. Перед началом работы следует несколько раз протянуть нить кончиками ногтей. Цвет контура может быть чуть темнее цвета бранок. Стежки контура короткие, не более 3 мм.

О профессионализме мастерицы судят по обратной стороне вышитого изделия. У начинающих вышивальщиц, как правило, она пестрит узлами и лохматится концами ниток. Начинать вышивку без узелка можно двумя способами.

Первый: нить складывают пополам, подравнивают концы и продевают их вместе в ушко, так чтобы вместо привычного узелка на длинном конце осталась петелька. Вышивку выполняют получившейся двойной нитью. Подцепив первую нить с изнанки ткани, протягиваем рабочую нитку почти до конца, не упустив при этом петельку, в которую продеваем иглу и затягиваем нитку. Теперь выводим иглу на лицевую сторону и делаем стежок.

Второй способ применяется в том случае, когда вышиваем нечетным количеством нитей: нитку без узелка протягиваем в ткани по линии рисунка примерно на 1 см, затем иглой закрепляем, продев ее под нитку ткани и затянув в петлю. Продолжаем шов в обратную сторону, зашивая спрятанный конец нитки. Если во время вышивки нить заканчивается, делаем закрепительный узел и прячем «хвостик» под вышитыми бранками (можно даже с лицевой стороны).

-11

6. БРАНКИ

В орловском списе каждая обратная строчка в точности повторяет предыдущую, таким образом, рисунок бранок складывается из двойных стежков.

В своей авторской образовательной программе по обучению орловскому спису для последовательного постепенного усложнения заданий подразделяю рисунки бранок на простые, составные, сложные. Вышивальщицы-крестьянки такого разделения не делали.

Учиться вышивать в технике орловского списа следует с самых простых бранок.

Простые бранки. К этой группе мы отнесли бранки, которые состоят из стежков и интервалов одинаковой величины: «шашки», «волна», «сосна» ...

пример бранки "шашка с дробнушкой".  Снимок из  моей старой статьи "Красной нитью через века" в журнале "Славянка".
пример бранки "шашка с дробнушкой". Снимок из моей старой статьи "Красной нитью через века" в журнале "Славянка".

Начинающим вышивальщицам необходимо внимательно следить за счетным шагом – количеством пропущенных и застеленных нитей основы. Этому поможет предварительное крупное прорисовывание бранок на клетчатой тетради. (Одна клетка - это стежок, прошитый туда и обратно)

                 бранка "шашка с дробнушкой"                      бранка "шашка" или "шахматка"
бранка "шашка с дробнушкой" бранка "шашка" или "шахматка"

Бранка "шашка с дробнушкой" - рисуем три клетки - это 6 ниток на ткани. Бранка "шашка" выполняется по такому счёту: 2 клетки(на двунитке) - 4 нитки красным - 4 пропуск, 4 красным - 4 пропуск..

                        бранка "кочерга"                                                бранка "сосна"
бранка "кочерга" бранка "сосна"
                   бранка "белокос"                                                     бранка "березка"
бранка "белокос" бранка "березка"

Контур следует заполнять бранками от края до края, независимо от того, что часть бранок может не получиться целыми. Особенно ценится, когда одни бранки переходят в другие, не ломая рисунка.

Туловище петуха - "шашка с дробнушкой", крыло - "сосна"
Туловище петуха - "шашка с дробнушкой", крыло - "сосна"
Туловище петуха "шашка с дробнушкой", крыло - "сосна"
Туловище петуха "шашка с дробнушкой", крыло - "сосна"

Родство списового шитья и браного ткачества подразумевает, что полотно имеет горизонтальное направление строчек, которое не следует менять при повороте пялец, исключая те случаи, когда этого требует рисунок отдельных бранок.

Вот так выглядит вышивка, выполненная составными и сложными бранками
Вот так выглядит вышивка, выполненная составными и сложными бранками

Составные бранки - это чередование длинных и коротких стежков и интервалов, одинаково повторяющееся в каждом ряду или через ряд («белокос», «собачьи ребра», «шашка с дробнушкой» …).

Сложные бранки сочетание стежков и интервалов различной длины, меняющееся из ряда в ряд, составляющее сложный рисунок вышивки («ведьма с дробнушкой», «вороний глаз» …).

Готовую вышивку обшиваем цветной тканью или кружевом.

Удачи вам в начинаниях.