Как известно, в буржуинских странах-государствах среди некоторой части автолюбителей особой популярностью пользуется "Большой Туризм", на интуристском наречии - Гран Туризмо. Смысл прост - прыгаешь в болид и мчишь куда-нибудь подальше. Например на лазуревый берег, ну или на какое-нибудь озеро Комо, или Кома. Как там оно правильно, фиг их разберëт этих мракобесов. Там тепло, там яблоки.
Наше же богоспасаемое отечество настолько велико и широко, что местами бывает зима, даже со снегом и морозом. Вот, например, любимая Ленинградская область насыщена озëрами. Так почему бы не рвануть к озеру? Даже если вокруг снега. Тут же родился план-перехват- объехать Ладожское озеро вкруг. Чем не Туризм? Вполне большой. Площадь Ладожского озера - моë почтение! Ну, буржуины, держитесь!
Объехать можно либо слева, через Приозерск, либо справа, через Олонец и Питкяранту. Значит, поедем справа. Почему? Потому-что гладиолус!
Старт из Города-Героя Ленинграда в 8 утра. Держим курс на Лодейное Поле. На улице минус 20. Эй, буржиуи, как вам такое? А мы мчим сугубо в туристских целях.
Внезапно Ленинградская область закончилась и началась Карелия. Здесь меня конкретно ошарашило - оказывается можно не сдабривать дорожное полотно различными хлоридами, больше известными, как реагенты. Дорога стала чисто белая, ну или бело чистая, кому как больше нравится.
Заехали в город Олонец около полудня.
Город Олонец запомнился столовой номер 5, где вкусно и дёшево кормят, а также памятником Владимиру Ильичу Ленину. Владимир Ильич был в шапке, надо полагать, что бы не замëрз.
После Олонца дорога петляет вместе с рекой Олонкой, хотя река петляет побольше. Посёлки идут один за одним. В селе Ильинском присутствует подвесной пешеходный мост!
А дальше больше белого. Больше снега. Больше ëлок по сторонам. Больше поворотов и больше горок! Идеально вычищенная дорога вела на север по восточному берегу Ладожского озера.
Местами мчал с особым цинизмом, несколько превышая установленные ограничения. Дорога называлась романтически красиво 86К-8.
И это была самая офигенная зимняя дорога, по которой мне доводилось ездить! Ровное широкое белое полотно!
Что там древние говорили про скатерть и дорогу? Видимо они имели ввиду вот это самое. А есть ли у этой дороги минусы, спросит пытливый читатель? Конечно! Ровно два. Первый - Ладожского озера с дороги не особо чтобы видно. Есть одно место, где с дороги открывается вид прям на озеро, как раз напротив указателя "Питкярантский район", недалеко у населённого пункта Видлица.
Второй минус - это то, что дорога, даже самая классная, когда-нибудь заканчивается.
Вот и 86К-8 закончилась, упершись в дорогу А121, которая местами была зачищена прям до асфальта. И опять же никаких реагентов! Наверное, кто-то из жителей нашей необъятной скажет, ну и что тут такого, подумаешь, снежная дорога, да у нас в N-ской области таких дорог просто завались. Абсолютно согласен! Но меня, выросшему в городе, там, где асфальт, эта дорога просто потрясла. Вывод: надо больше ездить по нашей необъятной!
Около пятнадцати часов прибыли в населенный пункт с труднопроизносимым названием Ляскеля, где был забронирован номер в лучшей местной гостинице под названием "Усадьба". Как оказалось, больше в гостинице никого не было. "Мёртвый сезон!"- сообщили хозяева, плотно накормив обедом. В такую погоду, а градусник весело показывал 25 со знаком минус, туристы дома сидят. Куда бы отправится в такую погоду? Главная местная достопримечательность - это Рускеала! Некий парк культуры и отдыха на месте бывших мраморных, а может ещё чего-то, карьеров. По агентурным данным, с наступлением темноты для красоты зажигают цветные фонарики, и эта самая красота незамедлительно наступает. Ехать, опять же, недалеко, километров тридцать. Места вокруг живописнейшие, особенно понравился участок пути по берегу залива Кирьявалахти.
Слева за отбойником лёд этого самого залива, а справа скала с соснами. Дорога при этом трёхмерная, тут и повороты, и спуски, и подъёмы.
Виды природы живописные, ехать одно удовольствие.
Завернули в сторону Рускеалы. Попутных машин практически не было. Подъезжая уже к месту, догнали вереницу из четырёх аккуратно едущих автомобилистов. "Куда это они?"- подумал я. "Известно куда." - подумали автомобилисты и дружно включили левые поворотники, а затем свернули на подъездную дорогу к Рускеале.
Парковка устроена большая, явно в расчёте на толпы туристов, заполнена она была на треть. Мне-то казалось, что желающих шляться по заснеженным карьерам в минус 25 будет сильно не много. Оказалось довольно много, некоторые даже с детями. Рядом с парковкой белый вытянутый домик, слева четыре окна касс, справа здоровенный сувенирный магазин. Уточнил у тётеньки в кассе: "тут ли камушки подсвечивают" - и, получив утвердительный ответ, закупил билеты. Входной билет стоит 600 рублей. Вместе с билетами выдали карту, с указанием где что и куда чего.
Пока не включили илюминацию парк особо не впечатлял, зимой здесь всё белым бело.
Зато, когда стемнело, неприметные днём фонарики расцветили карьер разными цветами. Для удобства лицезрения вокруг карьера оборудованы добротные наблюдательные площадки, можно понаделать множество высокохудожественных фотоснимков. Себячки опять же удобно пилить.
Некоторые посетители вошли в раж и радостно голосили когда происходило изменение цвета подсветки, надо полагать не спроста.
Для тех кто сильно изголодался имеется аж 5 заведений общепита. Ещё есть всякие пещеры, но туда не полезли, говорят жутко красиво. Стоит две тысячи плюс к входным шести сотням. А ещё сюда можно доехать на ретропоезде, который тащит настоящий паровоз серии Л! Пока шатались по парку, он где-то неподалёку пыхтел и свистел, а в небо поднимались клубы дыма. Смотреть не пошли, моя борода покрылась инеем и мороз начал пробирать. Двинули на выход. А поезд ходит из Сортавалы, вроде как, регулярно. На следующий день эти самые паровозы серии Л предстанут в необычном виде, но это завтра. Сегодня надо ехать в Сортовалу.
Сортавала - интересный городок. Чувствуются скандинавско-чухонские корни. Дома в историческом центре интересного дизайна. Больше всего впечатлило здание банка, на редкость суровое здание!
Напротив деревянная пожарная часть с каланчой, смотрится сильно не обычно среди каменных домов.
Тут же неподалёку есть интересное заведение общепита, называется Дом Берга. Берг - это такая фамилия, звали же его Карл Густав, в конце XIX работал местным мэром. Говорят, был страшно ловок на должности, натурально Собянин. К сожалению, дом новодельный, оригинальный пару раз горел, ну и в итоге сгорел. Кафе обязательно к посещению, во-первых, интерьеры под старину, а в-главных, кормят тут карельскими блюдами. Карельский пирожок, он же калитка, с форелью - божественный! И нажористый, и вкусный! А ещё в Карелии культ морошки. С морошкой тут делают всё. На мой вкус, ягода крайне специфическая, но попробовать стоит, некоторые от неё в восторге. В Берговом доме дают калитки с морошкой, ещё есть мороженное, а на втором этаже можно прикупить морошковую настойку. Возможно они её и в солянку с ухой добавляют, но это не точно.
В потёмках вернулись в Ляскеля. Градусник в болиде уверенно замер на отметки минус 29. А ведь прогноз погоды не обещал ниже 25-ти. Однако, в гостинице было тепло, ну а Карельский бальзам вперемешку с Добрым Колой добавил антуражу.
Наутро, отзавтракав блинами с шампиньонами и ветчиной, совершенно неожиданно, под названием Петровские, отправились смотреть Ляскельскую достопримечательность - гидроэлектростанцию.
Недалеко от гостиницы протекала река Янисйоки, поперёк реки была устроена плотина, а на противоположном берегу стояла ГЭС.
Поскольку на улице по-прежнему было прохладно, градусов этак 20 с минусом, то на реке стоял лëд, очень причудливой формы.
Причудливость возникла из-за симфонии природы и человека. Человек же, сотрудник ГЭС, не преминул появиться, он принялся менять формы льда посредством поочерёдного открытия заслонок для сброса воды. Вырывающийся поток, бурля, вскрывал ледяные наросты и образовывал промоины.
Теперь едем обратно в Сортавалу, а затем, уже по западному берегу, помчим в сторону дома.
В дневном свете, так понравившиеся мне здание Банка России, заиграло новыми оттенками серого. Рядом, в сквере обнаружился памятник бородатому мужику. Лев Толстой, подумал я, но зачем ему гусли? Оказалось, это памятник сказителю. В ходе объезда наткнулись на здание ратуши, живописное.
Испив кофию в гостях у Берга, поехали обозревать окрестности дальше. Тут, совершенно внезапно, вспомнил о рускеальском паровозе. Нужно срочно найти паровозное логово, и искать его, как мне кажется, нужно рядом с вокзалом. А вот кстати и указатель "Вокзал". Проехав памятник паровозу типа "Э", слева от дороги, на небольшом удалении, рядом с синим ангаром, вдруг обнаружился паровоз.
Из его чрева выходил пар. Прокравшись по следам Урала с надписью "Путейная" поближе, с удивлением обнаружили, что паровозов два! Второй прятался за ангаром.
Оба локомотива были серии "Л", вид имели бомбический. Настоящие машины!
Из труб дыма не было, но, как писал выше, из каких-то других отверстий шëл пар, а ещё что-то шумело. Я не силëн в паровозных науках, но думаю, не ошибся с пониманием, что здесь .
А происходило тут действо по запуску, или растопка, параллельно шла заправка углем посредством железнодорожного крана.
Специалисты сообщают, характеристики паровоза "Л" следующие: мощность 2200 л.с., скорость 80 км/ч, масса 103 тонны. Полюбовавшись ещё некоторое время этим прекрасным, с какой не посмотри, творением рук человеческих, взяли курс домой.
Взяли курс на Приозерск. Но прежде надо добраться до Лахденпохьи.
Дорога от Сортовалы до Лахденпохьи просто прекрасна: крутые повороты, крутые спуски, всё крутое.
Мчать одно удовольствие. Если вдруг, совершенно случайно, Вы получаете удовольствие от езды, то сюда нужно попасть обязательно!
Желательно, конечно, чтобы трафик был по разряжённей. Вспоминая парковку в Рускеале и обилие различных тур-баз, апарт-отелей и всякого такого по пути, предположу, в летней сезон трафик здесь плотный.
В таком случае можно просто созерцать окрестности, тоже не плохо.
После Лахденпохьи дорога идёт по безлюдным местам, количество поворотов резко снизилось, количество прямиков возросло.
Можно поднажать!
Поднажали... Карелия закончилась, и началась Ленобласть, а значит омыватель стекла пришло твоë время. Приозерск внезапно возник из-за поворота. Здесь есть крепость Корела, будете проезжать мимо, заскочите. Говорят, летом тут собираются реконструкторы и яростно дубасят друг друга железными палками. Надо будет нагрянуть с внезапной проверкой.
От Приозерска до Лосево дорога медленная, одна полоса в сторону, сëла с ограничениями 60 км/ч. Ехать скучно. Зато после Лосево - добро пожаловать на автостраду: две полосы в каждую сторону, бетонный разделитель по центру, отличное покрытие. Час времени и вот он, родной Ленинград!
Вот такой вот Гран Туризмо. По итогу больше 900 километров пройдено. Большая часть с удовольствием. Ладожское озеро объехано, подсвеченные камушки осмотрены, а также некоторые достопримечательности. Приобретено острое чувство повторить маршрут по теплу с наличием большего свободного времени. Из агентурных источников известно: в окрестностях большое количество природных достопримечательностей, например, водопады и возвышенности. А ещё тут есть шхеры, в которых можно шхереться. Как там говорил железный болван из художественного фильма "Киборг-убийца"? "Ай'л би бэк!"
Спасибо за внимание.
Бонус-трек #1
Бонус-трек #2