Найти тему
Eugene Korsdorf

Легенда о Фроди, прозвищем "Мирный", волшебных жерновах и жадности.

Я обещал тебе легенду про Фроди, прозванного Мирным, мой слушатель? Обещал. Вот и получай:).

Великанша спрашивает нас, – "Доколе?"
Великанша спрашивает нас, – "Доколе?"

Жил, в общем, в Дании потомок Фрейра, маму которого спас упомянутый бог от дракона – бог и знакомиться должен по-божески, да. И звали того потомка Фроди, или конунг Фроди, который правил данами, как утверждает Саксон-Грамматик, – датский историк двенадцатого столетия – непосредственно после Хадинга из династии Скьёльдунгов. Грамматик этот рассказывает о конунге много, но все эти истории являются бродячими сюжетами и определить что конкретно и когда с непоседливым конунгом в самом деле произошло, а что ему напридумывали, возможным давно не представляется. Как не представляется возможным со стопроцентной уверенностью отождествить его самого с реально существовавшим конунгом:). Но это ведь фигня, ибо ну кто будет ждать от красивого мифа стопроцентной достоверности?

Так вот жил себе Фроди, прозванный Мирным, не особо тужил, ходил в набеги из варяг в греки, ловил селедку, чтил Тора и Одина. И однажды сподобился Один в награду за лояльность подарить конунгу пару жерновов, которые назывались Гротти. Жернова эти провернуть не мог никто, ни скопом ни поодиночке, как ни старались самые сильные воины, и глядя на их потуги и кряхтенье, осознал вдруг Фроди, что жернова те волшебные и молоть могут все, что пожелаешь, и воспылал немедленно желанием жгучим жерновки в движение привесть. А для того снарядил корабли в Швецию и купил там двух изловленных великанш в качестве слуг, а звали великанш Фенья и Менья. Возвратившись, отвел великанш с жерновами на мельницу и велел намолоть золота, мира и процветания, – вот прям так вот и повелел:). И великанши как давай молоть: дело шло споро и с радостью и сундуки конунга наполнялись богатством, которым он одаривал всех, и мир и процветание воцарились на его землях.

Намелем для Фроди

Богатства немало,

Сокровищ намелем

На жернове счастья;

В довольстве сидеть ему

Спать на пуху,

просыпаться счастливым;

Славно мы мелем!

Старшая Эдда. Песнь о Гротти.

Но рано или поздно великанши устали и запросили отдыха, но ставший рабом алчности Фроди велел великаншам работать час за часом, день за днем, давая отдохнуть лишь на время, пока длится песня, которую я привел. Великанши, возмущенные его жестокостью, однажды ночью сменили пластинку и намололи конунгу лютой ненависти в лице викинга Мисингера, который высадился в Дании и поубивал фродиных домочадцев и дружинников с ним самим во главе, когда все спали.

Войско сюда

Скоро приблизится

Князя палаты

Пламя охватит.

Мисингер взял волшебные жернова и великанш с собой помимо сокровищ, которые завоевал в Данмарке, погрузился на корабли и немедленно велел служанкам намолоть побольше соли – одного из наиболее ценных тогда товаров торговли. Женщины подчинились, но викинг, такой же жадный как и Фроди, не давал им отдохнуть, и расплата была страшна: остановить великанш стало невозможно и они намололи столько соли, что корабль и все, кто на нем были, утонули. Тяжелые жернова оказались на дне залива Петленд-Ферт, к северо-западу от Норвегии, пробив в скалах дна углубление, а воды устремились в отверстие жерновов, образовав гигантскую воронку Мальстрем. А соль, которую непереставая мололи жернова, сделала воду в море соленой. Такая вот история про "горшочек, не вари" и про "жадность, - это плохо":).