@svetlovka #светловкачеллендж24
Книга о постапокалипсисе
Кажется, об этом произведении сказали уже все, что можно сказать. А знает его каждый, хотя бы по многочисленным книгам и играм, связанных со сталкером. Да и Стругацкие, пожалуй, самые популярные среди всех писателей-фантастов.
Цитаты
🌕 «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!»
🌕 «Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать»
🌕 «Но вся беда в том, что человек, во всяком случае массовый человек, с легкостью преодолевает эту свою потребность в знаниях. По-моему, у него такой потребности и вовсе нет. Есть потребность понять, а для этого знаний не надо. Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая… Дайте человеку крайне упрощенную систему мира и толкуйте всякое событие на базе этой упрощенной модели»
О жанре
Я прочитала повесть со звучным названием «Пикник на обочине» только в свои 22 года. А все дело в том, что всегда скептически относилась к фантастике, отожествляя ее лишь с «Властелином колец». Гораздо ближе мне был «Гарри Поттер», в котором в реальный мир вмешивается волшебство. Оказывается, мне не нравилось фэнтези, а не фантастика (привет, я учусь на филолога и не знаю базу). Ну правда, как можно сопереживать героям, которые полностью предмет воображения автора? Но это дело вкуса, конечно, и не предмет нашего разговора сегодня. Да и «Пикник на обочине» не совсем фантастика, но об этом дальше.
Впечатления от прочтения
Вернемся к повести Стругацких. Первое, что цепляет — слог. Стругацкие были те еще озорники, поэтому язвительные замечания от лица главного героя смотрятся органично и вполне соотносятся с образами самих авторов.
Второе, на что я обратила внимание, — в повести почти нет сложных терминов и не объясняются многие явления. От научной фантастики мало. Это выглядит логично, ведь герои сами не знают, что же происходит в Зоне, поэтому их представления про «ведьмин студень» и «Золотой шар» расплывчаты. С одной стороны, это привлекает. Сосредотачиваешься на психологизме, а не на внешней обстановке и сложных объяснениях. А с другой — мне было бы интересно подробнее узнать о загадочной Зоне и всех её причудах. Но остается только фантазировать.
Теперь я поняла, почему Борис Стругацкий относил произведения в соавторстве с братом к жанру «реалистической фантастики»: на первом плане человек с его сложными чувствами, а примочки будущего — лишь фон повествования.
Кому читать
Точно не посоветую людям младше 18-20 лет: многое не поймете (я планирую лет через 10 вернуться к произведению обязательно). Если у вас есть негативные мысли о смысле жизни и перспективах развития цивилизации — тоже не читайте Стругацких. Впадете в экзистенциальный кризис и никакие юмористические пьесы оттуда не вытянут. Остальным — читать!