Найти в Дзене
Наука и фантастика

Где все? Еще раз об инопланетных собратьях по разуму

Оглавление
Картинка от нейросети Krea
Картинка от нейросети Krea

Ученые (и не очень ученые) люди, продолжающие задаваться вопросом - "Где все?" - и, в очередной раз не нашедшие в космосе никаких сигналов от братьев по разуму, нередко приходят к пессимистическому ответу: а нет кругом никогошеньки. Мы - одни во Вселенной.

Одинокое человечество

С одной стороны, оно вроде бы и неплохо. Космос - наш. И не будет никто на нас нападать, чтобы овладеть нашими осинами, болотами, каньонами, джунглями и пустынями.

С другой стороны, обидно. Причем обидно сразу всем: и мечтающим о братском союзе вселенских народов, и жаждущим всех завоевать и всё захватить, и присматривающим себе симпатичную недвижимость на черный (для Солнечной системы) день...

С третьей стороны, одиноко. Не с кем обсудить проблемы бытия на вселенском уровне.

Картинка от Krea
Картинка от Krea

Я бы взглянула на проблему также с трех точек зрения.

Точка зрения фантаста

Тут всё просто. Нет инопланетян - нет фантастики. Никакой, ни научной, ни ненаучной. Какая же космическая фантастика без инопланетян?

Поскольку межзвездные (и уж, тем более, межгалактические) перелеты - область сугубо фантастическая, то, сделав такое допущение, придется сделать и другое: жизнь есть и в других мирах. Иногда похожая на нашу, иногда совсем не похожая, иногда даже кажущаяся не-жизнью в наших понятиях. И вокруг всего этого можно разворачивать любые сюжеты.

Картинка от Krea
Картинка от Krea

Большинству нынешних фантастов нравятся боевики.

А мне - нет. У меня инопланетяне действительно разумны, как бы они ни выглядели. Жизнь так редка и хрупка, что тратить ее на истребление других обитателей Вселенной - бессмысленно. Лучше узнать как можно больше о нашем общем космическом доме. И постараться понять друг друга.

Точка зрения прагматика

С сугубо практической точки зрения, жизнь во Вселенной, причем жизнь разумная, непременно должна существовать где-то, помимо Земли.

Почему?

Да потому, что галактик - огромное множество, и в каждой - миллиарды звезд, вокруг которых чаще всего вращаются хотя бы по несколько планет. Подсчитать их все совершенно невозможно даже в видимой Вселенной. И, поскольку старшие галактики находятся очень далеко от нас, мы физически не в состоянии обнаружить в них обитаемые миры. Однако, по законам вероятности, они должны там быть. Отрицать это - довольно глупо.

Представим себе человека, который всю жизнь живет в дикой деревне в джунглях Амазонки. Допустим, он там родился и никогда не видел города. Он даже представить себе такое не может. Следует ли из этого, что никаких городов не существует?

Или, допустим, человек заблудился в лесу. И начал кричать - "Ау!", "Где все?" - звать на помощь, стучать палкой по дереву, жечь костры, привязывать веревочки к веткам.

Никто не отзывается.

Значит ли это, что других людей вообще нет?

Они есть, только они не могут его услышать. Лес густой, все подаваемые сигналы распространяются на ограниченное расстояние. Им даже в голову не придет, что в лесу блуждает одинокий бедолага, если у него нет телефона или рации.

Следовательно, если на другом рукаве Млечного Пути, или в соседней галактике Андромеды, а уж, тем более, в галактике отдаленной кто-то разумный живет в свое удовольствие, он просто не догадается, что мы тут кричим пресловутое "Ау". Лететь к нам гости? А зачем? С точки зрения Вселенной, мы находимся на задворках. И, если для нас существенны ограничения, связанные с межзвездными перелетами, то для них они тоже будут иметь значение.

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Точка зрения историка

И ещё одно соображение, которое всегда упускают из вида физики и астрономы.

Не надо путать разные понятия: культура, цивилизация и технически развитая цивилизация.

Сейчас в нашей стране с этим просто беда, поскольку путаница исходит из начальственных кабинетов.

Культура есть у любых разумных существ. В отношении гомо сапиенс это тезис бесспорный. Как только появляется язык, орудия труда, жилище, некие обряды и (ну, это уже высший пилотаж!) искусство в виде наскальных росписей или орнаментов на лепной керамике - культура наличествует. А цивилизация - пожалуй, нет.

Цивилизация связана с появлением городов. Огороженная охраняемая территория, дороги, общественные сооружения, развитая социальная структура, способы взаимодействия с соседями (помимо набегов, умыканий, грабежей и войнушек).

Сколько десятков тысячелетий на Земле длился период, когда культура была, а до цивилизации человечество еще не дозрело?

Однако и цивилизация вплоть до 20 века была не вполне технологической. Промышленное использование электричества, радио, телефона, появление воздушного транспорта и прочих благ современного образа жизни - всему этому немногим более 100 лет.

Но то, что справедливо для Земли, должно действовать и в других мирах.

Я допускаю, что во многих отдаленных системах и других галактиках существуют общества, имеющие развитую культуру, однако не создавшие цивилизацию. Или же те, чужие, цивилизации, имеют особенности, сходные, например, с доколумбовыми цивилизациями в Америке. Исключительно точный календарь (астрономия достигла высокой степени развития!), великолепное искусство и словесность ("Пополь Вух") - и при этом отсутствие колесной техники, а в империи инков - отсутствие алфавитного или слогового письма (только узелковое, для передачи статистических сведений).

Пирамида майя в  изображении Креа.
Пирамида майя в изображении Креа.

Могут ли такие цивилизации связываться с другими мирами? Не могут, даже если бы пожелали. Могут только фантазировать на тему богов, живущих на звездах, или олицетворяющих Солнце и Луну.

Скорее всего, высокотехнологические цивилизации - действительно редкость, или их вовсе нет в обозримой Вселенной. А миры с разумными существами, думаю, есть. Правда, нам от этого не легче.

--

Остается пробавляться фантастикой.

В моей космоопере "Хранительница" имеются любые миры, какие только душа пожелает. И все спокойно контактируют, общаются, торгуют, дружат.

Чего и землянам хотелось бы пожелать.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый, еще не оконченный роман, "Возвращение Улисса", выкладывается в режиме черновика на Литрес и Литмаркет.