Найти тему
Книжная аптека

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме: прикоснуться к судьбе великого поэта

Ну что друзья, снова в Петербург по воскресеньям? Помните еще такую рубрику этого канала?

Сегодня приглашаю вас в гости к Анне Ахматовой в Фонтанный Дом.

Впервые я попала в этот музей в сентябре 1989 года, буквально через 2 месяца после его открытия. Расскажу вам чуть подробнее, чтобы вы понимали ЧТО для 18-летней студентки тогда была поэзия вообще, поэзия Серебряного века в особенности и имя Ахматовой.

Первая самостоятельная недельная поездка в тогда еще Ленинград, приютила меня бывшая одноклассница в общежитии химико-технологического института на Петроградке. И вот первый день в городе, в который всегда влюбляются авансом, первая встреча с Невским. Выход из станции метро «Канал Грибоедова»: ветер гоняет легкие сентябрьские тучи. Этот ошеломивший меня вид: слева – Казанский, прямо перед глазами Дом Зингера с вечным стеклянным шаром на куполе, справа – стрела Екатерининского канала и купола Спаса на Крови, - до сих пор самый любимый и «петербургский».

По Невскому дошла до Дворцовой и, обойдя ее, увидела бодрых зазывал, продающих экскурсии. Нет, я поехала не на обзорную, не в Петропавловку и не на корабликах. Первая моя экскурсия была - «Литературный Петербург Серебряного века». От экскурсовода я и узнала, что совсем недавно открылся мемориальный музей – квартира Ахматовой в Шереметьевском дворце. Конечно же туда я и пошла. Помню долгую довольно обшарпанную лестницу – и несколько комнаток с аскетичной до убогости обстановкой. Помню трепетное чувство узнавания тех деталей, которые вошли в стихи Ахматовой из Фонтанного дома и его сада.

Потом бывала в этом музее несколько раз на поэтических вечерах Светланы Крючковой – в день смерти и в день рождения Анны Андреевны.

И вот, наконец, провела здесь несколько часов субботы. Не легких, эмоционально выматывающих, но прекрасных. С Ахматовой, ее стихами, рядом с ее судьбой. Решила пойти на «живую» экскурсию, но совершенно правильным решением было приехать пораньше и сначала пройти по квартире 44 на третьем этаже южного флигеля Шереметьевского дворца в тишине и одиночестве (относительном). Проникнуться и пофотографировать.

Потому что экскурсовод Ирина, которая вела нашу группу, не оставила нам никаких шансов на фотографирование. Ровный негромкий голос, довольно быстрый темп речи. Но такое внутреннее эмоциональное напряжение создавала она своим рассказом и чтением стихов в каждой комнате, в кухне, в Левином тупичке, что даже помыслить было невозможно, чтобы доставать телефон и фотографировать.

Только в «розовой столовой», когда речь шла о гостях и о праздниках (Пунины, Ахматова и их близкие друзья продолжали праздновать Рождество, но елку ставили в простенке между окон, чтобы не была видна из сада), немного все выдохнули. И даже, как когда-то хозяева с гостями, посидели все вместе за столом.

-3

И наверное, каждая девушка и женщина, сидя за этим столом, думала: каково это было двум женщинам - бывшей любви и законной жене Пунина Анне Аренс и новой его любимой женщине - Анне Ахматовой, прожить столько лет в одной квартире в соседних комнатах, встречаться за общим столом. А когда Ахматова порвала с Пуниным в 1938 году, она еще два года прожила рядом с воссоединившейся семьей.

Не хочется писать банальных фраз: «великая женщина», «тяжелая судьба» (и не только Ахматовой, конечно, а вообще всех тех, кого назовут «врагами народа», а позже – «диссидентами»). Но это действительно так. И эти несколько аскетичных комнаток, в которых жила почти тридцать лет великая Ахматова и 6 лет – будущий ученый Лев Гумилев, - отражение судьбы целого поколения интеллигенции и трагического периода нашей истории.

Надо ли идти в этот музей? Для меня ответ однозначный - обязательно. Потому что этот музей не только про Ахматову. Он про Петербург и Ленинград, про Шереметьевых, 1921 год и блокаду, про Гумилевых отца и сына и Мандельштама, про Чуковскую и Бродского, и даже про мальчика Валю Смирнова - внука бывшей домработницы Пуниных, которому Ахматова читала Пушкина и учила французскому языку. А он давал ей письменное обещание "не кривляться"))

-6

В 1943, в эвакуации, Анна Андреевна написала пронзительные строки, когда узнала, что он умер во время блокады:

Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

Кроме мемориальных комнат, в пространстве квартиры создан "Белый зал", где можно увидеть документы, рукописи, автографы.

Ну и как же в петербургском музее без пушистых хранителей? Я видела двоих, и оба они рыжие. В музее проходило детское мероприятие, поэтому коты предпочли укрыться в укромных местах. Но перед самым закрытием мне все же удалось сфотографировать для вас Персика.

-8

Адрес музея Анны Ахматовой: Литейный проспект, 53. Можно купить билет для самостоятельного осмотра, билет с аудиогидом и билет на экскурсию.

Приезжайте в Петербург в июне: в саду Фонтанного Дома в день рождения Ахматовой всегда звучат стихи в исполнении Светланы Крючковой!