Недавно знакомая девушка, видимо вдохновившись рекламой очередного фильма про Джеймс Бонда, спросила: «А про шпионов песни в шансоне есть?» - Конечно, - ответил я. – И не только песни. Некоторым шансонье, и вовсе, довелось примерить на себя образ «агента 007» или Маты Хари. Визави моя, кажется, не поверила, но я взялся убедить ее, написав две статьи: «Шансон про шпионов» и «Шансонье-шпионы».
"Советская малина собралась на совет..."
Первая известная мне жанровая композиция про рыцарей плаща и кинжала родилась в грозные сталинские годы, когда в СССР повсюду ловили вредителей и диверсантов, а все советские граждане, как один, помогали доблестным органам в этом трудном деле. Написал шуточную песню под названием «Марсель» ученый-филолог Ахилл Левинтон (1913-1971).
Ее исполняли многие классики жанра, от Аркадия Северного и Владимира Высоцкого до Кости Беляева и Владислава Медяника. Невзирая на прошедшие с ее создания десятилетия, она популярна по сей день.
Суть неувядающего шлягера в том, что к стоящему «на стреме» жулику подходит иностранный агент и, соблазняя жизнью в Марселе, предлагая «деньги и жемчуга стакан», просит «передать ему секретного завода план». Но герой песни, хоть и бандит, но бандит советский и он дает искусителю достойный ответ:
Советская «малина»
Собралась на совет,
Советская «малина»
Врагу сказала «Нет!»
Однако НКВД жеста благородных разбойников не оценил:
Меня благодарили власти,
Жал руку прокурор,
А после посадили
Под усиленный надзор.
С тех пор имею, братцы,
Одну я в жизни цель:
Ох, как бы мне добраться
В эту самую Марсель…
"Мы этой ночью с пьедестала снимем Дюка..."
Шедевр Левинтона вдохновил … на создание песни, написанной, как говорится, «по мотивам» известного произведения. В 1987 году Михаил Шуфутинский на альбоме «Атаман-3», выпущенном в США, исполнил замечательную вещицу «Одессу-маму не продам», которую написал бард Валерий Скоров.
Основной смысл ее тот же: некий гражданин сидит у одесского фонтана и наблюдает за красивыми девушками, как вдруг к нему подходит иностранец и говорит:
…«Мy friend, поедем в Амстердам.
Там жизнь блатная, там почти что нету пьяниц,
Но дела хватит и бандитам, и ворам…»
Сымай пиджак, - он говорит, - сымай колеса,
В них не пускают в чудный город Амстердам.
Я на тебя надену фирмы «Левис» клеши,
И дипломат французский вместо торбы дам...
И далее следует кульминация диалога:
Мы этой ночью с пьедестала снимем Дюка,
И увезем его с собою в Амстердам…. Тут я не выдержал, сказал: - Довольно, сука,
Одессу-маму никогда я не продам, -
гордо отвечает «наш товарищ» и врагу не продается.
"И сшиты не по-русски широкие штаны..."
И Ахилл Левинтон и автор «ремейка» Валерий Скоров наверняка были советскими пионерами, и, очень может быть, что вдохновила их на создание таких музыкальных «детективов» песня братьев Покрасс на стихи Евгения Долматовского, которую распевали мальчишки и девчонки 1930-х годов.
Это – известная и сегодня «Пуговка». Здесь уже шутки прочь. Здесь – все серьезно.
Отряд пионеров находит пуговицу с иностранными словами и бежит с находкой к начальнику погранзаставы:
Рассказывайте толком, —
Сказал начальник строгий,
И карту пред собою
Зеленую раскрыл: -
Вблизи какой деревни
И на какой дороге
На пуговку Алёшка
Ногою наступил?
Четыре дня ищут бойцы владельца пуговки и, наконец, находят:
Седого незнакомца В деревне повстречали,
Сурово осмотрели
Его со всех сторон.
А пуговицы нету
У заднего кармана,
И сшиты не по-русски
Широкие штаны.
А в глубине кармана -
Патроны для нагана
И карта укреплений
Советской стороны…
"А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си..."
Звучала шпионская нота и у такого мастера слова как Владимир Высоцкий. В его репертуаре было сразу две песни. Первая – «Пародия на плохой детектив» была написана в 1966 году и тематически повторяет творение Ахилла Левинтона. Помните?
Опасаясь контрразведки, избегая жизни светской,
Под английским псевдонимом «мистер Джон Ланкастер Пек»,
Вечно в кожаных перчатках - чтоб не делать отпечатков,- Жил в гостинице «Советской» несоветский человек.
По ночам шпион снимал разные объекты, но скоро понял, что ему нужен подручный и завербовал в ресторане «пьяного и мягкотелого» гражданина Епифана:
- Вот и первое заданье: в три пятнадцать, возле бани, Может, раньше, может, позже, остановится такси. Надо сесть, связать шофера, разыграть простого вора, А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си.
…А за это, друг мой пьяный,- говорил он Епифану,- Будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин...-
Враг не ведал, дурачина, - тот, кому все поручил он, Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин…
Вторую песню Владимир Высоцкий сочинил, когда шли съемки фильма «Красная палатка» (1969), где снимался знаменитый актер Шон Коннери. В то время актер был невероятно популярен на Западе как исполнитель роли Джеймса Бонда, толпы фанатов буквально осаждали его. По этой причине он долго отказывался ехать в СССР, опасаясь надоедливых поклонников.
…А то, бывало, встретят у квартиры,
Набросятся и рвут на сувениры
Последние штаны и пиджаки.
Вот так и жил, как в клетке. Ну а в кино потел.
Различные разведки дурачил, как хотел. То ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит, А то на абажуре кого-то соблазнит.
Но голливудской звезде было невдомек, что за «железным занавесом» картины с его участием почти никто не видел и потому его совершенно никто и не узнавал. Пробыв в СССР пару недель, удивленный Коннери отбыл восвояси, а узнавший об этой истории бард, написал шуточную зарисовку. Но порой случалось и так, что сюжеты песен переносились в реальную жизнь, и тогда участникам событий становилось совсем не до шуток. О «Шансонье-шпионах» читайте в следующем материале на Дзен-канале ProПесни.
©️ Максим Кравчинский.
Веб-сайт: www.kravchinsky.com
Youtube-channel ProПесни: https://www.youtube.com/channel/UC9xaGOJ_8Jk9uZPEQlB-Bkw