Найти тему

О катастрофическом положении медицинского образования в России

Оглавление
Фото автора
Фото автора
Если кто-то считает, что с российским профессиональным образованием дела обстоят стабильно неплохо, тот не понимает истинного положения вещей.
Ситуация с профессиональным образованием у нас в стране плачевная, а если не решать эту проблему, то в перспективе развитие нашей страны отодвинется намного лет назад: не будут развиваться технологические и информационные процессы, промышленное производство станет отстающим по сравнению с развитыми странами, во многих сферах жизни будут занимать должности некомпетентные и малообразованные люди, которые, в свою очередь, начнут совершать ошибки и принимать необдуманные стратегические решения.
И если одни ошибки работников могут привести к искажению статистических данных (в сфере государственной системы власти), то другие - к аварийным ситуациям (например, в сфере авиапромышленности) и к летальным исходам ( в сфере здравоохранения).
Таким образом, качество профессионального образования влияет на благополучие страны в целом, а это архиважно в условиях геополитической обстановки в мире. Россия, как никогда раньше, нуждается в ученых-инноваторах, в грамотных специалистах в сфере образования. медицины, культуры, производства, государственного управления и т.д.

Разберем этот вопрос на примере медицинского образования в России.

Одна из весомых проблем в медицинских вузах - кадровый дефицит преподавателей.

Так, размер оплаты труда преподавателей клинических кафедр (к примеру, доцентов с кмн) существенно ниже, чем у обычного врача в поликлинике, а потому желающих идти работать в медвузы не так много.

Медицинское образование держится на преподавателях-энтузиастах, которые не только разбираются в своей области, но и делятся этими знаниями со студентами. Но таких в медицинских институтах не много, а потому они не решат упадок системы образования.

Перекос системы медицинского образования в сторону пропасти не смогут решить даже профессоры с многолетним практическим опытом.

По мнению некоторых преподавателей, для системы медицинского образования очень характерна "сила авторитета", когда профессор какой-нибудь клинической кафедры правомочен давать решающую оценку в том или ином вопросе, даже если его точка зрения противоречит здравому смыслу, основам доказательной медицины или немного устарела. Ведь у авторитетов медицины не принято спрашивать обоснования по поставленному диагнозу или назначенному лечению, его профессорское заключение безоговорочно верно, как решение католического Папы.

Так, в одном из российских медицинских ВУЗов на кафедре психиатрии произошел случай. Заведующий кафедрой, профессор, поставил ребенку диагноз: шизофрения только потому, что пациент читает серьезную литературу (труды Карла Маркса). Ассистент кафедры хотел профессору возразить, так как у ребенка нет клиники психического расстройства (нет галлюцинаций, бреда, изменений в мышлении и в поведении), то есть диагноз профессором был установлен неверно.
Профессор тут же заткнул молодого преподавателя, пригрозив увольнением. Оспаривать решение профессора никто не стал, несмотря на его абсурдность. Хочется верить, что родителям ребенка удалось найти компетентных и авторитетных врачей-психиатров, которые смогли снять диагноз.
Таким образом, любому профессору жизненно важно постоянно повышать свою квалификацию, в противном случае будут совершаться и врачебные ошибки, и преподавательские оплошности, пострадают невинные пациенты.

Для того, чтобы учить студентов и врачей (кафедры последипломного образования) каждый преподаватель должен быть на порядок образованней, чем обычный доктор из первичного звена здравоохранения. А для того, чтобы повышать свою компетенцию преподавателю необходимо вкладывать колоссальное количество времени, сил, финансовых затрат на дополнительное профессиональное образование. Однако, на мизерную зарплату преподаватель может рассчитывать только на защиту своей научной диссертации.

Как думаете, дорогие читатели, будет ли достаточной мотивация у какого-го нибудь доцента или аспиранта кафедры к самообразованию, если его оклада едва хватает, чтобы не загнуться от голода?

Не кажется ли вам комичной ситуация, что сотрудник какого-нибудь магазина Пятерочки получает больше, чем преподаватели медицинских ВУЗов? Чиновникам Минобрнауки РФ, видимо, нет.

Еще одним разрушительным фактором в системе образования является излишняя бумажная волокита.

С внедрением информационных технологий и контроля за образовательным процессом увеличивается нагрузка на преподавателей.

Преподаватели жалуются, что стало сложней обучать студентов, готовить материалы к лекционным и практическим занятиям.

На каждый шаг преподавателю необходимо писать обоснование, перечисляя список использованной литературы, методические разработки, рецензии других преподавателей, затем согласовывать с методическим советом, после чего материал внедрять в обучение студентов.

Безусловно, контроль за образовательным процессом студентов должен быть, но если для подготовки новой лекции преподаватель каждый раз должен перед методическим советом разглагольствовать, почему была выбрана данная тема, какую пользу получат обучающиеся, то когда, спрашивается, учить студентов?

А если учесть тот факт, что среди преподавателей немало практикующих врачей, которые совмещают преподавательскую деятельность с приемом больных в нескольких медицинских учреждениях, то остается ли им достаточно времени и сил, чтобы заниматься со студентами? А как этим преподавателям быть иначе, если их вузовская зарплата не соответствует реальному уровню жизни в стране?

Когда приходит студент (ординатор) на кафедру последипломного образования, то преподаватели должны написать план обучения на несколько лет вперед ( а эта рутина занимает сотню страниц печатного текста и несколько недель усердной работы). В этом плане преподаватель подробно расписывает каждый день обучения студента, указывает ФИО преподавателя, который будет вести занятие. При этом, план обучения должен быть составлен таким образом, чтобы не наслаивались разные циклы обучения друг на друга.
А на следующий учебный год чиновники министерства образования и науки сверху спускают новые рекомендации по обучению ординаторов, и преподаватели вынуждены переписывать все заново.
Чиновникам министерства образования и науки важно, чтобы все документы на момент проверки были оформлены правильно, их не интересует качество самого преподавания. Главное -выполнение стандартов, а остальное - подождет.
И вместо того, чтобы уменьшить бумажную нагрузку на преподавателей, государевы деятели ее только увеличивают с каждым годом. В итоге, преподаватели тонут в авральных объемах бумаг и отчетах для чиновничьей галочки.
При этом, как отмечают многие преподаватели, образовательная программа в медицинских ВУЗах отстает от современных подходов в медицине. Но чиновники сверху лучше знают, как составлять программы для обучения студентов, которые устаревают ещё до их составления, и направляют их на исполнение в ВУЗы.
А преподаватели вынуждены по сброшенным сверху программам учить студентов.

Также многие преподаватели при работе в медицинских ВУЗах сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие карьерного роста.

В системе образования, как я уже писала ранее, действует непререкаемая сила авторитетов, которые много лет сидят на одной должности, однако не всегда ей соответствуют. Эти авторитеты не пытаются развивать науку, их задача - удержаться на хорошем месте. А потому пройдет еще много лет, чтобы на его (ее) должность пришла достойная смена и сделала что-то ценное для страны (региона) и студентов.

Что в сухом остатке?

В результате сложившейся образовательной политики в медицине:

- прогрессирует кадровый дефицит преподавателей (уходят ценные и талантливые учителя);

-снижается количество защищенных научных диссертаций и качества преподавания;

-сокращаются клинические кафедры (не рентабельно);

-снижается престиж работы в сфере образования;

- отмечается недостаточная подготовка будущих врачей;

-увеличивается убыль населения из-за врачебных ошибок.

Таким образом, медицинское образование в РФ нуждается в комплексном, кардинальном и разумном реформировании, а также в достаточном финансировании.

Благодарю вас, что дочитали статью до конца! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, оставляйте свои комментарии!

Ваше мнение очень важно в развитии канала!