Найти в Дзене

Служил Вавила архиереем, Вавила мучеником стал…

Давненько я не радовал своих читателей историями о том, как живое учение Христа было превращено кучкой позднеримских жуликов в тошнотворное пойло для варваров и дегенератов, однако были к тому существенные причины. После рассмотрения Никейского Собора многое уже становится понятным, однако это лишь фрагмент общий картины. Сегодня же я хочу рассмотреть миф о христианских мучениках и о гонениях на христиан в Римской империи. Не весь миф, конечно, а так – чуть-чуть, на примере нескольких особо смачных персонажей. Принято считать, что в Римской империи христианам приходилось туго: все их гоняли туда-сюда беспрестанно, мучили по поводу и без повода, казнили пачками на радость людям, да и вообще сильно ненавидели. С чего вдруг такая ненависть – не объясняется. Вернее, нам говорят, что римляне, как язычники, ненавидели христианство просто так. Потому как язычники же, чего ж тут непонятного? Однако, такой религии как «язычество» не существует в принципе, это очередной бессмысленный бред пропаг
так, внимание! Вавила, Урван, Прилидиан и Епполоний - выходят на поле! Хрисанфу и Дарье - приготовиться!
так, внимание! Вавила, Урван, Прилидиан и Епполоний - выходят на поле! Хрисанфу и Дарье - приготовиться!

Давненько я не радовал своих читателей историями о том, как живое учение Христа было превращено кучкой позднеримских жуликов в тошнотворное пойло для варваров и дегенератов, однако были к тому существенные причины.

После рассмотрения Никейского Собора многое уже становится понятным, однако это лишь фрагмент общий картины. Сегодня же я хочу рассмотреть миф о христианских мучениках и о гонениях на христиан в Римской империи. Не весь миф, конечно, а так – чуть-чуть, на примере нескольких особо смачных персонажей.

Принято считать, что в Римской империи христианам приходилось туго: все их гоняли туда-сюда беспрестанно, мучили по поводу и без повода, казнили пачками на радость людям, да и вообще сильно ненавидели. С чего вдруг такая ненависть – не объясняется. Вернее, нам говорят, что римляне, как язычники, ненавидели христианство просто так. Потому как язычники же, чего ж тут непонятного? Однако, такой религии как «язычество» не существует в принципе, это очередной бессмысленный бред пропагандистов, который будет рассмотрен отдельно. Сейчас скажем лишь, что в период раннего христианства в Риме были популярны эллинистические культы Изиды, Сераписа, Митры и других божеств, важнейшей чертой которых была их ЭТИЧЕСКАЯ составляющая. То есть, эти культы призывали верующих к добродетели. А не к паскудству. Высоко ценились человеколюбие, терпимость и гуманизм. Поэтому спонтанная ненависть митраистов к христианам крайне сомнительна. Да и в целом непонятно, для чего римские императоры занимались преследованиями какой-то религии вообще, если только она не представляла угрозы безопасности государства и граждан. Однако нас пытаются убедить в том, что христиан именно мучали, скармливали львам на арене, и приводят в пример многочисленные жития мучеников.

Отдельного внимания заслуживает история «Вавилы» «Антиохийского». По данным Жития, этот персонаж был епископом Антиохии то ли в 238 – 251, то ли в 237 – 253 годах. Относительно конкретной даты мученичества свидетели характерно путаются в показаниях: то ли 24 января, то ли 4 сентября. Обстоятельства его мученичества, якобы, следующие:

во время языческого праздника в Антиохии император Нумериан захотел войти в христианский храм во время литургии, но был изгнан епископом Вавилой. Епископа арестовали, на допросе он открыто исповедал себя христианином. Вавилу заковали в цепи, водили по городу и принуждали поклониться языческим богам и отречься от Христа. Епископа сопровождали его ученики — трое родных братьев: Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. Их также принуждали поклониться идолам, а за отказ отрокам нанесли раны по числу их лет. Затем их вместе с Вавилой повесили на дереве и подвергли пытке огнём. Видя упорство христиан, император приказал их обезглавить.

Император Нумериан выписывает смертный приговор Вавиле. «Эй, мужик! Как правильно пишется: абизглавить или обизглавить?»
Император Нумериан выписывает смертный приговор Вавиле. «Эй, мужик! Как правильно пишется: абизглавить или обизглавить?»

Звучит красиво, особенно жалко семилетнего отрока Епполония, который видимо был зачат родителями Вавилы аккурат к десятилетнему юбилею занятия старшим сыном епархиальной кафедры. Однако, есть ряд шероховатостей. Во-первых, Нумериан правил в 283—284 годах, то есть через тридцать лет после умучения Вавилы с Епполонием и прочими.

Нумериан. «Я загляну, послушаю, как вы тут красиво поете, вы не против?»
Нумериан. «Я загляну, послушаю, как вы тут красиво поете, вы не против?»

Что характерно, Нумериан имел наглость родиться то ли в 253, то ли в 254 году, что однозначно исключает возможность умучения им Вавилы, даже если рискнуть предположить, что он сделал это, еще не будучи императором, а просто сыном префекта. Наглый римский мажор, безусловно, мог иметь массу сословных привилегий, и папа Марк Аврелий Кар бы отмазал его от правосудия, но… В версию о том, что годовалый ребенок мог пытаться силой войти в храм, невзирая на противодействие взрослого мужчины – верится с трудом. Если Вавила выдержал вождение в цепях по городу, повешение на дереве и пытку огнем, и окончательно замучился только при отделении головы от тела, то разумно предположить, что сил оттолкнуть годовалого ребенка у него должно было хватить. Не совсем понятно также, как мог годовалый ребенок организовать все это помпезное мероприятие, и отдавать приказы взрослым.

Вавила. «Запрещаю вам входить на государственную пристань!»
Вавила. «Запрещаю вам входить на государственную пристань!»

В принципе, на этом можно ставить точку в анализе шизофренического бреда автора «Жития», но согласно другой версии, Нумериан тут все же ни при чем, а умучил Вавилу другой император – Деций.

Однако ж и тут загвоздка: подлый Деций ухитрился погибнуть 1 июля 251 года битве с племенами карпов и готов у Абриттуса (современный город Разград) в Мёзии вместе с сыном и соправителем Гереннием Этруском.

Теоретически, остается еще возможность, что негодяй Деций по быстренькому замучил Вавилу в Антиохии, а затем отправился на войну с карпами и готами. Но и тут суровая история ставит автору Жития подножку: карпы и даки совершили набег на Мёзию в конце весны 250 года, и в разгар войны (в июне или июле 250 года) Деций поспешил покинуть Рим, чтобы присоединиться к армии. Где и находился безотлучно вплоть до гибели. То есть, по дороге из Рима в Мёзию Деций оказаться в Антиохии не мог никак. М-да…

Император Деций Траян. Пошло Вавилу замучил, изверг?
Император Деций Траян. Пошло Вавилу замучил, изверг?

Возможно, автор Жития просто перепутал дату, и замучил Вавилу все же Нумериан?

И тут нестыковка: Нумериан был младшим сыном префекта претория Кара. После того, как Кар был провозглашён императором, он назначил Нумериана своим соправителем с титулом цезаря. После начала очередной римско-персидской войны Нумериан вместе с отцом принял участие в походе. После гибели Кара он стал августом на Востоке, в то время как его старший брат Карин управлял западной частью империи. Вскоре после возвращения с войны против персов Нумериан умер (или был убит) в Малой Азии.

Следует отметить, что Марк Аврелий Кар правил в 282—283 годах. Он разгромил сарматов и квадов на дунайской границе, а затем одержал победу над персами в Месопотамии. Однако после взятия персидской столицы Ктесифона и переправы на противоположный берег Тигра Кар скончался в своей палатке при так до конца и невыясненных обстоятельствах. Это произошло в самый разгар персидского похода в конце июля или в начале августа 283 года.

Таким образом, Нумериан стал императором в начале августа 283 года, находясь аж за Тигром, в окрестностях Ктесифона. А Вавила, напомню, замучился то ли 24 января, то ли 4 сентября. Первая дата отпадает сразу же, поскольку Нумериан еще не был императором и вообще помогал отцу в военном походе, следовательно, никак не мог заниматься посторонними делами в Антиохии.

А как насчет второй? Известно, что Нумериан зазимовал на Востоке, и достиг Эмесы лишь в марте 284 года. Расстояние от Эмесы до Антиохии не слишком большое, теоретически, Нумериан мог там оказаться к началу сентября. Но… В Эмесе император, по всей вероятности, все ещё был жив и пребывал в добром здравии, поскольку там он издал единственный сохранившийся от времён его правления рескрипт, который впоследствии был включён в кодекс Юстиниана.

Снова Нумериан. Работал императором на удаленке и замучил Вавилу дистанционно. Круче, чем Дарт Вейдер. Каков пройдоха!
Снова Нумериан. Работал императором на удаленке и замучил Вавилу дистанционно. Круче, чем Дарт Вейдер. Каков пройдоха!

А вот вскоре после посещения Эмесы Нумериан заболел. Его приближённые говорили солдатам, что Нумериан страдает от воспаления глаз из-за длительной бессонницы и поэтому вынужден передвигаться в закрытых носилках, чтобы беречь глаза от солнца и ветра. Однако, когда армия достигла вифинского города Никомедия, характерный трупный запах, исходивший от носилок, больше не позволил префекту претория Аррию Апру скрывать истину. Солдаты разорвали шторы, скрывавшие Нумериана, и обнаружили, что император уже несколько дней мёртв. Апр официально сообщил новость о смерти Нумериана в ноябре 284 года около Никомедии, после чего трибуны и военачальники 20 ноября 284 года собрали на военный совет армию для избрания нового императора. Логично предположить, что сборы военного совета занимают какое-то время, поэтому для простоты решим, что смерть наступила в первой половине ноября.

Вероятно ли, что император, заболевший вскоре после посещения Эмесы, прибыв в Антиохию в закрытых носилках, где его не могли видеть даже солдаты, мог вдруг совершить такой праздничный кульбит, как посещение христианской церкви в Антиохии на праздник и препирательство с Вавилой на паперти, с последующей показательной казнью Вавилы? Кажется довольно странным предположение, что Нумериан пытался проникнуть в храм в закрытой палатке, а потом руководил судебным процессом, не покидая ее. Да и навряд ли смертельно больной человек будет иметь особый интерес к такого рода фокусам. То есть, если Вавила жил в Антиохии, ни Деций, ни Нумериан замучить его не могли.

Любопытно, что также к правлению Нумериана относят смерть мучеников Хрисанфа и Дарьи Римских, причём, согласно житиям, их казнили по приказу императора. В действительности этого произойти не могло, потому что Нумериан не жил в Риме в течение всего своего правления. Поэтому исследователи либо считают, что Хрисанф и Дарья были казнены по приказу Карина, либо относят их мученичество к правлению Валериана. Считается, что Хрисанф и Дария (Дарья) Римские приняли мученичество то ли 19 марта (1 апреля), то ли 25 октября 283 года, в правление императора Нумериана (по другим данным, они пострадали в 256 году).

Согласно Житию, Хрисанф был родом из Александрии, вместе с отцом-язычником переселился в Рим, где обучался в философской школе. Во время обучения прочитал Новозаветные книги и решил стать христианином. Он нашёл скрывавшегося от гонений священника Карпофора, который несколько месяцев наставлял Хрисанфа в вере, а затем крестил, и Хрисанф стал открыто проповедовать христианство. Отец Хрисанфа, желая вернуть его к язычеству, женил юношу на Дарии, жрице Афины Паллады, но Хрисанф обратил свою жену в христианство, и они решили вести девственную жизнь. Горожане пожаловались властям, что Хрисанф и Дария призывают к безбрачной жизни и многих смогли склонить к этому. Супруги были приведены на суд, где их подвергли истязаниям, требуя принести жертвы языческим богам. После безуспешных попыток склонить их к отречению от Христа супруги были казнены — их живых опустили в ров и засыпали камнями и землёй.

Святой великомученик Хрисанф во рву. Император Нумериан в последний раз предлагает принять язычество. По-хорошему предлагает, по-доброму…
Святой великомученик Хрисанф во рву. Император Нумериан в последний раз предлагает принять язычество. По-хорошему предлагает, по-доброму…

Почему состоящие в браке супруги призывали людей к безбрачной жизни – непонятно, равно как и то, как такая пропаганда могли привлечь множество сторонников. Также непонятно, почему это вызвало страх у жителей Рима, где тогда проживало около 4 миллионов человек. Допустим, какие-то простолюдины решили жить безбрачно. Кого это могло волновать и почему? Наоборот, люди бы только порадовались: конкуренция меньше.

Версию того, что Нумериан мог 25 октября 283 года закопать живыми в землю молодоженов в Риме, можно не рассматривать ввиду неотлучного пребывания императора на персидской границе. 1 же апреля, ха-ха, он императором еще не был, не говоря уже о том, что находился примерно там же. Остается версия, что это сделал Валериан в указанные даты 256 года.

Император Валериан. «Земля пухом молодоженам! Ой, простите, я хотел сказать: совет до любовь умершим. Тьфу-ты, совсем запутался…»
Император Валериан. «Земля пухом молодоженам! Ой, простите, я хотел сказать: совет до любовь умершим. Тьфу-ты, совсем запутался…»

Валериан правил с 22 октября 253 по весну 260. К началу его правления неурядица внутренняя и внешняя достигла своего апогея: в стране свирепствовала киприанова чума, которая уносила до 5000 жителей в день; пограничные области Италии опустошались алеманнами; в Галлию вторглись франки, но римские гарнизоны почти деградировали; в Дакии, Мёзии и Малой Азии хозяйничали готы; восточные провинции с 254 года подвергались нападениям персидского царя Шапура I. Различные полководцы, посылавшиеся против всех этих врагов, пользуясь царившей смутой, провозглашали себя императорами (Ингенуй в Мёзии, Постум в Галлии и другие). В этих условиях Валериан чрезвычайно энергично взялся за отражение главного врага и к 257 году отвоевал у персов Антиохию (привет, Вавила!), и вернул провинцию Сирия под римский контроль, с тем лишь, чтобы в течение 257 года заняться отражением нападения готов на Малую Азию. Что делал Валериан в 256 году помимо войны с персами, доподлинно неизвестно, но вероятность того, что он взял отгул из действующей армии единственно чтобы закопать в ров христианских новобрачных, я думаю, не стоит рассматривать всерьез.

А что же Вавила? Неужели так и не узнаем, кто и когда (а самое главное – зачем) замучил его? Впрочем, мартирологи не унывают, и вынимают из шляпы уже третью по счету версию таинственных мучений Вавилы – оказывается, наш герой вовсе не Антиохийский, а Вавила Никомедийский, который был замучен вместе с детьми в гонение императора Максимиана 4 сентября то ли в 305, то ли в 311 году. Ловкий ход!

Согласно Житию, во время гонений императора Максимиана в Никомедии на суд были приведены старец Вавила и 84 его ученика, которые были подвергнуты различным пыткам с целью получить от них отречение от христианства, после чего были обезглавлены. Тела казнённых ночью были тайно взяты христианами и вывезены в Византию (зачем?).

Император Максимиан. Заехал отдохнуть и поразвлечься к коллеге Диоклетиану, и там замучил 85 христиан, а чо такого-то?
Император Максимиан. Заехал отдохнуть и поразвлечься к коллеге Диоклетиану, и там замучил 85 христиан, а чо такого-то?

Как вы, вероятно, уже догадываетесь, и тут есть проблема. Император Максимиан Геркулий правил в 285 – 305 годах официально и в 306 – 310 годах в качестве узурпатора. Что характерно, он правил западной частью Римской империи из своей столицы в Медиолане (совр. Милан). А Восточной частью империи с центром в Никомедии правил, вы будете смеяться, снова не он, а вовсе даже Диоклетиан.

1 мая 305 года во время отдельных церемоний, проводимых в Медиолане и Никомедии, Диоклетиан и Максимиан одновременно отказались от престола. Флавий Север и Максимин Даза были назначены Цезарями. Максимиан отправился на свою виллу в Кампании или Лукании, где он жил в роскоши и спокойствии. Таким образом, почетный отставник Максимиан, живший в Италии, обезглавить старца Вавилу в Никомедии не мог никак.

В узурпаторы же он подался по приглашению Максенция не ранее 28 октября 306 года. Летом 310 года жители Массилии, где укрепился Максимиан, открыли ворота войску Константина и выдали ему бывшего императора. Что нехарактерно, Константин пощадил Максимиана, лишив его, тем не менее, титула императора. Однако вскоре Максимиана обвинили в покушении на жизнь императора и предоставили выбрать самому смерть. Максимиан предпочёл повеситься, что и произошло в июле 310 года. Так что замучить Вавилу в Антиохии в сентябре 311 года у него снова никак не получалось.

Кто же замучил Вавилу? Вопрос остается открытым. Ждем новых версий агиографов.

И да, как же Епполоний, спросите вы? Ну да, мы же помним, что о был замучен в семилетнем возрасте. А тут получается, что его брат Вавила был уже старцем, как же у него мог быть семилетний родной брат? То есть, Вавила жил в Никомедии, а как же тогда Епполоний-то, с братьями Урваном и Прилидианом? Непонятно…

Также очень странно выглядит история с битвой Вавилы с императором на пороге храма. Вообще-то, в то время никаких специальных культовых сооружений у христиан не было – были так называемые «домовые церкви», то есть – просто дома, где хозяин приглашал единоверцев для общей трапезы агапэ. Несколько позже, около 250 года появились дома, где хозяева специально оборудовали одну или несколько комнат для литургических целей – одна такая домовая церковь была обнаружена в Дура-Эвропосе. Но чтобы отдельный храм с порогом – это явный анахронизм, такие появились уже после деятельности Константина. Разумеется, все они были «языческими» храмами, которые были захвачены государственной церковью и обращены себе на службу. Это дает нам понимание того, когда могла возникнуть легенда о Вавиле, очевидно, во второй половине IV века, когда такие захваты стали массовыми. Но об этом речь впереди…

Умучение Вавилы. Нумериан несколько крупноват для годовалого младенца, Епполоний странно сложил лапки - видимо, стоящий позади Урван заставляет его хлопать в ладоши
Умучение Вавилы. Нумериан несколько крупноват для годовалого младенца, Епполоний странно сложил лапки - видимо, стоящий позади Урван заставляет его хлопать в ладоши