В начале 90-х Джефф Безос и Дэвид Шоу обсуждали потенциальный интернет-бизнес. По идее было что-то под названием «Магазин Everything». Компания, которая выступала посредником между покупателями и производителями и продавала практически все виды продукции по всему миру.
Однако начать с обычного розничного магазина было невозможно, поэтому Безос составил список возможных продуктов, с которых можно было бы начать. Безос решил, что книги будут хорошим товаром, потому что покупатели точно знают, что они получат, если закажут книгу в Интернете. Кроме того, в то время было только два основных дистрибьютора книг, что значительно упростило логистику получения книг. Еще одним фактором было 3 миллиона печатных книг по всему миру, что намного больше, чем мог бы разместить на своих полках любой физический книжный магазин. Конкурентным преимуществом его магазина будет огромный выбор товаров, которые не могут предложить обычные магазины. Еще одним преимуществом будет то, что люди, которые не живут рядом с книжными магазинами, смогут делать заказы онлайн и получать книги прямо к порогу.
Безос и его подруга Маккензи Таттл переехали в Сиэтл, чтобы открыть магазин. Первоначально Безос называл компанию Cadabra, но вскоре название было изменено на Amazon.
Безосу нужен был кто-то для создания веб-сайта, поэтому он убедил Шела Кафана присоединиться к нему в магазине возле его гаража. В итоге они начали с $10 000и за следующие 18 месяцев привлекли еще $84 000 в виде беспроцентных кредитов. В начале 1995 года родители Безоса вложили 100 тысяч долларов.
Первоначальный веб-сайт не впечатлял, но включал в себя корзину для покупок, возможность ввода данных кредитной карты и функцию поиска для просмотра каталога книг.
- За первую же неделю Amazon принял заказы на сумму 12 000 долларов.
- На следующей неделе они заработали 14 000 долларов.
- За первый месяц Amazon продал книги во всех 50 штатах и в 45 странах.
В 1995 году Безос обратился к своей семье, которая вложила еще 145 000 долларов. Безос также работал с Ником Ханауэром, чтобы привлечь от инвесторов 1 миллион долларов при оценке в 5 миллионов долларов.
На встречах с инвесторами Безос рассказал им, что активы компании составляют 139 000 долларов, из которых 69 000 долларов — наличные, и что в 1994 году компания потеряла 52 000 долларов и в том же году может потерять 300 000 долларов. Он также сказал, что ожидает, что Amazon достигнет 74 миллионов продаж к 2000 году и к тому времени станет прибыльной. В 2000 году объем продаж компании составил 1,6 миллиарда долларов.
К началу 1996 года доходы росли на 30–40% в месяц. Тем летом Amazon запустил функцию, которая позволяла другим веб-сайтам взимать комиссию при отправке клиентов на Amazon, также известную как реферальная комиссия.
Еще 8 миллионов они привлекли от венчурного капитала в обмен на 13% акций компании, оценив их в 60 миллионов.
Целью Безоса было как можно быстрее вырасти, поскольку он знал, что чем больше становится компания, тем более низкие цены они смогут получить от своих дистрибьюторов.
Чтобы стимулировать рост компаний, Безон решил вывести компанию на биржу. Он также хотел отразить давление со стороны книжного гиганта Barnes and Noble. В 1996 году объем продаж Amazon составил 16 миллионов долларов, а Barnes and Noble заработала 2 миллиарда долларов. Председатели Barnes and Noble Леонард Риджио встретились с Безосом, чтобы сообщить ему, что они собираются запустить собственный веб-сайт и сокрушить Amazon.
За несколько дней до IPO Amazon Барнс и Нобл подали иск против Amazon, утверждая, что они ложно рекламировали себя как крупнейший книжный магазин в мире, но в конечном итоге иск привлек к Amazon еще больше внимания.
Amazon провела IPO 15 мая 1997 года по цене $18,00 за акцию, собрав для компании $54 миллиона.
Amazon начал расширять свою деятельность на другие категории продуктов, такие как музыка и DVD.
Наступил конец 90-х, и акции технологических компаний были в центре внимания. Безос воспользовался этим ростом на 1,5 миллиарда долларов до технологического пузыря и еще на 2,2 миллиарда долларов с 1998 по начало 2000 года.
К концу 1999 года продажи выросли на 95%, поскольку у них появилось 3 миллиона новых клиентов и было открыто 20 миллионов аккаунтов. Безос был назван «человеком года» по версии Times и признан королём киберторговли.
В 1998 году акции торговались по цене менее 10 долларов за акцию. В начале 1999 года цена достигла 100 долларов, упала на 50%, затем снова выросла до 100 долларов, а затем упала до 6 долларов за акцию в 2001 году.
«Пока я наблюдал, как акции упали со 113 до 6, я также следил за всеми нашими внутренними бизнес-показателями, количеством клиентов, прибылью на единицу, всем, что вы можете себе представить, дефектами и так далее. Все в бизнесе становилось лучше и поскольку цена акций шла не в ту сторону, все внутри компании шло правильно». - Джефф Безос
Хотя Amazon демонстрировала исключительный рост доходов, инвесторы жаловались, что они не получают никакой прибыли. Безос объяснил, что у Amazon всегда была положительная валовая прибыль и что это бизнес с фиксированными затратами. В конце концов они вырастут до таких масштабов, что смогут покрыть постоянные затраты и станут прибыльными. Инвесторы хотели, чтобы Безон поднял цены, но он твердо стоял на своем, вдохновляясь такими компаниями, как Costco и Walmart, которые считали, что низкие цены повышают лояльность клиентов.
Безон считал, что существует два типа розничных продавцов. Тех, кто пытается понять, как можно брать больше, и тех, кто пытается понять, как можно брать меньше.
Первый прибыльный квартал Amazon пришелся на четвертый квартал 2001 года, когда чистая прибыль составила 5 миллионов долларов, или 1 цент на акцию.
В 2004 году Amazon запустила доставку Super Saver, которая предоставляла бесплатную доставку для заказов на сумму более 99 долларов. В дальнейшем это станет Amazon Prime. Это значительно ускорило рост Amazon, поскольку участники стали делать все больше и больше заказов. Это привело к большей экономии за счет масштаба, что привело к снижению цен и увеличению количества клиентов.
В 2005 году инженеры Amazon хотели создать сервис, который позволил бы разработчику запускать любое приложение на сервере Amazon. Amazon запустила Amazon Web Services (AWS), которая продает компьютерную инфраструктуру, такую как базы данных хранения, и чистую вычислительную мощность.
Когда подразделение веб-сервисов начало развиваться, Безосу понадобился кто-то, кто возглавил бы его. Энди Ясси получил эту работу и теперь является генеральным директором.
Однажды Безоса спросили, насколько прибыльной может быть AWS. Безос предсказал, что в долгосрочной перспективе это будет хорошо, но сказал, что не хочет повторять ошибку Стива Джобса, устанавливая цену на iPhone настолько выгодную, что это привлекает конкурентов. Он хотел снизить норму прибыли сегодня, чтобы предотвратить конкуренцию с ними любому другому бизнесу. Высокая прибыль привлекает конкуренцию, а низкая прибыль привлекает клиентов. Лишь в 2010 году Microsoft запустила Azure, а к тому времени AWS контролировала большую часть рынка.
В 2004 году Безос сделал нечто невероятное. Он поручил команде попытаться разрушить их книжный бизнес. В 2007 году был запущен Kindle. Аргументация Безоса заключалась в том, что если они не разрушят бизнес, это сделает кто-то вроде Google.
К концу 2007 года объем продаж Amazon составил 14,8 миллиарда долларов, более двух их ранних конкурентов, включая Barnes and Noble с 5,4 миллиардами и eBay с 7,7 миллиардами.
Сегодня объем продаж Amazon превышает 550 миллиардов долларов, а штат сотрудников превышает 1,5 миллиона человек.
Хорошего дня.