В Баку я летала дважды, и оба раза на обратном пути со мной пытались познакомиться или хотя бы пообщаться. Не знаю, почему. Но если прошлый раз был просто приятным, то второй принес проблемы. Рассказываю.
Год назад при выходе на посадку меня пропустил перед собой мужчина. В «рукаве», что соединяет терминал с самолетом, нагнал и так ненавязчиво и вежливо оставил свой номер телефона. По приезде в Тбилиси не стала с ним связываться, т. к. через пару недель улетала в Бишкек. Скрывать не буду, внимание удивило и польстило.
Вообще мне очень нравится, как уважительно относятся к женщинам в Азербайджане — уступают место в очереди, помогают с тяжелыми вещами и колясками, открывают двери. В Грузии, к сожалению, чаще встречала только грубые попытки пригласить на шашлык или вино или глупые сообщения в соцсетях, которые я игнорирую.
Второй случай произошел после этой поездки. В бакинский аэропорт я приехала с опозданием, всего лишь за полтора часа до вылета (предпочитаю минимум за два, лучше за три). Потому нервничала, торопилась поскорее сдать багаж и пройти все проверки.
Вы замечали, что в аэропортах ленты для багажа всегда установлены довольно высоко? Чтобы поднять чемодан на 20-30 см, приходится напрячься. Неожиданно с этим помог мужчина, стоявший в очереди позади меня.
«Тоже летите в Тбилиси?» — спросил он.
Вопрос может показаться странным, но окошки для регистраций были открыты для всех направлений и делились только по авиакомпаниям. Я кивнула, поблагодарила и ушла.
В салоне самолета увидела, что тот мужчина, что помог с багажом, сидел рядом. Он снова повел себя, как джентльмен, попросил третьего пассажира освободить мое место у иллюминатора и всю дорогу помогал — то сэндвич с напитком подал, то передал упаковку от перекуса бортпроводникам.
Оказалось, он из Туркменистана, прилетел в Баку, чтобы получить визу в Польшу и уехать туда на заработки. Но процесс затягивался, разрешенное время нахождения в стране закончилось и пришлось делать визаран. Ближайшей страной для этого оказалась Грузия, куда он и полетел без багажа, обратного билета и понимания, впустят ли его.
За час полета успел рассказать о непростой жизни в своей стране, как искал это предложение по работе и чем ему нравится Баку. Мы обсудили тюркскую группу языков и что понять их гораздо легче, чем грузинский. Но даже толком не познакомились и не спросили имена друг у друга, просто беседовали. Естественно, к паспортному контролю тоже подошли вместе, продолжая общаться.
По сути, мой сосед не сильно рвался посмотреть Тбилиси. Главной целью было выехать из Азербайджана, чтобы въехать обратно. А вот у меня в Грузии было все, от вещей до документов. И хоть я решила не нервничать, по мере приближения к окошку сохранять спокойствие становилось все сложнее. Особенно, когда увидела толпу иностранцев возле отделения полиции, куда меня отправляли год назад.
Сначала нас, как баранов, грубым тоном погнали к будке, где сидели две молодые сотрудницы паспортного контроля. Первым к ним подошел мой новый знакомый и... устроил концерт. Говорил, что знает, что граждан Туркменистана никто не любит, но у него есть деньги и он очень просит, чтобы его впустили в страну погулять. Все это таким тоном, который не могу передать. Но он не понравился даже мне, что уж говорить об офицере.
Удивлялась я недолго, подошла моя очередь.
«Вы вдвоем?»
— первый вопрос, который мне задали. Естественно, я сказала, что нет, ведь даже не знала его имени. Спокойно ответила на привычные вопросы о страховке и обратном билете, которых у меня снова не оказалось 🤦♀️ Зато был договор на аренду квартиры (слава Богу, мы его заключили). Но меня почему-то отправили ждать у комнаты с полицией, вслед за этим товарищем.
Сосед продолжал что-то спрашивать, я отвечала односложно, понимая, что наше общение пограничникам не понравилось. Стоять пришлось долго, около получаса. Чем дальше, тем сильнее во мне нарастали раздражение и борьба. Может, плюнуть на все и вернуться в Баку? Чесслово, ну сколько можно-то?
Соседа стали допрашивать по второму кругу и увели в комнату. В опустевшем зале остались только двое: студент из Индии и я. Из комнаты со стопкой паспортов вышла женщина и объявила растерянному парню, что во въезде ему отказано, его сопроводят на обратный рейс. Слава Богу, моего паспорта в этой стопке не оказалось.
Наконец, грубый офицер, который совсем недавно кричал на пожилую пару из-за просроченной визы, позвал и меня:
«Do you speak English?»
Причем, таким тоном, что стало понятно — при отрицательном ответе меня, скорее всего, отправят вслед за студентом. Так что продолжила разговор на английском.
Он еще раз спросил, не вместе ли мы с тем мужчиной, где собираюсь жить и на что. Получив ответы, сразу же подвел к другой сотруднице и отдал ей мой паспорт, куда она без единого вопроса поставила штамп о въезде. Зато вопрос был у меня, и я попробовала узнать, почему меня не пропустили сразу? Но она сказала, что не знает.
В зале выдачи багажа лента уже не двигалась. Я направилась к стойке с утерянным багажом, где искала свой чемодан год назад, но меня туда не пустили. Повернувшись, обнаружила его одиноко стоящим посреди зала.
Домой ехала с настроением под стать дождливой и мерзкой погоде. В этот раз все прошло легче, чем в прошлый, да и я была готова. Не знаю, сколько еще таких испытаний выдержат мои нервы и любовь к стране. Но постепенно благодарность к Богу вытеснила негодование и усталость, потому что иначе, чем новое чудо, назвать это не могу ❤
О том, как меня не хотели пускать в Грузию год назад, прочесть можно тут: