Как жители города добираются до пунктов назначения по заснеженному Омску.
Прошла только половина зимы, а погода уже подвергла омичей целому ряду испытаний. Например, снегопадам и перепадам температур, из-за чего городские дороги превращаются порой то в каток, то в сплошной многокилометровый сугроб. В эти дни средняя скорость автотранспорта по Омску снизилась до 40 километров в час. Даже на некоторых центральных улицах автомобилистам приходилось двигаться крадучись. Чего уж говорить о дорогах второстепенных и внутридворовых. То, что происходит в городе с уборкой снега на собственном опыте, то есть за рулём, проверила корреспондент «Ч».
Белый снег, серый лёд
Итак, утро 11 января. В день выхода прошлого номера нашей газеты отправляемся на омские дороги. Путь держим от начала проспекта Маркса. Выезды из дворов на основную магистраль оставляют желать лучшего. Всё дело в том, что за ночь спецтехника с основной магистрали сгребает снег к обочинам. И, видимо, тот автомобилист, который выезжает из двора первым, должен проложить путь через снежную гору на выезде всем остальным. Не позавидуешь, конечно, этому счастливчику.
Дорога на Маркса от пересечения с улицей Рождественского до перекрёстка в сторону центра чистится каждую ночь. Это могут наблюдать жители близлежащих домов из окна.
– Если честно, не могу понять, в чём причина. Дорогу чистят, а центральная полоса, которая как бы разбивает два потока, заснежена, – комментирует местная жительница Ольга Владимировна. – И что любопытно, через снег с трудом пробивается устойчивая разметка. Но главное не это, а то, что ближе к перекрёстку дорога расширяется до четырёх полос и, соответственно, сужается для встречных автомобилей. Сделали удобно, но вот особенно в тёмное время суток без разметки в точности сложно определить, где она начинает расширяться, приходится ехать по следам.
Стоит добавить, что такая проблема на данном участке не системна. Разметку то видно, то не видно, хотя сама дорога чистится хорошо, именно проезжая часть. На остановках же периодически снег, а также лёд, но в основном посыпанный реагентами.
Далее дорога по проспекту Маркса тоже относительно нормальная. Да, на обочинах лежит снег, но ехать прямо это не мешает. А вот по мере приближения к улице Интернациональной чувствуешь, как с каждым светофором колея становится чуть больше, потом ещё чуть больше…
Для полноты картины выезжаем на улицу Волочаевскую. Большая колея, по которой с трудом разъезжаются встречные машины, настораживает водителей. Но и это не предел. По дворам, по закоулкам выезжаем на дорогу вдоль набережной Тухачевского по нетронутому ледяному полотну. Такое чувство, что сюда не ступала нога человека с лопатой. А уж ковш дорожной машины и подавно.
Проезжаем на Красный Путь. За его состояние едва ли можно похвалить ответственных за зимнее содержание дорог. А ведь это важнейшая городская артерия. Мало того что возле каждого светофора образуются колеи, так на них ещё и лёд нарастает. При этом дорогу чистят, но такое впечатление, что как-то наполовину, не до конца. Почему? Вопрос остаётся открытым.
Движемся обратно, в сторону улицы Ленина. Здесь всё убрано и встречается просто-таки шикарная уборочная техника. По тротуарам тоже ездят специальные уборочные машины. Молодцы, городские службы, стараются.
Сворачиваем на Иртышскую набережную. Впечатление также хорошее. Хотя примерно в районе дома 32 стоит знак, показывающий объезд. Видно, что здесь недоубран снег. Но главное, что уборка в процессе.
Игра в снежки
Проехав всю набережную, пересекаем железнодорожный переезд перед Сухим пролётом. И также можно сказать, что проехать здесь можно нормально. Выезжаем на улицу 1-ю Трамвайную, и кажется, что она почищена лучше всех. Дорога ровная, ни одной колеи. Может быть, это результат ещё и того, что светофоров здесь немного.
А вот жителям частного сектора не до радости за хорошо почищенную дорогу.
– Смотрите, какие горы снега сложены вблизи моего дома, – возмущается омичка, представившаяся Еленой Васильевной. – Это делают городские службы, которые чистят снег. А нам мало того что приходится убирать его самим, чтобы освободить выезд для машины на дорогу, но и когда он начинает таять, некоторых топит.
Отметим, эта проблема для Омска не нова. Жители частного сектора нередко утверждают, что городские службы подгребают снег к их домовладениям, дорожники, наоборот, считают, что собственники домов индивидуальной постройки подкидывают снег им, чтобы не платить за его вывоз. Такая вот невесёлая игра в снежки получается.
Но и в многоэтажных кварталах жалоб на неубранный снег немало. Так, жители левого берега сетуют, что проспект Комарова в 12-й микрорайоне не убирается и по нему очень сложно разъехаться двум автомобилям. И что на улице Туполева высота колеи достигает бамперов машин.
Ненормативный лёд
Почему же городу так трудно бывает наладить нормальную уборку дорог? Да, зима в этом году особенно капризна, но всё-таки мы живём в Сибири, и рассчитывать на благоприятный климат в холодное время года здесь просто наивно.
– В этом году в городе с уборкой снега дела обстоят хуже, чем во многие предыдущие, – комментирует кандидат технических наук, эксперт в сфере эксплуатации и строительства дорог Игорь Папакин. – Высокая колейность, неубранная наледь. Даже не все центральные магистрали приведены в надлежащее состояние. Вероятно, не хватает техники, реагентов. К примеру, наледь хорошо убирается автогрейдерами. Наверное, их мало. Работа должна быть выстроена более системно, и, конечно, необходимо искать варианты по увеличению количества дорожной техники.
В качестве подтверждения критической оценки эксперта стоит добавить, что ненадлежащей уборкой снега заинтересовалась и городская прокуратура. Как пояснили в ведомстве, в ходе проверки были выявлены многочисленные факты наличия уплотнённого снега, снежного наката и валов, сужающих проезжую часть, на отдельных участках имеются колейности, отсутствует зачистка прибордюрной части дорог. В связи с этим прокурор Омска Павел Попов вынес представление городским властям. Устранение нарушений поставлено на контроль, отметили в прокуратуре.
Справедливости ради стоит добавить, что городское Управление дорожного хозяйства и благоустройства вовсе не отсиживалось все эти дни. Рабочие трудятся в две смены. Так, только в один день на дороги вышло 116 единиц техники, 47 были задействованы в прометании и обработке противогололёдными материалами, чтобы избежать образования накатов.
По данным департамента, продолжается и вывоз снега. К примеру, на минувшей неделе он был вывезен с улиц 60 лет Победы, 4-я Кордная, Камерный переулок, Конева, Короленко, Пушкина, мост им 60-летия ВЛКСМ и так далее. А также были очищены пешеходные зоны и остановки на улицах Булатова, Гагарина, 24-я Северная, 21-я Амурская, Завертяева, Красный Путь, Мира, Химиков, Энергетиков, Промышленная, 5-я Кордная, Масленникова, 20 лет РККА, Богдана Хмельницкого и других.
Кроме того, дорожники стали информировать омичей о своих рабочих планах через мессенджеры и социальные сети. Это очень удобно и с точки зрения планирования поездок, и в смысле контроля.
Очень важные с точки зрения перспектив наведения порядка с уборкой улиц новости пришли уже в конце прошлой недели. Мэрия приняла с этой целью ряд дополнительных мер. Так, Сергей Шелест сообщил, что для более эффективной борьбы с колейностью на улицы города выведут технику на гусеничном ходу. С этой целью за помощью обратятся к предприятиям, которые имеют в своих автопарках такие машины. Будем надеяться, что после этого зима для омских автомобилистов, а также тех, кто передвигается по городу на общественном транспорте, будет менее «жаркой».
Ольга БОРОВАЯ.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.