Найти тему
Богданов и смысл

Как новости крадут наше счастье

Оглавление

Новости занимают заметную часть жизни современного человека. Мы постоянно потребляем новостной контент в разных форматах: потоки инфопорталов, ленты пабликов и посты в соцсетях. События в мире, политика и экономика, жизнь публичных персон, блогеров и друзей. Поток новостей бесконечен и увлекателен: сами того не замечая, мы легко можем потратить пару часов в день на потребление контента.

  • Как новости манипулируют нашим вниманием?
  • Почему плохие новости привлекают больше внимания, чем хорошие?
  • Чем мы расплачиваемся за бесплатные новости?
  • Так ли всё это безопасно на самом деле?

Приглашаю вас взглянуть на феномен регулярного потребления новостей.

Мозгу это нравится

Прочитав очередную новость, мы получаем каплю удовольствия. Так работает наша внутренняя система подкрепления: она вознаграждает порцией гормона дофамина каждое завершённое дело. Содержание дела систему не интересует — важен сам факт разрешения накопленного напряжения. Нам нравится завершать дела.

Новости играют с нашим стремлением к завершённости: цепляют броским заголовком, чтобы потом разрешить интригу. Это напоминает катание с горки: нужно взобраться на вершину, чтобы весело ухнуть вниз. Чем выше горка, тем веселее — чем дольше читатель копил напряжение, тем ярче вспышка удовольствия в конце.

Дофаминовая схема работает ещё лучше в длинных сюжетах с непредсказуемым развитием событий. Каждый новый факт подкидывает читателю дофаминчика, но полностью напряжение не разрешает — «будем следить за развитием событий».

Таким нехитрым способом любители интересных историй открывают для себя удивительный мир новостей. Но достаточно ли мимолётных удовольствий для формирования полноценной привычки? Нет: чтобы читатель оказался «на крючке», нужно кое-что покрепче.

Они знают, чего мы хотим

Зачем человеку быть осведомлённым о событиях вокруг? За этим стремлением стоят базовые потребности — потребности, присущие всем людям вне зависимости от его опыта или условий среды. Если вы помните пирамиду Маслоу, то она как раз про это.

  • Любознательность и любопытство — стремление познавать мир, увеличить собственные знания. В этом плане новости — просто бездонный кладезь интересных фактов для пытливого ума.
  • Безопасность: чтение новостей помогает оставаться в безопасности. В неспокойном мире много угроз, а новости могут предупредить об опасности или рассказать об опыте людей, с которыми уже случилось нехорошее.
  • Общение: чтение новостей — одна из форм общения с окружающим миром. Листая ленту новостей в социальной сети, мы словно общаемся с другими людьми.
  • Принадлежность: общая новостная повестка — это общий взгляд на мир и система ценностей, которые отличаются в разных социальных группах. Вам гораздо легче принять того человека, кто получает новости из одного с вами источника. И есть множество примеров, когда родственники ссорятся на почве противоположных взглядов на окружающую действительность. А взгляды формируются идеологически противоположными лагерями СМИ.
  • Уважение и признание: чтение новостей помогает знать то, что уже знают другие — или знать то, чего ещё не знают другие. Чтобы получить признание и уважение, нужно «быть в курсе».

Новости накрепко затягивают читателя, потому что предлагают «закрыть» его базовые потребности менее затратным способом, чем если бы он удовлетворял их по-настоящему. А увязнуть ещё глубже помогает социальная среда.

Душа компании

Нам хочется обсуждать новости, потому что мы испытываем базовую потребность в общении. Новостные площадки об этом знают: почти везде можно прокомментировать новость текстом, или хотя бы поставить эмодзи-отклик. И такое желание у читателя возникает устойчиво: эмоции от прочитанной новости создают напряжение ожидания — для момента, когда он поделится этим с кем-то ещё.

Когда читатель поделился чувствами по поводу новости — оставил комментарий прямо под ней — мозг получает заслуженную дофаминовую пилюлю. А вместе с ней — новое ожидание: как отреагируют другие? Чем прокомментируют? А не то и проигнорируют?.. Я надеюсь, вы заметили эту бесконечную цепочку гештальтов, где закрытие одного провоцирует появление нового?

Когда комментарии начинают поступать регулярно, завязывается общение. У этого общения, как правило, нервозный тон — человек менее скованно общается в интернете, чем лично. И, как правило, чувствительнее реагирует на новости с негативной окраской — они затрагивают потребность в безопасности. Люди хотят вполне понятных вещей: быть полезными и значимыми, доказывая свою позицию; проявлять харизму и эрудицию, искромётно шутя; быть частью общества и делиться чувствами.

Так формируется активная аудитория новостного источника, с её культурой и отношениями. Став частью этой аудитории, читатель крепче привязывается к источнику новостей. И выгодно это в первую очередь самому источнику.

За чей счёт праздник?

Новостные ресурсы зарабатывают на показе рекламы. Каждый раз, когда читатель открывает страничку с новостью, на счёт новостного источника падает копейка от рекламодателя. А сто копеек — уже рупь; поэтому медиа кровно заинтересовано в увеличении числа показов. Способы, которыми медиа увеличивает доходы, нарушают интересы читателя. Если читателю полезно увидеть всестороннюю картинку о каком-то событии за один раз, с факт-чеком и достоверностью — то издателю выгодно показать серию из десяти обрывков сюжета, с уточнениями и дополнениями.

Мрачные новости способствуют продажам. Состояние тревоги подтачивает волевой ресурс человека, и ему становится трудно контролировать своё поведение. Напуганные люди совершают больше импульсивных, нерациональных поступков. Противостоять искушению потратить накопления тяжело и в спокойном состоянии; но когда отовсюду поступают тревожные сигналы, а будущее туманно — тут уж не до мыслей об отложенных благах. Страх продаёт, и рекламодатели об этом тоже в курсе.

Читателю остаются только убытки. Но разве удовольствие от доступного дофамина — это не прибыль? Увы, это не прибыль: оно не приходит извне с новостями — а высвобождается наружу по достаточному поводу. Именно повод определяет, в какую графу пойдёт этот дофамин. Если это новость где-то там, в интернете — это убыток. Потому что этот дофамин можно было потратить на что-то более стоящее и значимое для вашей реальной жизни. На что бы вы его ни потратили, на его восполнение потребуется время и усилия.

На что всё это похоже?

Подумайте на минутку, какие ассоциации возникают у вас при взгляде на такой набор симптомов:

  • неудовлетворённость качеством жизни,
  • фоновое чувство тревоги,
  • нарушение сна,
  • рассеянное внимание,
  • депрессивное настроение.

Эти симптомы отмечают у себя люди, которые читают новости ежедневно и чаще. У меня есть своя ассоциация, но я не хотел бы её озвучивать — очень она грустная. Хотя, мне было бы интересно, что пришло в голову вам — буду рад прочитать об этом в комментариях.

Базовые потребности человека проявляются во вполне здоровых желаниях. Но когда эти желания закрыты чтением новостей — это выглядит уже не так радужно.

Я хочу, чтобы вы взглянули на чтение новостей в интернете под новым углом. Возможно, это поможет вам поменять отношение к этой, казалось бы, вполне безобидной — и, к несчастью, совершенно легальной части нашей повседневности, способной сформировать зависимость и пустить жизнь под откос.

Поделитесь этой статьёй с теми, кому эта информация могла бы помочь.