- Слушай, Фон, я вот в гараже у себя автомобильный компрессор отыскал. Если его прикрутить к аэрографу - можно ж будет модельки красить?
- Мне сосед отдал свой аэрограф. Судя по жёлтой инструкции - он ещё Генерального секретаря СССР, как минимум, Андропова помнит. Зато новый и бесплатно. Вот только с моим компрессором он не работает. Почему, а, Фон?
- Во, Крафт! Ты ж, типа, моделист, смотри сюда: у меня на работе - в лаборатории - винтовой компрессор. ДypHaя машина - под 200 атмосфер может выдувать. А я к нему аэрограф цепляю, а он не работает, плюётся. В чём дело. Крафт?
Собственно, такие вот вопросы валятся мне в личку, или при живом общении весьма и весьма регулярно. И чаще всего в тот момент, когда человек обзавёлся чьим-то каким-то аэрографом. Или купленным самостоятельно, а вот на компрессор, по какой-то причине, пожалел денег. Или просто не стал заморачиваться, решив, что все компрессоры - на одно лицо. Итак, давайте с вами разберём варианты: как в доме появляются аэрографы, и как заводятся компрессоры?
Способ 1: Идеальный
Хотя и не самый бюджетный. Человек тщательно и методично изучает особенности аэрографов. Может отличить резьбовое сопло от корончатого, и понимает назначение триггера двойного действия от триггера одинарного действия.
Как правило, человек собирает энную сумму денег, и просто "ловит" нужный ему компрессор и аэрограф на распродажах и акциях в магазинах.
Потом, конечно, не обходится без вопросов, но они связаны с технологией окраски моделей и выбора пигментов.
Способ 2: Скоропалительный
Сгребаются в кулак все купюры, которые попадаются в зону видимости, и покупается самый навороченный аэрограф, о котором судачат завсегдатаи какого-нибудь известного форума. Как правило, прибежав домой и развернув долгожданную покупку, наступает разочарование: оказывается, надо ещё компрессор, шланги... да и вообще, сам по себе аэрограф не сделает вашу модель вишенкой на вершине модельного тортика.Надо будет ещё и самому и научиться, и постараться.
1 Как и почему работает аэрограф простыми словами
Запоминаем две характеристики, которыми обладают и аэрографы, и компрессоры: давление и расход.
Разумеется, давление воздуха, и расход - тоже - воздуха. Две величины, которые взаимосвязаны в любой аэродинамической машине, и которые взаимосвязаны друг с другом. Представим себе аэрограф просто в виде трубы - по сути, он такой и является. Сквозь трубу будем прокачивать воздух в постоянном количестве. Если мы начнём затыкать сопло трубы - начнёт расти давление в трубе, но уменьшаться расход воздуха. И в тот момент, когда мы полностью заткнём трубу - давление будет максимальным, а расход воздуха станет нулевым. В этот момент наша труба-аэрограф перестанет работать.
И наоборот - полностью открыв трубу - обеспечим максимальный расход воздуха при нулевом давлении. Аэрограф тоже не будет работать, потому что без разницы давлений снаружи и внутри "трубы" он не работает.
То есть, нам с вами надо получить такие условия, когда расход воздуха и давление воздуха будут находиться в некоей "Золотой Точке" гы-гы-гы))
2 Какие характеристик есть у компрессора для аэрографа и у аэрографа для компрессора?
Компрессор - это та самая машина, которая и создаёт сжатый воздух под определённым давлением. Как и всякая машина, компрессор имеет свою производительность. Как правило, производительность компрессора - величина постоянная. Пользователь не может изменять её по своему желанию.
Средний компрессор для нужд моделизма производит от 5 до 25 литров сжатого воздуха в минуту. При давлении от 1,5 до 4 атмосфер (1 атмосфера - это нормальное давление, которое окружает нас).
Средний же аэрограф способен пропустить сквозь себя 7-10 литров сжатого воздуха в минуту. При этом давление воздуха на входе в аэрограф будет влиять на скорость движения струи в окрасочном факеле. То есть,чем выше давление воздуха от компрессора, тем выше скорость потока. И наоборот. При очень низкой скорости аэрограф "плюётся" краской либо вообще перестаёт красить, при высокой скорости слой краски получается сухой и шершавый.
3 Как управлять давлением и расходом воздуха в аэрографе?
Скажем так: можно. Если у вас на полке стоит с пяток-другой готовых моделей. Тогда вы понимаете, что расход воздуха регулируется с помощью триггера - такой рычажок(курок) , с помощью которого, собственно, и включается аэрограф.
Если же модель одна, и та перед покраской, то запоминайте: аэрограф регулирует только расход воздуха (скорость потока), давление воздуха регулируется регулятором давления. Такой вот каламбур. И находится этот регулятор либо в самом компрессоре (встроенный), либо на выходе из него, и к регулятору привинчивается шланг, который подсоединятся к аэрографу.
4 Какой компрессор и аэрограф подходят друг к другу?
Если коротко, то - любые, купленные в магазине для моделистов. Как я уже сказал (писал): аэрографы рассчитаны на работу с давлением до 3 атмосфер при расходе воздуха 7-15 литров в минуту.
Компрессоры, предназначенные для работы в моделизме "выдувают" от 7 до 15 литров в минуту и имеют возможность регулировки выходного давления. Но по умолчанию любой "модельный" аэрограф выдаст вам 10 л/минуту и 2 атмосферы в потоке. Этого гарантировано хватит, чтобы окрашивать модель с помощью аэрографа с соплом, диаметром 0,3 мм (самое распространённое). А по давлению - ещё и уменьшать придётся.
5 Стоит ли покупать компрессор с ресивером?
Ресивер в компрессоре - не панацея и не залог качественной окраски. Ресивер - суть - баллон для хранения сжатого воздуха. Чтобы разгрузить компрессор, который здорово греется от непрерывной работы. Если мастер работает с моделями в крупном масштабе, или размеры модели достаточно большие (крупнее мужской ладони), торесивер будет нелишним. Кроме того, ресивер сглаживает воздушную пульсацию от компрессора. Но, скажу вам, трёхметровый гибкий шланг до аэрографа сглаживает её ничуть не хуже.
Если планируются окрасочные работы крупных моедлей, или несколько моделей за день, то лучше приобретать компрессор с ресивером. Если позволяют деньги, то покупайте однозначно! Поверьте, шум от компрессора приятен первые 10-15 минут.
6 Стоит ли покупать аэрограф-компрессор на аккумуляторах?
Только как временную "заплатку" где-нибудь на выездной выставке. Если вы работаете в местах, где нет доступа к электричеству, выберите аккумуляторный компрессор. Им хорошо подкрашивать.
Дело в том, что ёмкость аккумулятора в таких устройствах рассчитана на 20-30 минут работы. Полноценная же окраска модели длится куда дольше. Да плюс время на промывку-прочистку аэрографа. Вот и получится, что в самый разгар работы вы окажетесь с пустым аккумулятором. А оно вам надо?
7 Почему следует покупать компрессор именно для моделистов? Почему нельзя купить автомобильный компрессор и использовать его?
Можно. Просто автомобильный компрессор гораздо шумнее в работе и не рассчитан на продолжительную работу. Как правило, время работы автомобильного компрессора ограничивается 15 минутами.
Моделист, обычно, работает в жилой комнате, и излишний шум от компрессора может утомлять домочадцев.
Надеюсь, я смог ответить на все возможные вопросы о подборе аэрографа и компрессора. И теперь этот аспект модельного искусства стал для вас более понятным.
Ваш Fon-Kraft. (С), 2024 год
В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).