Найти тему
Психология на кухне

Мой старший сын увлёкся дворовой культурой. «Слово пацана» не прошло бесследно, что ли

Отпрыски иногда подкидывают родителям трудные задачи. В детстве такой лапочка был, все время за мамину юбку держался. Сейчас подрос, и что вытворяет! Как вести себя с трудным ребенком и есть ли способы преодолеть generation gap, то есть решить извечную проблему отцов и детей?

В обеденный перерыв большинство сотрудников офиса, как обычно, собрались на кухне. Катерина, высокая, статная женщина, лаборант отдела контроля за качеством продукции, как раз доставала из микроволновки контейнер с супом, когда пиликнул телефон. «Потом посмотрю», - подумала Катерина, присаживаясь рядом с коллегами.

За столом уже обсуждали семейные планы на предстоящие выходные. Анна, главный специалист отдела продаж, как обычно с семьей и друзьями пойдут в боулинг-клуб, они всегда развлекаются по выходным, потом выкладывают фотки в группу: вот, мол, какие мы все позитивные, смотрите и завидуйте!

Саша с женой к родственникам уедут, у тещи юбилей. Владимир Анатольевич будет помогать сыну квартиру ремонтировать. Сын у него один, и кто же еще поможет, как не родной отец?

А у Катерины муж опять на рыбалку собрался, говорит, давно не был, хотя только недавно от прошлой поездки отошел. Любитель он у нее, пятую точку поморозить над лункой в проруби. А потом с мужиками посидеть, результаты отметить.

Катерина достала телефон и посмотрела на доставленное сообщение. Писала учительница Артема, ее старшего сына. Сердце ёкнуло, опять что-то натворил. В последнее время начались с ним проблемы: то в школу вызовут по поводу драки, то двойку по физкультуре принесет, а раньше одни пятерки были, то учителю нагрубит.

К тому же ругаться стал, классная руководительница так и написала в дневнике: «Выражается нелитературным русским языком». На этот раз она сообщила, что Артем опоздал на десять минут на первый урок.

«Ну опоздал и опоздал, - в сердцах подумала Катерина, - Привыкли они по любому поводу людей беспокоить, будто у меня своей работы нет. Решайте школьные проблемы сами, нечего родителей дергать.»

Но на сердце стало тревожно. Сами-то сами, но Артем ее сын, и она действительно не знает, что с ним делать. Сесть бы, подумать, с чего все началось, почему вдруг ее мальчик стал таким неуправляемым? Семья у них нормальная, не хуже других. Дети обуты, одеты, накормлены. С учебой у сына сначала проблем не было, память у него хорошая, способности средние. Вполне на четверки-пятерки учиться мог. Отцу вон иногда в гараже помогал, с братом играл.

А сейчас родители ему слово, а он им два в ответ. Уроки делать перестал, говорит не задали. Все норовит из дома на улицу убежать. С братом совсем общаться не хочет, разговаривает с ним сквозь зубы, обзывает. Слово какое-то странное, чушпан вроде. И насмехается над ним, что тот уроки учит и за оценки переживает.

«Отцу бы с ним поговорить, по-мужски», - думает Катерина. А Вовка ее вроде и не замечает проблем. «Подумаешь, - говорит, - все они в таком возрасте с катушек слетают. Перебесится, нормальным мужиком станет. Я вон в его возрасте и не то вытворял.»

«Да ты и сейчас вытворяешь, когда с рыбалки своей вернешься», - говорит Катерина.

В таких невеселых мыслях закончила она обед и пошла на свое рабочее место. А там закрутилось, завертелось. Пятничные отчеты, планы на следующую неделю, проверка документов, скоро аудитор приедет, нужно в бумагах порядок навести, а тут еще напарница заболела.

Зимой темнеет рано, Катерина подъезжает к дому, когда у ворот уже фонарь горит. Дом частный у них, собака в будке, сад, огород. «Ну, ну, на место, Чара. Хозяин придет с работы, поужинаем, тогда и тебе вынесу».

Заходит тихо в прихожую, раздевается. Из детской голоса доносятся, Артем громко так говорит, и на чистейшем русском литературном, о котором недавно учительница в дневнике писала. От такой речи у Катерины уши в трубочку сворачиваются и волосы дыбом встают. У них в цеху так даже слесари-наладчики не выражаются, когда станки ломаются.

«Ты, - кричит Артем брату, сиди со своими уроками, за оценочки работай, чушпан вонючий, в нашей бы компании тебе давно бы люлей навешали. Только не примут тебя туда, с такими овощами нормальные пацаны не общаются!»

Кадр из фильма "Слово пацана"
Кадр из фильма "Слово пацана"

Лопнуло у Катерины терпение. Влетела она в комнату, не помня себя от обиды. Все, что накипело, на Артема выплеснула. Припомнила ему все прежние косяки и опоздание сегодняшнее, на десять минут, тоже вспомнила.

Кричала так, что собака во дворе залаяла на всю улицу. Другие собаки подхватили. Шум стоит, крик, Пашка младший лицо руками закрыл и тихонько плачет.

В таком состоянии застал семью отец, вернувшийся с работы. Тут и пришлось сказать ему свое веское отцовское слово. А было оно таким: «гулять больше не пойдешь, будешь сидеть дома, пока оценки не исправишь. Телефон сдать и весь вечер писать в комнате предложение «ругаться матом плохо», двести раз, чтоб на всю жизнь запомнил».

На следующий день пришла Катерина на работу невеселая. Вся в мыслях своих. «Ну посидит дома Артем сколько-то. Долго все равно держать не получится. А без телефона какая учеба сейчас, когда и дневники электронные, и задания, и оценки – все там. Как оторвать сына от улицы и матом отучить ругаться?»

Задача похлеще экселевских таблиц, что на проверку аудитору готовит. До обеда как-то забылась, а на кухне опять погрустнела.

- Что-то ты, Катерина, неважно выглядишь – подсела к ней за стол бухгалтерша, Антонина Андреевна.

- Да проблемы дома, старший совсем от рук отбился, не знаю, что и делать.

- А сколько ему лет?

- Тринадцать, в седьмом классе учится.

- Самый возраст, - кивнула бухгалтерша, - Пережить надо. Я тут курсы по психологии недавно прошла, для саморазвития. Там про этот возраст много говорили.

- И что, есть выход? – вяло поинтересовалась Катерина

- Выход всегда есть – рубанула воздух Антонина Андреевна. Чем сын увлекается?

- Нуу… Катерина задумалась. Раньше Артем физкультуру любил, книжки дома читал. А сейчас… она вдруг поняла, что не знает, о чем думает сын сейчас. Чем он увлекается, что слушает, даже с кем общается, и то не знает. «Я ему сказала, телефон не получишь, пока учиться хорошо не начнешь. И гулять больше не выйдешь».

- А теперь представь, во что это выльется. Будет твой парень дома сидеть. Станет в собственных глазах героем, который пострадал за свои убеждения. Придет к выводу, что друзья дворовые понимают его лучше, чем родители. С ними ему весело, хорошо. Можно матом ругаться. Что такое мат? Это слова, запрещенные обществом. А на подростков любые запреты действуют, как красная тряпка на быка.

- Что же делать? – тихо спросила Катерина. Теперь она смотрела на Антонину Андреевну с надеждой.

- Для начала не бросать своих слов на ветер. Сказали, что не дадите телефон – не давайте. Какое- то время побудет без него, ничего страшного. Но ваша задача теперь - перестать общаться с Артемом свысока, как воспитатели.
Не запрещайте, а объясняйте. Пусть сам принимает решения, даже если ошибочные они. Иначе так и будет за свою свободу бороться всеми доступными способами. Нам ведь, родителям, что важно? Чтобы учился хорошо, да проблем не создавал. А для него что главное? Доказать, что он самостоятельная личность.

- И что же? Пусть матом ругается, да брата изводит, учится плохо и по наклонной плоскости вниз катится?

- Задача родителей в том и состоит, чтобы удержать ребенка и не позволить ему скатиться вниз. Разговаривать надо с ним, интересоваться, что да как. Переживать за него и поддерживать в трудностях. Не хвататься сразу за ремень, а постараться понять, почему он так поступил. Просто любить его в конце концов, уважать.

- Да любит мы его, как же без этого? – улыбнулась Катя.

- Тогда у вас все получится. У любящих родителей дети всегда правильную дорожку в жизни находят.

- Спасибо вам, Антонина Андреевна, вы мне очень помогли.

Остаток дня Катя провела совсем в другом настроении. Вернувшись домой, первым делом зашла к Артему в комнату. Тот сидел за столом и рисовал в тетради танки. Штук двести нарисовал и ни строчки из домашней работы. Катерина сделала вид, что не заметила.

- Слушай, Артем, у нас в городе секция по восточным единоборствам недавно открылась, давай вместе сходим, я тебя запишу? Физкультуру подтянешь, да и постоять за себя в случае чего всегда сможешь. Пашку потом научишь.
Артем удивленно поднял голову.

- Откуда ты знаешь, что я всегда хотел в такую секцию ходить? – спросил он тихо.

- Мамы всегда знают, о чем мечтают их дети, - улыбнулась Катя. Она повернулась, чтобы выйти из комнаты

Подожди, мам, - остановил Артем,- там, наверное, раза два или три в неделю ходить надо. Так что мне теперь не до гуляний будет. И у нас в классе ребята, кто в спортивные секции ходят, они, это… должны учиться без двоек. Я все исправлю. До конца четверти еще далеко, успею.
И еще…Когда Пашка придет из продленки, скажи ему, чтоб ко мне зашел, я ему новую игру покажу.