27 января в Мариуполе родился "художник света" Архип Куинджи. Но вот точный год его рождения неизвестен. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны разные годы: 1841, 1842 и 1843.
Но это не единственная загадка в биографии художника. Никто не понимал, как он достигал эффекта света в своих картинах и считали, что за это умение он отдал душу дьяволу.
Никто не понимал, почему популярный художник последние 20 лет никому не показывал свои новые картины.
Никто не понимал, почему художник-миллионер оставил свою любимую и единственную жену без наследства, и она умерла от голода.
И почему памятник такому великому художнику только один в России?
Айвазовский не оценил таланта Куинджи
Архип родился в небогатой семье. Его отец, Иван Христофоровича (грек по происхождению), был сапожником, а о матери никаких сведений нет. Мальчик рано осиротел и воспитывался в семье дяди по отцовской линии, где ему приходилось много работать. Уже в 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время рисовал. Кто-то ему посоветовал пойти в ученики к Ивану Айвазовскому. А он и пошёл... пешком в Феодосию, где жил Айвазовский. Но Иван Константинович, не разглядел таланта Архипа и сам учить ребенка не стал. Но первые уроки живописи Архип Куинджи в Феодосии все же получил. Его первым учителем стал Адольф Фесслер, молодой родственник Айвазовского, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером, сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы - в Таганроге.
Выкуп за жену
Загадка связана и с личной жизнью художника, избранницей которого стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца в 1863 году. Но если принять во внимание год рождения самого художника (всё-таки1842-й по мнению историков) и год рождения его будущей жены Веры (родилась то ли в 1854-м, то ли в 1855-м), то на момент их знакомства Архипу был 21 год, а Вере - всего 9 лет. Конечно, нельзя исключить версию о том, что Архип Иванович был знаком с семейством своей будущей жены задолго до того, как влюбился в Веру Леонтьевну.
Они жили в одном городе, наверняка неподалеку, оба происходили из греческих семей, которые всегда держались вместе. Существует даже портрет купца Шаповалова-Кетчерджи, сделанный 17-летним Куинджи. Но как бы то ни было, Кетчерджи-отец поставил условие: сто золотых монет за благословение - нищий зять ему был не нужен. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. В 1865 году Куинджи попробовал поступить в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно "Татарская сакля в Крыму".
Когда в товарищах согласья нет
В Академии Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками и стал участвовать в их выставках. К художнику пришла известность, даже коллекционер Павел Третьяков заплатил 1500 рублей за две картины. С передвижниками Куинджи пробыл пять лет, но после очередной выставки одна из газет написала:
"Пейзаж Куинджи... совершенно убивает собой все другие находящиеся на выставке пейзажи, несмотря на то, что между ними находятся очень недурные вещи известных наших пейзажистов Клодта и Шишкина".
Клодт затаил злобу и вскоре написал статью, в которой обвинил Куинджи в однообразии. Архип Иванович потребовал исключения Клодта из Товарищества, а к концу 1879 года объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.
Богатство и слава
После выхода из Товарищества передвижников Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни как поклонниками, так и своей женой Верой Кетчерджи (они всё-таки поженились в 1875 году).
Супруги купили в Санкт-Петербурге 3 дома, но вели скромный быт и помогали молодым художникам, пуская их бесплатно жить в своих домах. Жена поддерживала мужа во всех делах.
Выставка одной картины
Самой известной и дорогой картиной Куинджи стала написанная в 1880 году "Лунная ночь на Днепре".
Ещё не завершенную работу автор показывал в своей мастерской. Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Успех был ошеломляющим: посетители выстраивались в очередь, чтобы увидеть картину и разгадать её секрет. Некоторые заглядывали за полотно - искали там источник дополнительного света. Другие зрители через лупу рассматривали светящиеся фрагменты и пытались увидеть специальную "лунную краску". Предполагали, что художник пишет на перламутре, использует золотую пыль или золотую доску, что он якобы добавляет в краски фосфор и другие химические элементы. Появились и те, кто обвинил мастера в шарлатанстве, фокусах и даже в сговоре с нечистой силой.
Секрет художника
Уже в наше время выяснилось, что в составе красок на полотнах мастера нет никаких элементов, дополнительно привнесенных и отличных от состава любых красок. Но секрет у "художника света" всё же был! О нём рассказал Илья Репин:
"В большом физическим кабинете нa yнивepcитeтcкoм дворе мы, художники-пepeдвижники, coбиpaлиcь в обществе Д.И. Мендeлeeвa и Ф.Ф. Петpyшeвcкoгo для изучения под иx руководством свойств разных красок. Есть прибор - измеритель чувствительности глаз к тонким нюансам тонов; Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей, a y некоторых товарищей до смеху груба была эта чувствительность. Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света".
Художник действительно работал в лаборатории Менделеева: экспериментировал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания, изучал краски на основе битума. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски непрочны, под воздействием света и воздуха они разлагаются и темнеют.
"Лунную ночь на Днепре" мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу за колоссальную сумму в 5 000 рублей. Князь даже взял картину с собой в кругосветное путешествие. За время путешествия, которое длилось почти два года, картина серьезно пострадала. Влажный морской воздух отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Князь попросил художника его отреставрировать, однако полностью восстановить работу не удалось. Но несмотря это, полотно завораживает и сегодня. Сейчас картина "Лунная ночь на Днепре" выставлена в Русском музее в зале № 35 Михайловского дворца, где находятся также картины "Ночное", "Дубы" и другие шедевры Куинджи.
Затворничество и болезнь
И на самом на пике славы художник вдруг стал затворником. В ноябре 1901 года Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.
Здоровье художника начало сильно ухудшаться в 1907 году. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909 года, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно. Летом 1910 года в Крыму Куинджи заболел воспалением легких. Жена с разрешения врачей перевезла его в Петербург. Однако в Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Куинджи просил врачей дать ему яду, несколько раз пытался покончить с собой. Художник понимал, что смерть уже рядом, но когда пришел священник причащать его, он отказался, хотя атеистом не был. Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до Смоленского кладбища его несли на руках ученики.
Завещание
Весь свой капитал художник завещал Обществу имени Куинджи, которое он основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников. В том же году он пожертвовал в фонд созданного им общества землю в Крыму (225 десятин) и 150 тысяч рублей, на процент с которых студентам выдавались премии. В феврале 1910 года в присутствии президента Академии художеств, великой княгини Марии Павловны, состоялось торжественное открытие "Общества". А в марте Архип Иванович составил завещание, по которому передавал "Обществу" все, что у него останется на день смерти: все находившиеся в его мастерской картины и все свои средства. Жене Архип Иванович, по разным данным, оставил десять тысяч рублей и ежегодное содержание (размер которого разнится в пределах от 600 до 2500 рублей).
Однако в апреле 1911 года Общество постигла новая утрата - покончил с собой, повесившись на оконной раме из-за травли за "плагиат идеи картины", его первый председатель К.Я. Крыжицкий. Его похоронили рядом с Куинджи, а друг художника, скульптор Мария Львовна Диллон, взялась за создание памятника.
История создания памятника
Тогда же встал вопрос о создании надгробия Куинджи. Объявили конкурс. Но все восемнадцать проектов, представленных на него, были отвергнуты. А для создания памятника приняли внеконкурсную работу молодого академика архитектуры Алексея Щусева. Того самого, ставшего в будущем знаменитым зодчим, по проектам которого построены церкви, жилые дома, общественные здания оригинальной архитектуры, Казанский вокзал в Москве и…Мавзолей Ленину на Красной площади.
Почти сразу после одобрения проекта архитектор начал переговоры с художниками, которых планировал привлечь к созданию надгробия. Ими должны были стать мастера, хорошо знавшие Архипа Ивановича. Для разработки мозаичного панно Щусев обратился к Николаю Константиновичу Рериху, с которым плодотворно сотрудничал в то время.
В качестве скульптурного портрета Куинджи Щусев хотел использовать бронзовую отливку с гипсового бюста художника, вылепленного Беклемишевым в 1898 году и повторенного в 1912 году в мраморе.
Для воплощения в камне самого надгробия он предложил мастерскую П.Н. Чиркова. Делопроизводителем Общество выдвинуло Владимира Александровича Фролова, мозаичиста, которому предстояло по утверждению панно Рериха заняться его набором.
Весной 1914 года началось возведение памятника, а 30 ноября 1914 года состоялось его торжественное открытие. На нем присутствовали все его создатели. Члены Общества преподнесли им художественно оформленные благодарности.
Общество им. А.И. Куинджи существовало до начала 1930-х годов. Продавало картины Куинджи, учреждало премии, покупало чужие картины, помогало художникам выжить. Но не помогло вдове художника. Вера Леонтьевна Куинджи умерла от голода в 1920 году в Петрограде. Детей у пары не было. Прах Куинджи в 1952 году вместе с монументом перенесен со Смоленского кладбища в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
До сих пор этот памятник "художнику света" является единственным в России.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи:
- Кем на самом деле был Василий Верещагин?