Найти тему
Nord Gift

Кто работает на жд

Когда люди слышат, что человек работает на железной дороге, чаще всего представляют себе машиниста, реже путейца, еще реже проводника. Но на деле профессий в РЖД достаточно много, далее по тексту вкратце попробую упомянуть основные специальности на жд. В учет буду брать только линейных работников (непосредственно связанных с движением поездов), упуская конторских: всякие кадровики, начальники, кладовщики и инженеры идут мимо, т.к. их можно встретить практических во всех сферах. Так же в список не войдут работники НГЧ. т.к. по сути это обычные маляры и т.п. строительные профессии, а так же охранники и уборщицы упомянуты не будут.

Машинисты

сложно представить какой уровень шума приходилось испытывать машинистам раньше
сложно представить какой уровень шума приходилось испытывать машинистам раньше

То что обычный человек при слове "железнодорожник" чаще всего думает о машинисте вполне справедливо, т.к. если убрать всех машинистов, то железнодорожное сообщение встанет в один миг. Автопилоты на жд в России еще не придуманы, поэтому машинисты остаются обязательным и незаменимым элементом жд системы. Машинистов обычно никто не видит, т.к. большую часть времени они сидят высоко в кабинах локомотивов, но если увидите работников идущих в желтухах с буквами ТЧЭ (тяговая часть эксплуатационная), то скорее всего это и есть машинисты (машинист и его помощник). Машинист - это элита железных дорог, или как говорят некоторые белая кость, т.к. слово машиниста для начальства стоит выше слова, например, путейца, т.е. в случаях. когда машинист написал замечание на других работников жд, то доверяют больше машинистам. Оплата труда соответственно, как говорят, тоже самая высокая.

Дежурные

такой большой пульт-табло редкость, т.к. большинство станций в РФ  имеют развитие в 3-4 пути
такой большой пульт-табло редкость, т.к. большинство станций в РФ имеют развитие в 3-4 пути

К дежурным здесь я отношу всех движенцев (начальники станций, дежурные, диспетчера), работников, отвечающих за движение поездов. Как правило это люди, сидящие перед пульт-табло и нажимающие кнопки для перевода стрелок. Профессия не менее ответственная чем машинист и довольно нервная по моим наблюдениям. Проходя мимо дежурки можно услышать много разных матов и других интересных слов. Без дежурных движение так же как и без машинистов встало бы разом. Сейчас тенденция идет к тому, что дежурных становится все меньше. т.к. станции потихоньку берут под диспетчерскую централизацию (один человек может управлять стрелками на нескольких станциях удаленно).

СЦБисты

механики меняют электропривод  путевой стрелки
механики меняют электропривод путевой стрелки

СЦБ "сигнализация (светофоры), централизация (управление с одного места) и блокировка (гарантии безопасности)" - система, поддерживаемая работниками службы Ш, в основном электромеханиками и электромонтерами . Если описать совсем кратко, то СЦБисты обслуживают устройства, которыми оперирует дежурный: стрелки, пульт-табло и релейную систему на которой он работает, светофоры. Механики и монтеры СЦБ ходят в желтухах с буквами ШЧ (шнуровая часть). Их можно встретить как на станциях так и на перегонах. Обычно ходят по двое, но в последнее время в связи с оптимизацией - по одному. Благодаря этим людям мы имеем одну из самых безопасных жд в мире, но и одну из самых дорогих в плане обслуживания. Спектр работ у этих работников самый широкий: в течение года выполняется под сотню различных работ.

Путейцы

выполняют норму в 5 шпал на монтера
выполняют норму в 5 шпал на монтера

Путеец или монтер пути - самая многочисленная каста на жд. Ходят толпами с буквами ПЧ на желтухах. Самые сокращаемые в связи с заменой деревянных шпал на железобетонные работники. Работу путейцев можно считать одной из самых тяжелых физически: в жару и мороз приходится махать молотком и ломом на открытом воздухе. Так же как и СЦБисты много времени проводят на лопате. С недавних пор операторы дефектоскопных тележек стали относится к службе ПЧ, так что этих ребят в наушниках теперь тоже можно называть путейцами.

Энергетики

страшный сон энергетика это ледяной дождь
страшный сон энергетика это ледяной дождь

Они же в простанородье электрики. Поддерживают снабжение устройств РЖД электричеством. Чаще всего их можно встретить на столбах, ковыряющимися с проводами (не бойтесь - провода на время наряда обесточены). Трансформаторы и линии электропередач - это их вотчина. Фронт работ не сильно отличается от городских энергетиков.

Проводники

эти люди видели паспортов больше чем сотрудники МВД
эти люди видели паспортов больше чем сотрудники МВД

Самая знакомая обывателю жд профессия. Так же как и дежурные представлены в основном женским сословием. Больше всех контактируют с пассажирами, а значит являются лицом РЖД. За относительно небольшую зарплату предоставляют уровень сервиса не ниже чем на Западе. Им приходится предлагать чай и лотереи, чтобы повысить окупаемость, которой нет (пассажирские перевозки интенсивно субсидируются государством).

Вагонники

-7

Люди с молоточками, которые простуткивают буксы колесных пар, - это те самые вагонники (осмотрщик вагонов), еще одна важная профессия на жд. Еще их можно заметить лазающими под вагонами на станциях. Желтухи у вагонников порой бывают чернее чем у путейцев. Вагонники в общих словах занимаются ремонтом и обслуживанием вагонов. Слышал, что в ВУЗах РЖД, легче всего пройти обучение как раз за вагонника.

Связисты

-8

Под связистами я объединил всех работников РЦС (кабельщиков, связистов и радистов). Самая "халявная" работа на жд по мнению других служб. Связист обычно ничего не делает, т.к. обычно и так все работает, остается только оставить свой автограф и отметить свое присутствие на рабочем месте координатами. Отмечу только искусную работу кабельщиков, которые в перерывах между шкаликами мастерски соединяют многожильные кабели.

Составители

-9

Те самые ребята, которые катаются на подножке самокатящихся вагонов. Наверно самая опасная профессия на железных дорогах. На спине красуются буквы ДС.

КТСМщики

место обитания  электромеханика КТСМ
место обитания электромеханика КТСМ

До недавнего времени КТСМщики (ПОНАБщики - устар.) относились к службе Ш, а до этого к вагонникам. Но сегодня перешли к дочернему предприятию РЖД, и стали чувствовать себя более вольготно. Вкратце, суть работы электромехаников КТСМ сводится к обслуживанию устройств, контролирующих температуру букс (те самые по которым стучат вагонники молотком), движущихся вагонов.

Пишите в комментариях какие важные железнодорожные профессии упустил, дополню статью.