Начинается сказка о царе Салтане гладко и предсказуемо, в лучших традициях русских сказок. Девицы, коих ровно три, так как три — сакральное в фольклоре число, сидят себе и мечтают вслух, что бы они сделали, выйди они замуж за царя. Одна из них отличилась и пообещала богатыря родить.
На счастье или на беду, разговор сей царь подслушал, забрал всех девиц во дворец и роли распределил согласно женским мечтаньям. Одну в ткачихи записал, вторую — в поварихи, а третью замуж взял да наказ дал потрясающий: к концу сентября богатыря родить. А сам по делам ратным уехал.
Конечно, весь сюжет я пересказывать не буду, вы его и сами знаете. Но хочу вместе с вами отследить, в какой момент в нём сватья Бабариха появляется и что она там делает. Итак, после сборов выясняется, что три девицы — сёстры, и две из них завидуют участи третьей:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А когда молодая царица реализовала обещанное и родила сына, недовольных женщин становится на одну больше. В сюжете впервые появляется Бабариха:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести её хотят
Из этого кусочка следует, что Бабариха — во-первых, сватья, во-вторых, баба. Но кем она приходится царю и царице? Точного ответа в сказке Пушкина нет, что делает вопрос главной тайной повествования. Есть только намёки, на которые мы обязательно обратим внимание.
Кто такая Бабариха?
Слово «бабариха» — не пушкинское изобретение, оно эпизодически встречается в русском фольклоре. Взгляните на отрывок из стихотворения про дурня из сборника 1818 года «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»:
«Добро ты, баба,
Баба-бабариха,
Мать Лукерья,
Сестра Чернава!
Потом я, дурень,
Таков не буду!»
Владимир Даль в словаре пишет, что бабариха — шуточное прозвище бабы, женки, женщины. А вот слово «баба» — очень многогранное. Приведу основные значения:
1) Замужняя женщина низших сословий или вдова;
2) Мать отца или матери (то есть бабушка);
3) Жена;
4) Повитуха, повивальная бабка (её тоже называли бабушкой)
Над этим списком и будем работать. Согласитесь, для наших целей будет разумным не обращать внимания на первый и третий пункты, поскольку никакой конкретики они нам не дадут. Да, может, она кому и жена или вдова, но на то указаний у Пушкина нет. А вот оставшиеся два варианта выглядят интересными.
Начнём с гипотезы о том, что Бабариха — чья-то мать. На это указывает слово «сватья», которым называют мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Может она быть матерью Салтана? Может. Ведь на всех приёмах она сидит рядом с ним:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
На такую связь гипотетически может указывать и фраза, брошенная царём со злости, когда эти женщины в очередной раз его на остров не пускают:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Но в то же время быть матерью сестёр она тоже может, почему нет? Кто его знает, какие там отношения в их семье сложились, вдруг ей обидно за двух дочерей, которых в работниц записали. Вот и точит зуб на третью, ставшую царицей. И в первом, и во втором случаях Бабариха — бабушка Гвидона. Будто в подтверждение, находим у Пушкина строки, в которых Гвидон обратился шмелём:
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей
Слово «бабушка» нам же не почудилось? Не спешите радоваться, мы забыли упомянуть ещё одно значение: Бабариха вполне могла быть повитухой, принявшей на свет младенца Гвидона. По какому поводу она царицу невзлюбила, мы не знаем, но ребёнок вполне мог называть её бабушкой. Такая традиция в старину была. Правда, тогда сюда не вписывается статус сватьи...
Есть и более интересные версии, в духе бразильского сериала: Бабариха могла быть матерью почившей царицы, Салтан был вдовцом, женившимся во второй раз. Тогда её нелюбовь к новой избраннице царя легко объяснима. Или Бабариха — кормилица или повитуха, принявшая на свет самого Салтана. Фантазировать можно бесконечно, а подсказок у Пушкина только две: «сватья» и «бабушка».
Как вы думаете, на что они указывают? Поставьте лайк, если было интересно! О том, где находятся «тридевять земель», почему скатерть — «самобранка», а меч — «кладенец» можете прочитать в моей книге об истории русских слов и выражений. Найти её можно в книжных магазинах, на OZON или Wildberries.