Когда врач томным голосом озвучивает родителям диагноз ЗПРР, зачастую толи от волнения, толи от неопытности, помимо участившегося биения сердца, в головах родителей возникает пугающая мысль об умственной отсталости. Но кто читает меня, уже знает, что это не равные понятия.
Такого же свирепого зверя внутри родительских умов взращивает словосочетание «Аутичные черты». Найдя эту фразу среди бездушного печатного текста медицинского заключения, мама вступает в сообщества посвящённые РАС, а папа погружается в поиск более компетентных по его мнению врачей. После прочтения бесчисленного количества статей и просмотров десятков видео об аутизме, родители находят те самые аутичные черты у своего ребёнка, и в этот момент помощь психиатра нужна уже больше родителям, их чем ребёнку. Знакомо?
Но так ли страшны эти пресловутые аутичные черты?
Давайте для начала разберёмся в том, что это вообще такое?!
Аутичные черты - это особенности поведения, которые мы обычно наблюдаем у детей с расстройством аутистического спектра. К ним относятся зацикленность на определённых действиях, нарушения в сфере коммуникации, стереотипные движения, вокализации и многое, многое другое.
Тогда зачем я пишу эту статью попивая свежесваренный кофе, раз итак всё понятно? - спросите Вы… Да потому что аутичные черты сопровождают практически все нарушения развития: СДВГ, ЗПР, ЗПРР, алалию, да даже социально-педагогическую запущенность.
Напрашивается простой и понятный вывод - аутичные черты - это не диагноз. Аутичные черты - это симптомы.
А теперь я попробую угадать исходя из каких проявлений врач наградил Вас этими пугающими «аутичными чертами»
Нет подражания!
«Ну как можно не повторить за мычащей мамой или лающей бабушкой? А показывать язык в ответ вообще не прилично! Интересно, зачем они хлопают в ладоши перед моим лицом?»
Отсутствие привычной для нас игры у ребёнка!
«Почему вчера мы с бабушкой играли в очередь на почте, расставляя животных друг за другом, а сегодня мама плачет, когда я повторил эту игру? Да и колёса у машинки такие интересные, почему папа запрещает на них смотреть?»
Стереотипные движения!
«Интересно, похож ли я на бабочку, когда машу ручками? А поедет ли стул если раскачиваться на нём вперёд-назад?»
Яркая реакция на обычные раздражители!
«Опять мама сдвинула эту штору не дав мне проснуться, глазки сами заслезились. А пылесосить то зачем с самого утра? Как громко… Кажется сегодня у соседей на завтрак свежие булочки, может если я громко заплачу они пожалеют меня и поделятся?»
Избирательность!
«Снова омлет? Когда уже мама поймёт, что я его не люблю? Вот бы сейчас бабушкину кашу со сгущёнкой! Что? Нужно одеваться в эту колючую кофту? Нет, только не эти штаны красного цвета! Кто вообще носит красные штаны, когда в моде базовые спокойные тона?»
Проблемы с коммуникацией!
«Не интересны мне эти птички и цветочки, сто раз их видели, зачем мама упорно пытается мне их показать? В прошлый раз посмотрев в глаза бабушке я увидел в них такой тяжёлый жизненный опыт и ощутил ту головную боль, которую она чувствует. Не хочу больше смотреть в глаза. Почему мама вечно спрашивает у других мам про какой-то указательный жест? В каком возрасте он появляется и как ему учить… Это наверное суперспособность, как паутина у человека-паука.»
Вокализации!
«Говорить я пока не умею, но зато прекрасно могу петь, особенно когда эмоций слишком много чтобы держать их внутри! За моим АААА ООООО УУУУУ скрывается мелодия души, когда-нибудь я посвищу эту песню любимой маме!»
Эхолалии!
«Ох уж эти вирусные фразы из мультиков, сидят в голове уже неделю!»
Моторная неловкость!
«Мама, я же не обезьянка чтобы лазить по этим металлическим палкам! Да, и не кенгуру, не могу прыгать! Вспомни, я пошёл то поздно, а ты меня уже на самокат поставила…»
Так РАС или не РАС?
Самая значимая «аутичная черта» при РАС это нарушение коммуникации! Неправильное развитие именно этой сферы служит основанием для постановки диагноза "Расстройство аутистического спектра".
И дело тут даже не в отсутствии указательного жеста или избегания взгляда в глаза - это может быть и при других нарушениях развития. Дело в самой инициативе общения, которую ребёнок с РАС не проявляет и не поддерживает. Также важнейшим признаком именно РАС является неспособность считывать и разделять эмоции. Ребёнок не испугается при Вашем испуге, не заплачет вместе с Вами после прочтения грустной книги, не пожалеет, когда Вам больно!
Второй по значимости «аутичной чертой» характеризующей непосредственно аутизм - это сложности с имитацией. В отличие от детей с другими нарушениями развития, малышей с аутизмом приходится учить подражанию. Без обучения этому навыку ребенок по своей инициативе практически никогда не копирует действия других детей и взрослых.
И третья «аутичная черта» - это сложность с сюжетно-ролевой игрой. Для малышей сюжетно-ролевая игра является основой формирования эмоционально-волевой сферы. Через игру ребенок учится понимать свои эмоции, имитировать эмоции других, «проживать» жизнь другого человека или животного, например, игра в дочки-матери, или в зоопарк. Благодаря именно этим играм развивается способность сотрудничать с другими детьми. Так как у детей с аутизмом основные проблемы сосредоточены именно в области эмоционально-волевой сферы, неудивительно, что здесь они испытывают затруднения.
Итак
Если у Вашего ребёнка к трём годам присутствует данная триада аутичных черт, а не один из них, то у Вас есть все основания для подозрения на РАС. Во всех остальных случаях словосочетание «аутичные черты» является лишь отметкой для доктора, позволяющей ему при диспансерном наблюдении следить за динамикой развития ребёнка, концентрируя внимание на эмоционально-волевой сфере.
Очень надеюсь, что после прочтения моей статьи у Вашего внутреннего страха отвалились зубы, а сердечный ритм пришёл в норму!