Роль обаятельного хирурга Жени Лукашина (1975), а позже роль забитого очкарика Новосельцева (1977) навсегда вписали золотыми буквами имя Мягкова в нашу киноиндустрию. Удалось Мягкову воплотить и совсем уж хлипкого Карандышева.
По сей день Лукашина и Новосельцева горячо обсуждают, актерская работа Мягкова даже спустя 45 лет актуальна. А ведь помимо этих двух ролей у него еще >70 киноработ, служба в МХТ им.Чехова, а ранее и в культовом "Современнике".
***
Несмотря на однозначно удавшуюся карьеру, личная жизнь Мягкова сложилась не очень хорошо. На мой взгляд, такую личную жизнь никому не пожелаешь. Но, видимо, Андрея Васильевича все устраивало. Или просто он был чрезмерно занят, чтобы заниматься личной жизнью, предпочитая до полуночи торчать на репетициях, чем идти домой к вечно недовольной супруге.
***
Урожденная москвичка Анастасия была моложе ленинградца Андрея на пять лет. Встретились они в Школе-студии МХАТ, где оба учились. Молодые, пока еще безвестные и без связей актеры, первое время они и правда искренне любили друг друга. В 1963-м расписались.
Владимир Меньшов вспоминает, будто Мягков попал со студенческой скамьи в театр в «Современник», поскольку Олег Ефремов взял в труппу всех актеров курсового спектакля «О мышах и людях», где Андрей блистал. Но Меньшов не знал подоплеку того, как Мягков попал в театр. Ефремов, известный своей любовью к женщинам, сначала пригласил в труппу Анастасию Вознесенскую. Руководители курса намекнули, – а вот у Аси есть муж, Мягков. Ефремов сказал: «Это уже хуже, мужчин в театре много, мы никого не собирались брать. Ну ладно, пусть приходит с мужем». Таким образом именно Вознесенская дала толчок карьере своего мужа. Спустя много лет, когда она будет сидеть дома и выпивать в одиночестве, пока ее муж получает проект за проектом, этот факт пропитает ее сердце горьким недовольством и обидой.
***
Таким образом, первые лет 8 их супружества и правда были счастливыми. И он, и она отдавались работе полностью. С Вознесенской выходило по 2-3 картины в год с 1965 по 1969. Потом ее кинокарьера, можно сказать, прервалась. Да, в 1978 году Рязанов принял в каст "Гаража" и ее тоже (по просьбе ее мужа). А в 80-х она исполнила роль матери главной героини в "Аварии – дочери мента". Но то было уже не то, совсем не то; она представляла свою жизнь совсем не так.
Получилось, что Мягков и Вознесенская стали воспринимать друг друга не как супругов, а как соперников по кинокарьере. Вознесенская так уж точно: зависть к успеху мужа откровенно сочилась из нее.
Надо сказать, что и карьера Мягкова не была миром мазана. Первые годы в театре у него проходили сложно, Ефремов демонстративно терпел молодого актера, сальным взглядом провожая его жену.
«Второй Табаков Ефремову был не нужен. Неслучайно Мягков в «Современнике» шел вторым составом в спектаклях Табакова, которому это было удобно. Имея замену, Табаков мог уезжать на съемки в кино».
Но Мягков постепенно набирал вес в киноиндустрии, а вот Вознесенскую просто мигом прекратили снимать. В театре она числилась и получала оклад, но ролей особо тоже не было.
***
По злой иронии судьбы, Вознесенская, у которой детей не было, на экране часто играла матерей. Изображала с Мягковым супружескую пару, воспитывающую ребенка в таких фильмах как "Садись рядом, Мишка!" (1977), "Кувырок через голову" (1987). Ну и нельзя не вспомнить роль мамаши в культовой "Аварии – дочери мента".
Мягков никогда не попрекал Вознесенскую бездетностью. В интервью они в один голос твердили, что главное в их жизни – актерство. А дети – да и Бог с ними!... Но вот коллеги пары с усмешкой слушали это, потому что знали, что Вознесенская в молодости пережила потерю ребенка. То есть, сложись бы все хорошо, прекрасно они наслаждались бы родительством. Может, реализовав себя как мать, Вознесенская и с бутылкой бы не подружилась. Но... не сложилось.
***
Были у Вознесенской большие проблемы со спиртным. Наверное, на фоне карьерной нереализованности (по крайней мере, той, которую она ощущала).
Из воспоминаний Бориса Криштула:
«Она жутко ревновала мужа к славе. Просто уничтожала его. К женщинам, которых у Мягкова было много, ревновала даже меньше. Из-за ревности стала пить. Ее не приглашали в кино, потому что она потеряла форму, была нестабильной, и в те годы пьющие артисты были никому не нужны. Одно дело - пьющий Даль, другое дело - пьющая Вознесенская. Ее точно можно было заменить»
***
С возрастом все страсти и обиды сгладились. Мягков и Вознесенская пережили все жизненные бури. И остались вместе.
Но даже в 2010 году Анастасия Валентиновна твердила:
«Андрею эта известность ничего, кроме неудобств, не принесла. Он и так человек достаточно закрытый, а здесь стал еще больше смущаться, зажиматься»
В последние два-три десятилетия своей жизни Мягков и правда был практически затворником. Отказывался от интервью, приглашений на мероприятия. В свою комнату не пускал никого принципиально. Как будто бы он очень устал, утомился от жизни, и ему просто наскучили все бренные развлечения. Сам Мягков своим затворничеством не тяготился: он много читал, писал детективы (один был даже экранизирован), именно Мягков был автором первого сценария продолжения «Иронии судьбы…». Вредных привычек у него (в отличие от жены) не было.
СМИ поспешили наклеить на пожилого Мягкова ярлык чуть ли не шизофрении. Но мне в тысячу раз симпатичнее его закрытый образ жизни, чем разнузданность прочих артистов. У самодостаточного, интровертированного человека могут быть паранойяльные черты – да, бывает.
***
Анастасия Валентиновна числилась в штате МХАТа вплоть до 2012.
В 2009 году ее поразил инсульт, вследствие чего она фактически оказалась нетрудоспособна. Мягков, который и сам пережил две операции на сердце, ухаживал за женой. Но в 2018 году ее настиг повторный инсульт.
В 2021 ушел много болевший в последнее время 82-летний Мягков.
Через одиннадцать месяцев – вслед за своим единственным мужем – умерла и сама 78-летняя Анастасия Валентиновна.
***
Были ли у Мягкова, которого в лицо знал весь Союз, шансы уйти из семьи? Были, и неоднократно. Но он по-своему любил свою Асю. Заботился о ней, помогая выходить из запойных состояний; настаивал в каждом проекте, куда его звали, чтобы рассмотрели также и кандидатуру Аси – хотя бы и на незначительную роль. И таки иногда его шантаж срабатывал: 13 картин, в которых Анастасию пригласили по его просьбе. Но ее это едва ли сделало счастливой. А его?... Может, и не очень, но менять что-либо в своей жизни он не стал.