Найти тему

Книжная полка 17

Оглавление

7 книг на 7 дней. Мой выбор

БЛУА, Леон. Поэмы в прозе. – М.: Ад Маргинем, 2024. – 96 с.

Леон Блуа (1846–1917) – французский писатель и публицист «конца прекрасной эпохи», рубежа XIX и XX веков, – оставил обширное литературное наследие, состоящее из романов, повестей, полемических статей в прессе, нескольких томов дневников, а также миниатюр. Все его тексты соединяют в себе редкую стилистическую изысканность, причудливую протосюрреалистическую образность и пламенную католическую набожность, достойную средневекового мистика. В центре небольшого сборника поэм в прозе, виртуозно переведенных на русский язык Александром Черноглазовым, – своеобразный месяцеслов, двенадцать поэм-видений, сочиненных Блуа по мотивам календаря, оформленного в стиле ар-нуво его современником, гравером и дизайнером Эженом Грассе.

БРЕНЕ, Жан-Батист. Что значит мыслить? Арабо-латинский ответ. – М.: Ad Marginem, 2024. – 152 с.

-2

Жан-Батист Брене (1972) – французский философ, профессор Сорбонны, специалист по трудам Аверроэса, арабскому аристотелизму IX–XII веков и его взаимодействию с европейской схоластикой. В этой книге – первом его сочинении, переведенном на русский язык, – он предлагает в некотором роде начать мыслить с чистого листа, то есть посмотреть на само мышление взглядом новичка-первопроходца. Пятнадцать глав служат первыми опорными точками на карте мира мысли, который читателю предстоит открыть заново в свете наследия арабо-латинской культуры – удивительного феномена рецепции античной философии в арабском мире, откуда труды Аристотеля, переведенные с греческого на арабский, откомментированные и вновь переведенные с арабского на латынь, возвращались в западную цивилизацию.

ИППОЛИТОВ, Аркадий. Начало нового столетия. От декаданса к авангарду. Последняя лекция. – СПб.: Сеанс, 2024. – 256 с.

-3

Аркадий Викторович Ипполитов (1958–2023) – писатель, искусствовед, куратор, хранитель кабинета итальянской гравюры Эрмитажа. Эта книга издана в память о нем; последний текст, который Аркадий Ипполитов прислал в редакцию «Сеанса», – лекция о западном искусстве рубежа XIX и XX веков: décadisme, Belle Époque, Art Nouveau. Иллюстрации подобраны автором.

КОФФА, Альберто. Семантическая традиция от Канта до Карнапа. К Венскому вокзалу. – М.: Канон, 2024. – 528 с.

-4

Это одна из важнейших книг по истории семантической традиции в философии с начала XIX века до ее инкарнации Венским кружком, группой логических позитивистов, приверженных эмпиризму, науке и убеждению, что современная логика есть основное оружие аналитической философии. В книге показано, как основы семантической традиции формировались усилиями Больцано, Фреге, Рассела и раннего Витгенштейна в области оснований математики и логики, и как эта традиция развивалась участниками Венского кружка. Значительная часть анализа сделана автором книги, исходя из неопубликованных заметок и переписки философов. Автор критически переосмысливает роль семантических понятий в понимании оснований априорного знания и его соотношения с эмпирическим знанием, и подвергает критике поворот традиции, совершенный венскими философами.

ЛОУ, Сета. Пространственное воплощение культуры: Этнография пространства и места.– М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 400 с. – (Studia urbanica).

-5

Как социальные и культурные процессы отражаются в городских пространствах? И что об этом может рассказать этнография? Опираясь на более чем 20-летний опыт полевых исследований, антрополог Сета Лоу показывает, как основанный на этнографическом подходе пространственный анализ способен пролить свет на повседневную жизнь людей, в чьи дома и места проживания вторгаются глобализация, неравномерное пространственное развитие (uneven development), насилие и социальное неравенство. Лоу разрабатывает понятие «пространственного воплощения культуры», включающее в себя одновременно несколько концептуальных рамок: от социального производства и социального конструирования пространства до анализа телесности, дискурса, эмоций, аффектов и транслокальности. В сочетании этих подходов автор видит способ по-новому взглянуть на взаимодействие человека с окружающей средой в городском планировании и архитектуре. Задача, которую ее концепция помогает решить, – предложить специалистам новые методы для создания социально чувствительной и экологически устойчивой городской среды.

МИСИМА, Юкио. Смерть в середине лета. – М.: Иностранка, 2024. – 320 с. – (Большой роман).

-6

Юкио Мисима (1925–1970) – звезда литературы XX века, самый читаемый в мире японский автор, обладатель блистательного таланта, прославившийся как своими работами широчайшего диапазона и разнообразия жанров (романы, пьесы, рассказы, эссе), так и ошеломительной биографией (одержимость бодибилдингом, крайне правые политические взгляды, харакири после неудачной попытки монархического переворота). Мисима – бесконечно проницательный и безжалостный наблюдатель, и сборник его рассказов «Смерть в середине лета» – непредсказуемый, порой шокирующий калейдоскоп, в котором сменяют друг друга жестокость и страсть, высокомерие и уязвимость, страх и любовь, душевная тьма и ускользающий свет. Половина рассказов и пьеса в этом сборнике публикуются на русском впервые.

МАЦЦОНИ, Гвидо, О современной поэзии. – М.: Новое литературное обозрение, 2024. – 312 с. – (Интеллектуальная история).

-7

В течение двух столетий – с середины XVIII до середины XX веков – западная поэзия претерпевает радикальную трансформацию. Поэты обретают беспрецедентную свободу: они начинают писать нарочито темные по смыслу тексты, нарушать правила метра и синтаксиса, обновлять лексику, устранять дистанцию между собственной персоной и лирическим героем. В своей книге историк и теоретик литературы профессор университета Сиены (Италия) Гвидо Маццони (1967) реконструирует ключевые этапы этой метаморфозы и интерпретирует ее как симптом глубоких исторических изменений. Обращаясь к поэтическим текстам Нового и Новейшего времени, принадлежащим к итальянской и, шире, европейской традиции, автор ищет ответы на ряд вопросов, среди которых один из важнейших: как поэзия стала самым эгоцентричным жанром литературы модерности?