Найти тему
Auto life

Смелый и экстравагантный «Москвич», который придумали не вовремя: история проекта 2143 «Яуза»

Оглавление

Какой автомобиль можно считать самым смелым из тех, что был разработан в СССР? Как минимум тот, что не пошёл в серийное производство. Сегодня в рубрике  « Старые ,но не бесполезные»— проект АЗЛК-2143 «Яуза», фантастически смелый наследник Алеко, о котором мало кто слышал.

АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»

«Яузу» начали разрабатывать сразу после старта выпуска семейства 2141

Обычное дело: новая модель только начинает осваиваться в дилерских центрах, а инженеры и конструкторы уже трудятся над её заменой. В середине 1980-х, когда первая переднеприводная модель АЗЛК только-только делала робкие шаги на рынке, в конструкторском бюро на Волгоградском проспекте уже пытались заглянуть в будущее. Новый автомобиль с индексом АЗЛК-2143 должен был стать серийным к 1993 году.

«Москвич-2141»
«Москвич-2141»

Концепцию модели директор завода Александр Сорокин широкими мазками набросал ещё в министерском докладе о перспективах развития автопрома до 2000 года. В этом документе сменщик Алеко представал более просторным, экономичным и быстрым, но должен был остаться в габаритах того же класса.

Для «Яузы» придумали очень необычный верх кузова

Непростая задача, озвученная директором, подразумевала кропотливую работу над аэродинамикой. Марат Елбаев — в 1980-х, по сути, он был главным дизайнером АЗЛК — предложил интересное решение: максимально обтекаемую, почти сферическую верхнюю часть кузова. 

Всё, что находилось выше подоконной линии, напоминало облизанный леденец. Это был лишённый ступенек и видимых переходов фонарь истребителя, нежели традиционная, собранная из отдельных элементов крыша.

АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»

АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»

Такое решение обеспечивало отличные аэродинамические характеристики и современный внешний вид автомобиля. Сложность в том, что боковые стёкла получались изогнутыми в двух плоскостях. Как при такой затейливой геометрии обеспечить привычный функционал — проще говоря, способность открываться и закрываться?

«Двухэтажное» остекление

С похожей проблемой чуть раньше уже сталкивались специалисты ГАЗа, работавшие над новой «Волгой» — 3105. Нижегородцы решили использовать двухсекционное стекло с фиксированной верхней и подвижной нижней частью. На АЗЛК решили пойти ещё дальше.

ГАЗ-3105 «Волга»
ГАЗ-3105 «Волга»

Перспективный АЗЛК-2143 получил уникальное оформление боковин. Между крышей и нижней частью кузова появилась длинная вставка, разделявшая машину на две части. Это был одновременно и стилистический, и силовой элемент конструкции. Причём в районе передних и задних дверей вставка получила окошки, или, правильнее сказать, форточки, с подъёмным механизмом.

Узкие боковые бойницы, по мысли разработчиков, предназначались для проветривания салона. Через них же можно было передать инспектору ГИБДД права для проверки документов или пообщаться с охранником на КПП. А задачу по полноценному охлаждению салона, как подразумевалось, в тёплое время года возьмёт на себя кондиционер. Во всяком случае в конце 1980-х советские инженеры полагали, что массовая установка штатных кондиционеров на автомобили — это вопрос ближайших нескольких лет.

Странные боковины не единственная диковинка «Яузы» 

Сначала АЗЛК-2143 построили в виде масштабного макета (1:4). Помимо высокой поясной линии и боковых окошек, в глаза бросалась модная по меркам времени задранная корма — примерно такое же стилистическое решение отличало SAAB 900 и Alfa Romeo 155. А переднюю часть советского седана украшали миндалевидные фары, которые через несколько лет станут легендарными благодаря Peugeot 206.

Saab 900
Saab 900

Alfa Romeo 155
Alfa Romeo 155

АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»

В целом, перспективный 2143 выглядел интригующе. Сложная двухъярусная боковина, как бы ни спотыкался об неё взгляд, представлялась интересным дизайнерским решением. Тем более формы форточек дублировали линию крыши седана.

Ну и согласитесь, глядя на АЗЛК-2143, невозможно удержаться от сравнений с профилем ВАЗ-2110, который появится намного позже. Общих черт у этих машин действительно немало.

АЗЛК-2143 «Яуза»
АЗЛК-2143 «Яуза»

Впрочем, «Яуза» интриговала не одним только экстерьером. Салон «сорок третьего» даже отдалённо не напоминал строгий Алеко. 

Выполненный в модном биостиле, интерьер новинки был ориентирован на водителя: органы управления скомпонованы вокруг левого кресла. «Яуза» приятно удивляла светлой цветовой гаммой интерьера, запасом места для пассажиров и диковинным оснащением вроде борткомпьютера. Лишь стандартная магнитола «Былина», будто снятая с «сорок первого», немного понижала градус футуризма.

 Салон АЗЛК-2143 «Яуза»
Салон АЗЛК-2143 «Яуза»

Но, как вы уже могли догадаться, дальнейшая судьба прототипа не была гладкой. Во-первых, смелый замысел дизайнера Елбаева вскоре столкнулся с реальностью — в металле и пластике кузов «Яузы» уже не казался столь изящным, как в макетном виде. Появились некрасивые зазоры между панелями, а от миндалевидных фар пришлось отказаться в пользу оптики попроще. Но на этом проблемы не закончились.

Автомобиль появился в максимально неудачное время

«Яуза» задумывалась носителем совершенно новой линейки двигателей. Для её освоения на московском заводе организовали отдельное и суперсовременное на тот момент производство. Вернее, почти организовали — по факту, новый моторный конвейер так и не заработал.

В серию АЗЛК-2143 должен был пойти с 1,8-литровым двигателем нового семейства. Даже в базовой карбюраторной версии он выдавал вполне приличные по тем временам 95 л.с. Предусматривались также впрысковый вариант и даже дизель. Надо ли говорить, что всему этому не суждено было случиться.

«Москвич»-214100 «Святогор»
«Москвич»-214100 «Святогор»

Перестройка, переход страны на рыночную экономику и развал СССР застали АЗЛК в крайне неудачное время. Чтобы выжить, вместо футуристичной и явно недешёвой в освоении на производстве «Яузы», пропитанной новыми идеями, на Волгоградском проспекте стали выпускать «Святогоры». Ну а модели 2143 пришлось довольствоваться статусом одного из самых смелых, но так и нереализованных проектов отечественного автопрома.

Спасибо за внимание ,рекомендуйте канал друзьям ,подписывайтесь ,комментируйте!