Найти в Дзене
natasha.anikiewa

Как смартфоны у нас формат украли. Размышления искусствоведа.

Все мы знаем (я надеюсь), что картина Ивана Айвазовского «Девятый вал», мастерски исполненная художником, очень большая по размеру и богатая по колориту. Поэтому встречая ее изображение на просторах интернета наш мозг не обманывается, глядя на знакомое изображение. А что происходит с нашим восприятием, когда мы видим незнакомую картину? Как мы можем о ней судить, не понимая ее формата? Например, прекрасный пейзаж ночной гавани кисти неизвестного художника. Как вы думаете, большого ли формата эта картина? Ответ будет в конце статьи. Зачастую цифры в подписи к фотографии…. «Холст, масло. 340х210» нам мало что говорят. Если на фотографии мы видим только картину, без определяющих ее масштаб вспомогательных людей/предметов в кадре, на нас эти цифры не производят должного впечатления. Если в книге или художественном альбоме автор не сделал акцент на размере картины, то мы просто пробежимся взглядом по строчкам и репродукции. Так случилось с моей подругой, когда мы изучали старонидерландскую
Иван Айвазовский. Девятый вал. Х.,м. 221х332
Иван Айвазовский. Девятый вал. Х.,м. 221х332

Все мы знаем (я надеюсь), что картина Ивана Айвазовского «Девятый вал», мастерски исполненная художником, очень большая по размеру и богатая по колориту. Поэтому встречая ее изображение на просторах интернета наш мозг не обманывается, глядя на знакомое изображение.

А что происходит с нашим восприятием, когда мы видим незнакомую картину? Как мы можем о ней судить, не понимая ее формата?

Например, прекрасный пейзаж ночной гавани кисти неизвестного художника. Как вы думаете, большого ли формата эта картина? Ответ будет в конце статьи.

Неизвестный художник. Ночная гавань. Дерево, масло.
Неизвестный художник. Ночная гавань. Дерево, масло.

Зачастую цифры в подписи к фотографии…. «Холст, масло. 340х210» нам мало что говорят. Если на фотографии мы видим только картину, без определяющих ее масштаб вспомогательных людей/предметов в кадре, на нас эти цифры не производят должного впечатления. Если в книге или художественном альбоме автор не сделал акцент на размере картины, то мы просто пробежимся взглядом по строчкам и репродукции.

Так случилось с моей подругой, когда мы изучали старонидерландскую школу, обсуждали картину «Мадонна в церкви» Яна ван Эйка (Берлинская картинная галерея) . Какого же было ее удивление, когда в музее она увидела эту картину и оказалось, что полотно размером чуть больше экрана планшета.

Ян ван Эйк. Мадонна в церкви. Дубовая панель, мало. 31х14 см
Ян ван Эйк. Мадонна в церкви. Дубовая панель, мало. 31х14 см

Цифровые технологии – наши помощники, никто не спорит. В сфере искусства им находится активное применение. Как-то давно я была в Газгольдере на выставке «Айвазовский. Ожившие полотна». На огромные поверхности стен бывшего газового хранилища проецировались в динамике полотна великого мариниста. Это производило сильное впечатление. Но гораздо больший восторг испытываешь, находясь в музее перед реальной живописной картиной. Чувствуется мощь, размах и мастерство рукотворного, происходит понимание реальности работы кистью. Это - КАРТИНА (а не проекция), это месяцы, а то и годы упорного труда.

Сейчас модно говорить об энергетике предметов, мест, людей. Почувствовать «энергетику» живописи можно только находясь непосредственно перед картиной. Поэтому я призываю вас ходить в музеи, галереи, на выставки. Исключите посредника между вами и живописью в виде смартфона. Разглядывая картинки дома на диване, у нас возникает ложное ощущение причастности и просвещенности. Мы невольно становимся заложниками маленького светящегося экрана. Конечно, с одной стороны – это окно в мир, через которое мы знакомимся с городами и странами, памятниками культуры и красотами природы. А с другой стороны, это окошко темницы, в которую сам себя заточает наш «ленивый» мозг. Это и понятно, задача мозга сохранить тело, особь в сохранности как можно дольше, вся его деятельность направлена на комфортное выживание, а не на познание нового. Это как в моем любимом мультике «Смешарики» (я до сих пор уверена, что этот мульт не только для детей, особенно серия «Почта») в одной из серий, Лосяш говорит про интернет (в мультике это сфера, отвечающая на все вопросы): «Нам дан уникальный инструмент для познания мира и тайн вселенной, а мы смешных котиков смотрим».

И в заключении, раз уж мы заговорили о мультфильмах, хочу сказать. Ходите в музеи с детьми!! Вы не только оторвете их от гаджетов и посадите зернышко познания, но и взгляните на знакомое вам…. ИХ глазами!!! Учитесь смотреть на мир через призму незамутнённого детского восприятия, малышковой непосредственности и открытости всему новому.

А от том, как сводить ребенка в музей и не «поседеть» на полголовы, без лишних нервов и пострадавших (вы ведь заберете у них гаджеты), я напишу следующую статью.

И да, вот ответ на вопрос, какого размера ночной пейзаж из начала этой статьи.

Фотограф - Аникиева Наталья
Фотограф - Аникиева Наталья

Фотограф - Аникиева Наталья
Фотограф - Аникиева Наталья

Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много интересного об искусстве, а также моих художественных и репортажных фотографий.