Найти в Дзене

Будем помнить о родных героях

Война. Фронт. Блиндажи. Окопы. Раньше все эти слова даже для нашего поколения были отголосками прошлого нашей великлй страны, ее истории. А сегодня - реалии времени. Мы думали, что подобного уже никогда не будет....А вот сейчас на фронте племянник. Душа болит и за него, и за тех ребят, которые воюют там. Может быть, поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос памяти. Памяти о тех, кто защищал родину в те далекие трагические сороковые. В нашей семье на фронте были три человека, один из них погиб в возрасте 23 лет. Это родной брат моего отца, Тихонов Василий Григорьевич.

Мы бережно храним его фото, письмо-треугольник с фронта, похоронку, написанную от руки на маленьком листочке бумаги на имя его матери: «Ваш сын гв.старшина, старшина роты уроженец с.Блиновки Каменского района Пензенской области в бою за Соц. Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был убит 11 июня 1944 г. похоронен в КФССР Теригский р-н дер. Маттили».

Похоронка, которая хранится в нашей семье
Похоронка, которая хранится в нашей семье

Я, к сожалению, никогда не видела своего дядю, но меня и сестёр воспитывала его мама, наша бабушка, и она иногда рассказывала о том времени, о том, сколько горя вошло в их семью, когда пришла сюда эта чёрная весть.

Жили они в маленькой глухой деревеньке под смешным названием Блиновка в Каменском районе Пензенской области. Жили дружно и весело: дед, бабушка и семеро их детей, из которых только одна дочка – Лиза. Деда убили при раскулачиванни, а в сорок первом ушел на фронт старший сын - подмога и опора бабушки Аграфены. А значит, в дом пришли беда, горе, слёзы. Василий, по воспоминаниям моего отца и бабули, , был человеком жизнерадостным, весёлым, очень любил песни.

С фронта от него приходили долгожданные треугольнички.

-2

Их ждали и днём, и ночью, а когда видели почтальона, то плакали: то ли от радости, то ли от неизвестности, что таилось в его сумке. Дядя умел писать хорошие и добрые письма, а однажды в письме оказался ещё и подарок. Подарок для своей единственной и любимой сестрёнки, у него даже невесты еще не было. Это был засущенный василёк, который, к сожалению, не сохранился. С огромным интересом и трепетом я беру в руки единственное оставшееся у нас его письмо, свёрнутое в треугольник, а на нём штамп: «Просмотрено военной цензурой. Ленинград.243». Не знаю, что означает эта цифра, но от неё веет каким-то холодом. Получается, все письма с фронта просматривались, кто-то грубо вторгался в личную жизнь солдат. Письмо написано, как сказала бабушка, химическим карандашом на листе из какой-то книги, потому что сбоку большими буквами напечатано: «Глава третья».

Письмо из госпиталя
Письмо из госпиталя

На сгибах оно уже потёрлось, да и не мудрено: ведь написано было в феврале 1943 года. Удивительно вот так близко прикоснуться к нашей великой истории! Сын ничего здесь практически не пишет о боях. Как будто мельком сообщает о том, что был ранен, лежал в госпитале, но сейчас уже всё хорошо. В письме больше вопросов о том, как им живётся там, в тылу. А ещё он вложил сюда своё фото в военной форме с надписью «Любимой маме!».

Тихонов Василий Григорьевич
Тихонов Василий Григорьевич

Я часто думаю о том, что мы порой кощунственно относимся к памяти и к прошлому своей страны. Спрашивая себя, а знают ли наши дети о военных буднях своих близких, о минутах и днях, из которых складывается многолетнее испытание с ужасающим названием - Великая Отечественная война, я, когда работала в школе, решила принести в класс эти семейные реликвии. И я видела, что большинство с волнением брали в руки пожелтевшие от времени листочки, и гордилась не только своим дядей, но и тем, что в нашей семье сумели сохранить память о нём.

Сейчас вновь, как и тогда льётся кровь, погибают молодые, крепкие ребята, каждый день в новостях мы слышим о том, что происходит на фронте. И опять - едва ли не в каждом доме - мамы, не спящие по ночам, жёны, плачущие в подушку, чтобы дети не слышали и не видели её слёз, томительные часы, дни, месяцы, годы ожиданий.

И когда кто-то сегодня нарочно принижает значение Великой Отечественной войны, мы должны вспомнить о том, что они говорят не об отвлечённых понятиях, а о наших прадедах, дедах, родственниках, которые шли на смерть, веря, что делают это во имя великой цели, великого будущего. Они знали, за что воевали.

Сохрани, Господи, сегодняшних детей и верни миру МИР.