Найти тему
ХитроЖук

Ликбез. Что такое отчётность и зачем она инвестору?

Учиться никогда не поздно
Учиться никогда не поздно

Добрый день, уважаемые читатели. Ранее неоднократно в комментариях встречались просьба рассказать, как читать отчётность эмитентов. Откликаясь на просьбы трудящихся я решил запилить небольшой цикл статей. Но, дабы полнее охватить эту тему, я начну сильно издалека и первые статьи будут из серии совсем уж «лизкеб-ликбез». Излагать я поначалу буду информацию, которая вряд ли будет новой большинству читателей, уже знакомых с темой.

Начать я хочу, как водится, с описания того, что же из себя представляет финансовая отчётность компании. Упор будет сделать, естественно, на РСБУ (Российские стандарты бухгалтерской отчётности), ибо редкий эмитент сподобится сваять отчётность по МСФО.  Во-первых напомню, что помимо годовой отчётности, сдаваемой в налоговую, компании на ежеквартальной основе формируют отчётность промежуточную, что позволяет нам более оперативно реагировать на все изменения. Ждать годовой отчёт – занятие утомительное. Годовая отчётность формируется по итогам календарного года и должна быть сформирована до 31 марта следующего года. Отчётность квартальная формируется на 31 марта, 30 июня, 30 сентября каждого года, временной лаг от отчётной даты до  даты формирования – как правило около месяца. Годовая отчётность гораздо более полня и содержит несколько форм отчётности, тогда как промежуточная только две – Баланс и ОФР (отчёт о финансовых результатах). Поговорим подробнее об этих формах.

Баланс. Чё мы имеем?

Итак, начнём с Баланса. По сути, это некий срез бизнеса на отчётную дату, показывающий нам чё у компании есть и за чей счёт весь банкет. Иными словами, это срез имущества компании и источников его формирования. Состоит Баланс из двух частей, Актива и Пассива (в хорошем смысле слова).

Вот так выглядит Актив
Вот так выглядит Актив

В Активе отражены все те ништяки, которыми владеет компания и которые использует в целях заколачивания бабок. Актив делится на две части (раздела) по мере возрастания их ликвидности. Первый раздел, внеоборотные активы, содержит инфу по наименее ликвидным активам. Чаще всего в данной разделе нам интересна строка Основные средства. Строка эта содержит информацию об оборудовании, недвижке, транспорте и прочих полезных вещах, необходимых в процессе заколачивания бабла. Важный момент! Если вы купили станочек и изготавливаете на них кружевные трусики, то этот станок  - основные средства. А вот если вы его прикупили на барахолке с целью впарить соседу Васе подороже, то учесть его в основных средствах уже нельзя, это точно товар. ОС учитываются по стоимости приобретения (или создания) за вычетом амортизации. Если вы наблюдаете, как от года к году стоимость ОС тает, как мороженка на солнце, - не пугайтесь, так надо.

Чуть более занимательные сведения содержит строка Финансовые вложения. Чаще всего там учтена стоимость вложений в уставный капитал или акции других компаний. Гораздо реже – долгосрочные займы, векселя и прочая хрень. Нередко это действительно хрень в виде займов связанным компаниям, возврат которых планируется примерно никогда. Но солидности добавляет, да.

И, пожалуй, самая лютая статья первого раздела Актива – Нематериальные активы. Отражает стоимость тех активов, которые, вроде есть, но потрогать их нельзя. Патенты, торговые знаки, хитровыдуманное ПО. Чаще всего отражают затратным методом за вычетом амортизации. Затратный метод предполагает, что ООО «Ромашка», к примеру, потратило 100500 миллионов на создание своей версии пасьянса косынка и учла эту сумму в Балансе. Однако пасьянс этот прибыли не приносит, продать его нереально. Но зато как красиво!

С Оборотными активами всё также интересно. Оборотные они потому, что непосредственно «прокручиваются» в процессе зарабатывания денюжек. И первая статья, о которой поговорим – Запасы. Пояснять что-то дополнительно смысла нет, ибо всем очевидно, что учтены в статье запасы сырья и товаров на складах и производстве. Учитываются по стоимости приобретения. Структура запасов может отличаться у компаний в зависимости от того, какую отрасль она оку4чивает. У типичного торгаша Запасы будут состоять из товара, у производственника – сырье и материалы + готовая продукция.

Также важной статьёй Актива является Дебиторская задолженность. Состоит, как правило, из задолженности покупателей за уже отгруженный товар и из авансов, выданных поставщикам. Статья крайне важная для оценки ситуации в бизнесе, но смотреть нужно в динамике.

И, наконец, уже описанные выше финансовые вложения. На этот раз это краткосрочные финансовые вложения. Чаще всего в статью пихают банковские депозиты и займы сторонним товарищам.

Перейдём теперь к Пассиву. Я полагаю все знаю, но рискну напомнить лишний раз, что общая стоимость всех пассивов в обязательном порядке равна стоимости активов. Ибо это, по сути, две стороны одной монетки. Если актив показывает нам, что есть за душой у компании, то пассив говорит о том, чьи бабки использовались для покупки/создания активов.

Пассивный пассив
Пассивный пассив

А теперь подробнее по статьям. Третий раздел Баланса (и первый, самый верхний в Пассиве) – это собственные бабки компании. Чаще всего мы там видим уставный капитал (нередко это 10 тысяч рублей, которые учредитель сэкономил на школьных завтраках). Также в обязательном порядке отражается нераспределённая прибыль. Эта статья формируется нарастающим итогом за счёт прибыли, которую компания заработала со дня своего рождения и которая не была потрачена учредителями на рестики и барышень. Положительное значение в строке говорит нам о том, что прибыль таки есть, а отрицательное о том, что что-то пошло не так.

Иногда в разделе фигурируют суммы в иных строках (например, Добавочный капитал), но они как-нибудь в другой раз.

Оставшиеся разделы Баланса рассказывают нам уже не о собственных средствах компании, а об её обязательствах (если проще – сколько компания торчит левым чувакам). Делится всё это непотребство на Долгосрочные и Краткосрочные обязательства в зависимости от того, как скоро за бабками придут. Если  до прихода ровных пацанов с паяльником ещё больше года, то это долгосрочные обязательства. А если они уже на пороге – краткосрочные. Это если совсем на пальцах пояснять. В обоих случаях выделяют задолженность по кредитам и займам. Пояснять тут дополнительно нечего – учтён долг перед жадными банкирами по кредитам, а также тут учитывается задолженность перед вами, юные бондхолдеры.

Кредиторская задолженность нам расскажет, сколько компания торчит за купленный, но не оплаченный товар. Также в составе «кредиторки» учтены предоплаты от покупашек. Ну и прочая требуха типа задолженности по налогам, невыплаченной зарплаты и т.д.

Это, конечно, не все статьи Баланса. Но останавливаться отдельно на остальных смысла пока не вижу. Предлагаю бежать дальше.

ОФР. Чё мы с этого будем иметь?

А у нас на очереди вторая форма отчётности – подпольная кличка ОФР (на заокраинном западе известна под псевдонимом P&L). Эта форма позволяет нам понять, сколько денюжков зарабатывает компания в отчётном периоде и насколько это вообще имеет смысл. Сразу оговорюсь, что принцип формирования ОФР – по начислению, не по оплате! Это важно.

ОФР как он есть
ОФР как он есть

Самая верхняя строка  - выручка. Если кто подзабыл, в статье отражается стоимость отгруженной покупателям продукции (товара, услуг). Подчеркните красным маркером слово «отгруженной», ибо это отнюдь не подразумевает, что бабки уже получены. Ну, если речь не идёт о точке сбыта шавермы. Формируется нарастающим итогом за весь период. Иными словами, на 31 марта мы видим выручку за 3 месяца, на 30 сентября – уже за девять месяцев.

Следующая строчка – себестоимость. Тоже всё понятно и очевидно. Отражается стоимость покупки (создания) того, что компания так ловко впарила своим покупателям (для простоты скажем так, на деле сложнее интереснее). Важный нюанс – себестоимость отражается в том же периоде, что и выручка. Иными словами, если компашка год назад купила что-то ненужное за 100 рублей, а вчера это продала за 150 рублей, то и выручка 150 рубликов и себестоимость на 100 рублей будут отражены вчера.

Разница двух статей даёт нам валовую прибыль.

Ниже идут Коммерческие и всякие Управленческие расходы. Сюда пихают затраты, которые сложно запихнуть в себестоимость. Например аренду, зарплату полезных манагеров и секретуток и пр. Если сумму по строке вычтем из валовой прибыли, то получим прибыль от продаж.

Далее идут всякие интересные статьи доходов и расходов. Проценты к получению/уплате аккумулируют доходы/расходы от финансовой деятельности. В частности, в статье Проценты к уплате оседают любимые нами купончики. Прочие доходы и расходы отражают, как ни парадоксально, прочие доходы и расходы. Иными словами, сюда, как в мусорное ведро, пихают всё, что не удалось впихнуть в иные статьи доходов и расходов. По итогам сложения вычитания строк получаем Прибыль до налогообложения. Из неё вычитается налог на прибыль и получается вожделенная Чистая прибыль. Чистая прибыль (она же ЧП) по итогами периода оседает в Балансе, увеличивая размер Нераспределённой прибыли.

Отмечу также, что данные в ОФР приводятся как за текущий отчётный период, так и за аналогичный период предыдущего года. Дабы можно было сравнить сравнимое и понять, куда всё катится.

Вот как-то так. На этом я завершаю краткий обзор того, что называется бухгалтерской отчётностью. Не уверен, что мои читатели узнали много нового. Надеюсь, что моё повествование было если не познавательным, то хотя бы занимательным. Если тема показалась вам интересной, готов продолжить с большим погружением.

Спасибо за внимание.

Статья носит ознакомительный характер и отражает личное мнение автора. Не содержит инвестиционных рекомендаций, советов и нравоучений.