В своей статье Эрих Фромм проводит параллели между западным психоанализом и восточным дзен-буддизмом. Он делает вывод, что эти учения идут к одной и той же цели, используя разные методы.
Задачей психоанализа, как её выразил Фрейд, является трансформация “оно” в “я” или, другими словами, – трансформация бессознательного в сознательное.
Цель дзена заключается в непосредственном и полном постижении мира, а именно: достижение просветлённости, путём избавления себя от аффективной контаминации – “клеша” (загрязнённости сознания).
“Дзен ставит перед человеком задачу подавить в себе стремление к стяжательству, жажду славы или самолюбование, иными словами, преодолеть любые проявления алчности”
При этом, как и трансформация бессознательного в сознательное, так и достижение “сатори” – высшей стадии просветлённости – это путь озарения.
Озарения не на интеллектуальном уровне, а на уровне познания.
“Осознавать свое дыхание не означает думать о своём дыхании, а осознавать движение своей руки не означает думать о ней. Наоборот, если я думаю о своем дыхании или движении своей руки, я тем самым более их не осознаю”
Фромм пишет, что сознательное и бессознательное являются социально обусловленными.
Человек способен осознавать лишь те чувства и мысли, которые прошли сквозь тройной фильтр: специальный, т. е. язык, фильтр логики и фильтр запретов социального характера. На уровне же неосознанных остаются все побуждения, не прошедшие сквозь данный фильтр.
Не понимая истинного происхождения своих побуждений, человек совершает ошибки мышления, а именно: рационализация (пытаясь логически объяснить свои эмоции – “рационализировать” боль – человек загоняет себя в большую депрессию/заблуждение). Нужно признать реальность такой, какая она есть, без навешивания дополнительных ярлыков или оправданий; другая ошибка мышления – преуменьшение или преувеличение какого-либо факта (является защитным механизмом психики, но, по итогу, приводит к хроническому стрессу, ведь нужно постоянно напоминать себе об этом – о том, что всё хорошо, хотя это не так).
Фромм говорит о кризисе современного человека, связанном с потерей смысла жизни.
Потеря смысла – дыра, которую можно забить чем угодно.
“Речь идет об апатии, автоматичности человека, самоотчуждённости, потере связи с другими индивидами и природой”
Раньше эту дыру заполняла религия, однако, с наступлением пика рационализма, развитием технологий и упадком религии, – случившимся после двух мировых войн, – эту дыру попытались заполнить материальными благами и денежными устремлениями.
«Иметь» теперь важнее, чем «быть»
Это не помогло.
Всё больше людей приходят к психоаналитикам для решения своих проблем.
“Психоанализ – это терапия душевных заболеваний, а дзен – путь к спасению души”
Но Фромм считает, что роль психоаналитика состоит не только в лечении симптомов, но и в достижении благополучия у людей, которые не являются конвенционально больными (жертвы «maladie du siècle» – болезни века).
Благополучие есть полная зрелость человеческого разума – осознание реальности.
Такого осознания реальности, при котором, говоря словами Хайдеггера, человек обретает способность «позволять вещам быть» тем, чем они являются в действительности. Человек может достичь благополучия лишь в той степени, в которой он открыт для окружающего мира, способен реагировать на него («пробужден» и «пуст» в дзен-буддистском понимании)
"Быть пустым" – это состояние отсутствия эго, освобождение от страданий, вызванных привязанностью к своему "я".
"Быть пустым" – значит быть свободным.
Роль психоаналитика и наставника в дзен-буддизме очень похожи.
Наставник ничего не требует от ученика.
Он ведёт примером.
“В дзенском понимании польза, приносимая ученику наставником, состоит лишь в том, что последний существует в принципе; вообще для дзена наставник является таковым только в той мере, в какой он способен осуществлять контроль над собственной мыслительной деятельностью”
Так, в дзен-буддизме существует обучающий метод – “коан". Его цель – поставить ученика в затруднительное положение, заставить его выйти за пределы традиционного мышления. "Коан" – специфический вопрос, например:
“Как звучит хлопок одной ладони?”
Ответ на "коан" есть переживание "сатори"
Что значит просветление?
Это полное пробуждение личности, её направленность к реальности.
“Полное пробуждение является достижением «продуктивной ориентации», что подразумевает творческое и активное, как у Спинозы, восприятие мира, а не пассивное, потребительское, накопительское и деляческое”
Как выразился Фромм, “дзен не является занятием по четыре часа в неделю”.
Дзен – это духовный путь, что отличает его от психоанализа – научного метода, у которого, по словам Фромма, опытно-психологическая направленность.
По итогу, и дзен-буддизм, и психоанализ, являются подготовкой человека к состоянию, когда «горы снова становятся горами» или, другими словами, когда человек преодолевает отчуждение от самого себя и от окружающего его мира.
Но гарантий нет нигде. По мысли Фрейда, человек способен спасти себя лишь сам.
Так и в дзен-буддизме есть несколько стадий просветлённости, высшей среди которых является “сатори”. Но в понимании Эриха Фромма, “пусть человек никогда и не достигнет сатори, но любое его переживание, являющееся хоть в какой-то мере шагом в этом направлении, уже само по себе является ценным”.
“Однажды доктор Судзуки так проиллюстрировал этот аспект: если, находясь в совершенно тёмной комнате, зажечь одну свечу, то темнота исчезнет и станет светлее. Если добавить к ней десять, сто или тысячу свечей, то с каждым разом комната будет становиться все светлее и светлее. Однако принципиальное изменение внесла первая свеча, которая уничтожила темноту”