Найти тему
Ю_Л_И_Я

Факторы гендерной социализации

Предметно-развивающая среда. Роль предметно-развивающей среды.

Предметная развивающая среда — это система материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности ребёнка, для полноценного физического, эстетического и социального становления личности.

Гендер состоит из 3-х компонентов:

  • когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина/женщина);
  • эмоциональная или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/женщиной);
  • поведенческие или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/женщина)

Цель гендерного полгода в педагогике: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

  • Учитываются как возрастные, так и социально-пчихологические особенности ребёнка (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей).
  • Учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.

Основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:

  • учёт гендерного пространства группы (учёт количества мальчиков и количества девочек);
  • учёт этапов развития гендерной идентичности;
  • учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому при подборе материалов и оборудования для игр необходимо руководствоваться как задачами общего развития детей, так и теми, которые содействуют их воспитанию с учётом гендерных особенностей. При этом необходимо обращать внимание на: привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:

  • содержание среды должно быть просторно в соответствии с основными элементами социальной культуры;
  • её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
  • достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
  • наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр-«путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть