Найти в Дзене
Alebrio

​«Венера перед зеркалом» Диего Веласкеса. Какую загадку скрывает картина и кто на самом деле изображён на ней?

Знаменитый испанский художник Диего Веласкес (1599–1660), написал немало замечательных картин, но «Венера перед зеркалом» созданная в 1651 году стоит особняком. О том, что в ней такого особенного и кого на самом изобразил художник мы и поговорим в этой статье. Кстати, «Венера перед зеркалом» лишь единственная работа Веласкеса в жанре ню. Просто в Испании, как ни в какой другой европейской стране, лютовала инквизиция, особенно ревностно следящая за соблюдением всех христианских догматов. Запрещалось даже писать обнажённую натуру — считалось, что подобные изображения развращают нравы и навевают мысли о грешном, что и вообще недопустимо. А вот в других странах отношение церкви к картинам в стиле ню было попроще, но изображать можно было только несуществующих в реальности персонажей, то есть всевозможных богов, богинь неземной красоты или наяд. А о том, чтобы в столь фривольном виде написать портрет любимой женщины и речи быть не могло, хотя Веласкес со свойственной ему изобретательностью

Знаменитый испанский художник Диего Веласкес (1599–1660), написал немало замечательных картин, но «Венера перед зеркалом» созданная в 1651 году стоит особняком. О том, что в ней такого особенного и кого на самом изобразил художник мы и поговорим в этой статье.

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом

Кстати, «Венера перед зеркалом» лишь единственная работа Веласкеса в жанре ню. Просто в Испании, как ни в какой другой европейской стране, лютовала инквизиция, особенно ревностно следящая за соблюдением всех христианских догматов. Запрещалось даже писать обнажённую натуру — считалось, что подобные изображения развращают нравы и навевают мысли о грешном, что и вообще недопустимо.

Веласкес. Кузница Вулкана
Веласкес. Кузница Вулкана

А вот в других странах отношение церкви к картинам в стиле ню было попроще, но изображать можно было только несуществующих в реальности персонажей, то есть всевозможных богов, богинь неземной красоты или наяд. А о том, чтобы в столь фривольном виде написать портрет любимой женщины и речи быть не могло, хотя Веласкес со свойственной ему изобретательностью сумел это сделать.

Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)
Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)

Впрочем, изображение на картине относительно благопристойно, Веласкес написал Венеру со спины — на простынях возлежит роскошная женщина и смотрит в зеркало, которое держит перед ней Амур. Кстати, не будь на картине Амура, то её вполне можно принять за обычный портрет в жанре ню, которых впоследствии различные художники написали множество. И всё это совсем не случайно.

Веласкес. Пряхи
Веласкес. Пряхи

Картину Веласкес написал, живя в Италии, где занимался дипломатическими вопросами по поручению короля и заодно подыскивал подходящие картины старых итальянских мастеров для его коллекции живописи.

Тициан. Венера перед зеркалом.
Тициан. Венера перед зеркалом.

Сюжет «Венеры перед зеркалом» Веласкес вполне мог подсмотреть у Тициана. Вот только картины эти очень разнятся — и дело не только в композиции. У Веласкеса оттенки более холодные — серовато-голубое покрывало, бордовый занавес, и освещение, хоть и не столь тёплое и насыщенное, без резко выраженных контрастов, как у Тициана, — тот вообще был величайшим колористом, но более естественное, словно Венера написана при дневном освещении с натуры.

Тициан. Венера перед зеркалом. деталь.
Тициан. Венера перед зеркалом. деталь.

А ещё Венера Тициана богата на детали — роскошная, богато украшенная накидка, золотые браслеты, жемчужные серьги — словно бы перед нами фривольный портрет богатой аристократки. Кстати, внешнее сходство с какой-нибудь богатой заказчицей или любовницей обеспеченного феодала вполне могло быть на самом деле, просто оно замаскировано под обычное допустимое ню на античную тему — ну кто же знает, как на самом деле выглядела Венера. Стандарт один — она должна быть красивой, да и несколько деталей, вроде амурчиков, подчёркивающих её неземную природу лишними не будут.

Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. деталь.
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом. деталь.

А вот Венера Веласкеса возлежит в обстановке практически аскетичной, на ней нет никаких украшений, да и лицо мы видим лишь как отражение в зеркале. Оно слегка размыто, на него падают густые тени, видно, что женщина наверняка красивая, но вот её личность по нему идентифицировать сложно. Лишь в 1983 году в руки исследователей попал любопытный документ, согласно которому выяснилось — у Веласкеса во время пребывания в Италии были отношения с местной художницей Фламини Трива, в результате которой родился его сын Антонио.

Диего Веласкес. Менины.
Диего Веласкес. Менины.

Понятное дело 50-летний Веласкес к тому времени был уже давно женат, но четыре года воздержания — это сурово для любого мужчины, тем более такого ещё полного сил и имевшего успех у женщин как Веласкес. Неудивительно, что он завёл роман с местной красавицей, а чтобы не скомпрометировать её, написал портрет в образе Венеры. Разумеется, это картина предназначалась для самого художника и его возлюбленной, хотя впоследствии она сменила множество владельцев.

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

​Графоманство Делакруа и неприличные волосы на изображении. Хитрости, к которым прибегали знаменитые художники, чтобы продать свои картины.
ArtAlebrio9 сентября 2023
Всю жизнь рисовал танцовщиц, но не имел близости с женщинами. Разносторонний и талантливый Эдгар Дега, его странная жизнь и несчастная старо
ArtAlebrio28 августа 2022
Почему над картиной Перова «Охотники на привале» смеялись все его современники? Что там было не так?
ArtAlebrio4 октября 2022

Большой выбор подарков ручной работы, картин, предметов декора - выбирайте в каталоге маркетплейса artalebrio.com

-9