Найти в Дзене
Живопись

Сто картин художника Николая Тархова: забытое имя

Плавные, мягкие, преувеличенно-«жестовые» движения кисти порождают внутреннюю динамику полотен. Их смутные, вечно «дрейфующие» контуры создают иллюзию подвижности объектов, мимолётности явлений. Когда же на холст ложатся ритмично чередующиеся тонкие мазки — наступает черёд многокомпонентных оттенков, что перетекают друг в дружку и сменяются по мере фокусировки взгляда. Что ещё сильнее «приподнимает» композиции над плоскостью холста. Превращает работы мастера в калейдоскопы живых впечатлений. В светлые и оптимистичные миры, где обширные пространства городских пейзажей умеют быть камерными и уютными. А минималистичная жанровая зарисовка — на удивление глубокой и многозначной. Обобщённая, будто бы небрежная манера письма — «визитная карточка» мастера. Впечатление торопливой недосказанности, возникающее при знакомстве с любым из полотен Николая Александровича Тархова — лишь приглашение к творческому диалогу. Живописная случайность предстающих пред нами композиций — всегда результат продума
Тархов Николай Александрович, холст, масло
Тархов Николай Александрович, холст, масло

Плавные, мягкие, преувеличенно-«жестовые» движения кисти порождают внутреннюю динамику полотен. Их смутные, вечно «дрейфующие» контуры создают иллюзию подвижности объектов, мимолётности явлений. Когда же на холст ложатся ритмично чередующиеся тонкие мазки — наступает черёд многокомпонентных оттенков, что перетекают друг в дружку и сменяются по мере фокусировки взгляда. Что ещё сильнее «приподнимает» композиции над плоскостью холста. Превращает работы мастера в калейдоскопы живых впечатлений. В светлые и оптимистичные миры, где обширные пространства городских пейзажей умеют быть камерными и уютными. А минималистичная жанровая зарисовка — на удивление глубокой и многозначной.

Тархов Николай Александрович, «Материнство», 1902, холст, масло, частное собрание
Тархов Николай Александрович, «Материнство», 1902, холст, масло, частное собрание

Обобщённая, будто бы небрежная манера письма — «визитная карточка» мастера. Впечатление торопливой недосказанности, возникающее при знакомстве с любым из полотен Николая Александровича Тархова — лишь приглашение к творческому диалогу. Живописная случайность предстающих пред нами композиций — всегда результат продуманного построения мизансцены. Об этих картинах не выйдет говорить долго и пафосно, зато всегда можно забрать их с собою. Покидая выставку работ большого художника — унести безотчётную улыбку на губах и приподнятое настроение на сердце.

Тархов Николай Александрович, «Утро над водой», 1904, холст, масло, частное собрание
Тархов Николай Александрович, «Утро над водой», 1904, холст, масло, частное собрание

Словом, творчество Николая Александровича — всегда нечто большее, нежели простая сумма методов и приёмов. Научно выражаясь, его техника производит сверхаддитивный эффект. Этот художник слишком умён и прозорлив, чтобы обращаться к Вашим уму и вкусу допрежь установления контакта с Вашим же подсознанием. Минуя слой критического мышления, его полотна подают интуиции самые разные сигналы. Комплементарными цветовыми сочетаниями, сглаженными геометрическими доминантами, выверенным темпом сюжета — настраивают на зрительный диалог. И лишь затем позволяют Вам оценить изящество своих псевдонебрежных мазков. Подивиться тому, как первый «глоток» впечатления от знакомства с картиной раскрывается полутонами свежих, чистых и ярких эмоций. Таков импрессионизм в своих лучших проявлениях. Такова русская школа в огранке лучших французских ювелиров от мира живописи.

Тархов Николай Александрович, «Барки на Сене», 1904, холст, масло, частное собрание
Тархов Николай Александрович, «Барки на Сене», 1904, холст, масло, частное собрание

О Тархове пишут мало и редко. Его имя почти забыто. Тому есть целый ряд объяснений разной степени объективности. Спешим устранить упущение, хотя бы в рамках нашего с Вами канала. И с радостью предоставляем возможность «поиграть в каталог» его прекрасных работ. Напишите число от единицы до 120 — и мы с удовольствием представим картину, официально значащуюся под этим номером.

Тархов Николай Александрович, «Козы на солнце», 1904, холст, масло, 82 х 107 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тархов Николай Александрович, «Козы на солнце», 1904, холст, масло, 82 х 107 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

К тому же нам бы очень хочется узнать Ваше мнение о работах Николая Александровича Тархова. Пожалуйста, не стесняйтесь! Будем рады Вашим мнениям и оценкам.

Автор: Лёля Городная