Найти тему
Петр Свирин

Маятник Таманцева

Кадр из фильма "В августе сорок четвёртого"
Кадр из фильма "В августе сорок четвёртого"

В нашей семейной библиотеке книги о войне занимали особое место. Отец, участник Великой Отечественной войны, не любил рассказывать о том времени. Но все новинки сразу же оказывались на полках книжных шкафов. Естественно, ещё в 1974 году мы в журнале «Новый мир» прочитали роман В. Богомолова «Момент истины» (другое название «В августе сорок четвёртого). Роман, основанный на документах, поразил своей достоверностью.

Во время обучения на третьем курсе исторического факультета мне посчастливилось прослушать спецкурс, посвященный советской литературе. Наиболее интересными были лекции о «серебряном веке» русской поэзии и
о военной прозе, в том числе и о романе В. Богомолова. Преподаватель подробно рассказывала и об авторе романа, и о самом романе. Помню свою «обиду» на В. Богомолова за то, что в романе почти все документы – приказы, распоряжения, шифровки – были придуманы автором. Он сочинил даже радиограммы об увеличении норм довольствия собак, задействованных в сложной операции по обнаружению и задержанию немецких шпионов.

Предметом неумолкающих споров оказался и секретный способ уклонения от пуль под названием «Маятник Таманцева». Одни считают его реальным эффективным способом, который использовался в СМЕРШе, другие же настаивают на том, что «Маятник» – не более, чем хитроумная мистификация.

По сюжету книги, оперативник контрразведки старший лейтенант Евгений Таманцев по прозвищу Скорохват помогает ловить немецких агентов в освобождённой Белоруссии и Литве. Лейтенант – один из тех, кто умеет «качать маятник», т.е. раскачиваться в разные стороны во время движения , уклоняясь от пуль во время быстрых огневых контактов. Богомолов описывает эту технику, сравнивая её с боксёрскими прыжками. «Чтобы затруднить ему прицеливание, я непрерывно «качал маятник»: пританцовывал левым плечом вперед, рывками перемещая корпус из стороны в сторону и всё время передвигаясь и сам, – нечто похожее, только попроще, проделывает боксёр на ринге», – рассказывает в книге сам Таманцев об одном из своих столкновений с врагом. С помощью «Маятника», согласно книге, контрразведчики обладали возможностью взять живым хорошо подготовленного отстреливающегося противника. Мастерство выполнения приёма достигалась усиленными тренировками. В целом роман основан на реальных эпизодах борьбы СМЕРШевцев с фашистским подпольем, поэтому описание секретного метода также было принято публикой за чистую монету. Сразу же после издания «Момента истины» читатели завалили Богомолова письмами, в которых признавались, что также хотели бы научиться «качать маятник». Однако писатель не оставил подробностей о технологии выполнения «Маятника Таманцева». В поздних изданиях своей книги он лишь отмечал, что описанная им техника «наиболее оптимальных действий и поведения при огневых контактах с противником» дала толчок к «инструктивным разработкам» для спецназа и десанта. Сторонники реальности «Маятника Таманцева» считают, что в сталинские времена действительно существовали люди, владевшие данной практикой, но и сами приёмы, и их носители были глубоко засекречены.

Аргументы противников подлинности «Маятника» сводятся к тому, что других аутентичных советских источников, кроме романа Богомолова, попросту не существует. Людей же, якобы умевших в те времена выполнять этот приём, считают легендарными личностями, поскольку конкретных имён никто не называет. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что техника Таманцева, как и описанная в романе стрельба «по-македонски» - из двух пистолетов сразу – не имеет никакого отношения к реальности.

Военный журналист Михаил Болтунов рассказывал, что, когда шеф КГБ Юрий Андропов, заинтересовавшийся книгой, приказал найти прототипов героев, служивших в контрразведке, их не оказалось. Сомнений добавляет и версия о том, что сам Богомолов, вопреки официальной биографии, не служил в СМЕРШе, а во время войны жил в эвакуации в Татарстане. На тему того, что писатель попросту выдумал свою военную биографию, высказывался, в частности, знавший его фронтовик Леонид Рабичев.

Что же касается практик уклонения от пуль, основанных на рациональных движениях, то они были известны русским военным задолго до сороковых годов XX века. Например, император Александр II, когда на него в 1879 году покушался революционер Соловьёв, спасся благодаря тому, что начал петлять из стороны в сторону, запутывая стрелка. Впрочем, есть и компромиссная точка зрения, которая сводится к тому, что роман действительно описывает особую технику, которая была полностью утрачена, поскольку владели ей немногие. Те же системы «Маятника Таманцева», которые возродились в двухтысячные годы стараниями мастеров рукопашного боя и инструкторов по стрельбе, согласно этой версии – новодел, вызывающий доверие.

Фото из инструкции по "качанию маятника Таманцева"
Фото из инструкции по "качанию маятника Таманцева"

Как не поверить опубликованным даже в открытой печати выдержкам из соответствующих наставлений о том, что «основным элементом тактической подготовки стрелка к бою с вооруженным противником является обучение уходу с линии прицела. Непрерывные осознанные движения позволяют стрелку не только успешно уходить с линии прицела противника, но и скрывать начало своей контратаки, затруднять атаку противника, экономично распоряжаться ресурсами своего организма, чутко и мгновенно реагировать на изменение ситуации, держать под контролем движения нескольких противников одновременно и производить точный выстрел в нужное время»…