Рассказы о Ленине как феномен советской детской литературы

4,1K прочитали

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки. Девочка, которую мы раньше не видели, возможно, приехавшая в гости к родственникам, огорошила нас заявлением, что готовит букет для дедушки Ленина.

На излете эпохи это сообщение звучало чудаковато, но не слишком. Мы, дворовая богема, все уже были как минимум октябрятами, а некоторые успели попасть в пионеры. И на городской площади все торжественно обещали бронзовому Ильичу жить, учиться и бороться, как он и завещал.

Кто из нас не знал историю про чернильницы из хлеба? Кого не вдохновлял на коллективный труд на субботнике рассказ про подставленное под самое тяжелое бревно плечо вождя? Эти и другие эпизоды из жизни Ленина были естественной и органичной частью литературной жизни всех советских детей. И главным образом для того, чтобы юные граждане великой страны с малых лет восприняли заветы Ильича как целенаправленное указание к светлому будущему.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.

"Здесь каждый крестьянин Ленина имя в сердце вписал любовней, чем в святцы". В.Маяковский

Идеология молодого советского государства подразумевала полный отказ от религиозных воззрений. Однако человеческая натура такова, особенно в отношении масс, что не терпит пустых мест. Требуется или заполнение качественно иным контентом в зависимости от потребностей времени, или трансформация уже существующего на новый лад.

Наверное, схожая ситуация, хотя более растянутая во времени, была во времена Крещения Руси. Радикальное решение князя Владимира обратить народ в православие сначала вызывало яростное сопротивление, но затем языческие образы и традиции стали органично уживаться с христианскими, а то и вовсе трансформироваться в них.

Уместной будет аналогия с внедрением культа Ленина в массовое сознание советских людей. Возникшие лакуны в морально-этическом поле требовалось срочно заполнить. Потому иконы в красном углу заменили портреты Ильича, заповеди Божьи – ленинские заветы, даже положение тела вождя в Мавзолей для прощания - случайно или намеренно – вызывает прямые ассоциации с поклонением христианским мощам.

Но если взрослому населению новая идеология прививалась благодаря убеждению или силовыми методами, то с детьми, первым поколением свободных людей с социалистическим мировоззрением, надо было действовать аккуратно. Формализм и насилие могли вызвать обратную реакцию.

В поиске оптимального решения советская пропаганда не отличалась особым новаторством. Детскую библию и евангельские притчи заменила литература, понятным и увлекательным языком объясняющая советскому ребенку базовые ценности нового государства. И главным проповедником должен был, конечно, выступить Ильич. Не прямо, но иносказательно, посредством небольших историй из собственного детства, Ленин должен стать мудрым наставником и проводником во взрослую жизнь – дедушкой Лениным, которым он впоследствии и явился многим поколениям наших граждан.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-2
Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-3

Кто же удержится, чтоб славу нашему не воспеть Ильичу?» В.Маяковский

Как известно, Ленин славословий в собственный адрес не любил. Поэтому рассказы и стихи о вожде как культурное явление в широком масштабе появились уже после его смерти.

Логично, что первыми рассказчиками о жизни Ильича стали люди из его ближнего круга: жена Надежда Крупская, сестра Анна Ульянова и секретарь и соратник Владимир Бонч-Бруевич. Последний после смерти Ленина вообще оставил партийную деятельность и занялся преимущественно научно-исследовательской работой. Выпущенные воспоминания носили характер коротких очерков, и, тем не менее, и эти книги пережили множество переизданий и долгие годы пользовались большой популярностью в Советской России.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-4
Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-5
Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-6

Первый сборник рассказов о Ленине появился в 1926 году и представлял собой печатную адаптацию пресловутых воспоминаний близких вождю людей. Короткие истории, снабженные красочными иллюстрациями самого Бориса Кустодиева, надолго стали путеводителем по жизни вождя для самых маленьких. Кроме того, в книге содержались и простые объяснения на тему «Как жили крестьяне при царе» и «За что в тюрьмы сажали рабочих». В этом сборнике мы встречаем ставшие хрестоматийными рассказы о казни старшего брата, жизни в шалаше и речи с броневика.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-7
Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-8
Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-9
Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-10

Но первым действительно литературным трудом о Ленине, предназначавшимся для детской аудитории, следует назвать рассказы Михаила Зощенко, вышедшие в свет в 1939 году. Задолго до этого момента сатирические рассказы писателя уже пользовались бешеной популярностью, но никто не ожидал, что из-под пера язвительного критика советского быта вдруг выйдут детские рассказы. Тем не менее, простая манера изложения, лукавая подача историй «на грани» сработала и на этот раз. Ленин в интерпретации Зощенко уже не икона и непререкаемое божество, а живой человек, который не застрахован от сложных ситуаций: от разбитого графина до обыска царскими жандармами. При этом сомнению не подвергаются моральные качества Ильича, с достоинством справляющегося со всеми затруднениями. Например, проявляющиеся в истории о том, что только железная воля помогла Ленину-студенту бросить пагубную привычку курить.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-11

«Нам ли растекаться слезной лужею, — Ленин и теперь живее всех живых». В.Маяковский.

Постепенно реальные факты из жизни Ленина обрастали художественными подробностями, претерпевая метаморфозы разной степени глубины. В библиотеке юного ленинца можно было найти литературу на любой вкус и возраст, и казалось, простора для творчества уже практически нет.

Но наш рассказ будет неполным без упоминания выдающейся женщины, советской разведчицы и детской и юношеской писательницы, лауреате Государственной премии СССР Зое Воскресенской. Литературным творчеством она занялась уже на пенсии, пройдя длинный трудовой путь от библиотекаря до разведчицы. Как вспоминала сама писательница, «в 1956 году я ушла в запас в звании полковника и, сидя у кровати моей обожаемой умирающей мамы, услышала ее шепот: «Дочка, без дела ты не сможешь, возьмись за перо, это твое призвание. Пиши…» Я и выполнила ее просьбу».

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-12

Мама Зои Ивановны оказалась права. По самым скромным оценкам за период с 1962 по 1980 годы произведения Воскресенской были опубликованы тиражом, превышающим 21 миллион экземпляров!

Большую долю среди этих книг занимают рассказы о Ленине. И это уже не простые воспоминания современников, и не полуанекдотические ситуации с идеологическим подтекстом, а полноценная психологическая проза, воспитывающая в юных читателях интерес к истории и поднимающая достаточно серьезные нравственные вопросы. Творчество Воскресенской неоднократно становилось основой для дальнейших экранизаций.

В нашей семейной библиотеке была книга Воскресенской «Сквозь ледяную мглу», состоящая из цикла рассказов о жизни Ленина и Крупской в годы первой русской революции. И честно признаюсь, эта книга была интересной и никогда не воспринималась как кем-то навязанная или сугубо нравоучительная.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-13

Советская пропаганда сделала верную ставку на книгу как идеальный способ привить юному поколению правильные ценностные ориентиры. Образ дедушки Ленина, мудрого, чуткого, понимающего, сопровождающий ребенка с первой страницы букваря, постепенно стал синонимом идеального человека будущего, на которого следует равняться.

Дело было где-то в конце 80-х. Теплым осенним деньком мы с друзьями собирали во дворе красивые разноцветные листочки.-14

И, несмотря на все перегибы в работе советской идеологической машины, цель была достигнута: многие поколения наших соотечественников, взращенных на «лениниане», и поныне отличает особая совестливость, высокоразвитое чувство коллективизма и умение пожертвовать собой ради друга, Родины и высоких идеалов.

Возможно, современным детям стоило бы этому поучиться.