Новый год пришёл, шампанское выветрилось, салаты доедены. Самое время подумать о том, как будем жить дальше. А дальше… неопределённость. И в большей степени потому, что Приднестровье до сих пор не признано в международном сообществе. А значит довольно сильно зависит от того, что происходит за периметром. Там же по-прежнему неспокойно.
Взять, например, Украину. Боевые действия на территории этой страны продолжаются, а украинский посол, который в декабре посетил ПМР, прямо заявил, что Украина не будет участвовать в переговорах по урегулированию молдо-приднестровского конфликта вместе с Россией. А значит и в нынешнем году возобновить переговорный процесс в формате «5+2» не получится. Как бы Приднестровье на этом не настаивало. Однако в диалоге с Приднестровьем Украина участвовать не отказывается, как и поддерживать двусторонние отношения. Как говорится, спасибо и на этом.
Впрочем, есть надежда на то, что уже этой весной конфликт между Украиной и Россией пойдёт на спад и возникнет возможность начать мирные переговоры. Понятно, что до полного мира ещё далеко, как и до решения экономических проблем, вызванных началом военных действий на украинской территории. Но, как говорят дипломаты: худой мир лучше доброй ссоры. А Приднестровье довольно сильно зависело от импорта из Украины. Нарушение торговых отношений с ней привело к удорожанию многих видов товаров, в том числе и из-за удлинения пути их доставки.
Впрочем, надеяться на то, что в новом году в Приднестровье инфляция будет хотя бы нулевая – мягко говоря, глупо. А на дефляцию так вообще – предел мечтаний. Какие-то товары возможно и подешевеют, но это будет скорее всего сезонное явление. Зарплаты и пенсии тоже если и поднимутся, то вряд ли значительно. А плюс сто или даже пятьсот рублей к доходам приднестровцев не позволят им особо разбогатеть на фоне предыдущих скачков цен и ожидаемой инфляции. Тем более, что приднестровские власти уже спрогнозировали, что уровень экономического производства в республике снизится ещё больше. А значит и поступлений в бюджет, из которого значительная часть приднестровцев получают выплаты, станет меньше.
Хотя, например, сотрудникам системы здравоохранения власти обещают повысить зарплаты значительно: на 150 – 200 процентов. Подобное повышение уже произошло в Республиканской клинической больнице в прошлом году в качестве пилотного проекта. И он, как заявил президент ПМР Вадим Красносельский, оказался успешным. Поэтому в 2024 году опыт применят во всех медучреждениях республики. Ну что сказать? За врачей мы рады – будет кому нас лечить. А ещё учить, поскольку власти обещают рассмотреть вопрос о повышении зарплат учителям уже в январе. Но с одной оговоркой – если и повысят, то не так значительно, как врачебному персоналу. А там может и другим бюджетникам счастье улыбнётся. Ведь кроме врачей и учителей в Приднестровье заметный дефицит и представителей других профессий. Причём не только в бюджетной сфере. Например, дворников, военнослужащих, участковых милиционеров, бетонщиков, слесарей…
Впрочем, чтобы зарплаты были высокие, экономика государства должна быть крепкой. А с чего крепчать приднестровской экономике? Ведь внутренний рынок в республике небольшой. А значит, вся надежда на внешний. Тут же с началом конфликта на Украине постоянные проблемы. Особенно после того, как в Молдавии к власти пришли ярые проевропейцы, которые делают всё, чтобы отгородиться от традиционного для нашего региона российского рынка. И заодно отгородить от него Приднестровье, интегрировав его в своё экономическое пространство. Отсюда бесконечные препоны то в вывозе приднестровской продукции, то в возе товаров, которые Приднестровье приобретало годами. А если есть неурядицы во внешнеэкономической деятельности, то значит будут продолжаться проблемы и на внутреннем рынке республики в виде инфляции, приостановке работы бюджетообразующих предприятий и так далее. Ясно только одно – Молдавия вряд ли откажется от дешёвой электроэнергии из Приднестровья. А значит, этот значительный источник дохода для бюджета республики всё же продолжит действовать. Повторюсь: и на том спасибо.
Кстати, в Молдавии в этом году выборы президента. И нынешняя глава страны Майя Санду уже заявила, что намерена идти на второй срок. Вот только опрос общественного мнения, который недавно проводил институт маркетинга и социологических опросов по заказу молдавской медиакомпании Public Media, показал, что Майя Санду может проиграть предстоящие выборы Игорю Додону. И тогда в отношениях между Молдавией и Приднестровьем может начаться оттепель. Ведь в бытность президентства Додона левый и правый берег Днестра следовали тактике малых шагов навстречу друг другу. Впрочем, всё это ещё, как говорится, вилами по воде писано.
Зато с большой долей вероятности можно предполагать, что как бы там ни сложились отношения Приднестровья и Молдавии дальше, но на силовое разрешение существующих между левым и правым берегом Днестра никто не пойдёт. Даже при том, что молдавские политики в последнее время используют воинственную риторику, а власти усиленно вооружают армию с помощью западных партнёров. Но всё это носит скорее демонстрационный характер, чем практический. Так что ближайшие 12 месяцев хоть и вряд ли будут спокойными, но и без особых потрясений.
В общем, затягиваем туже пояса (хотя куда уж туже) и надеемся на лучшее. Впрочем, как обычно.