Найти тему
Вечерняя Казань

Строитель Татарстана, благодетель семьи — эксперты о роли Шаймиева в истории

Оглавление

Первому президенту республики, государственному советнику РТ Минтимеру Шаймиеву исполнилось 87 лет. Специалисты и коллеги государственного деятеля рассказали, какой они видят роль именинника в истории Татарстана.

Пресс-служба раиса Татарстана
Пресс-служба раиса Татарстана

Президент с крестьянским характером

Минтимер Шаймиев возглавлял республику с 1989 года — сначала в ранге первого секретаря Татарского обкома КПСС, а затем первого президента Татарстана. На его правление пришлись события, определившие нынешний облик региона. Напряженные переговоры с федеральным центром о статусе республики, появление крупных республиканских компаний (и клана их собственников), газификация населенных пунктов, первые успехи «Ак Барса» и «Рубина», празднование тысячелетия Казани... За все это Минтимер Шарипович получил прозвище Бабай (в переводе с татарского — дедушка) — причем распространено оно не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.

Родился Шаймиев в деревне Аняково, которая сейчас входит в Актанышский район. Детство Минтимера Шариповича пришлось на тяжелые послевоенные годы, и жизнь в этих условиях и заложила черты его характера.

– Я помню 1949 год. Он был очень тяжелый, весь наш район голодал, да и вообще вся страна, наверное. Не было возможности провести сев. Люди были настолько голодны, что не могли работать, – вспоминал первый президент Татарстана в рассказе для  медиасборника «История моей семьи – страница тысячелетней истории края».

О роли крестьянского характера в образе Шаймиева-политика говорят и эксперты. Политолог и профессор КФУ Сергей Сергеев отмечает, что Минтимер Шарипович определил современный облик Татарстана со всеми его достоинствами и недостатками. На деятельность Шаймиева повлияло то, что из регионального руководителя в политика он трансформировался в переломное время, в конце 1980-х годов.

– Пожалуй, главная особенность Шаймиева — он родом из села. Это отличало его от других заметных региональных политиков, например Юрия Лужкова и Анатолия Собчака. В этом нет ничего плохого — ведь сельчане и выходцы из сельской местности составляли значительную часть населения республики. Лишь в 1950-е годы численность жителей городов тогдашней ТАССР превысила численность жителей села. И Минтимер Шарипович обладал присущими крестьянам социально-психологическими чертами: «хитроумием» – умением и начальству угодить, но и себя при этом не обидеть, гибкостью. Эти качества ему и пригодилось и в конце 80-х: Минтимер Шарипович искусно лавировал между федеральным центром (который «раздвоился» после избрания Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР, а затем и президентом России), демократической оппозицией и татарским национальным движением. Черты крестьянского характера сказались и на облике современного Татарстана, – считает политолог.

Несмотря на то, что с момента ухода Шаймиева с президентского поста многое в республике изменилось, но основы политического строя Татарстана и семьи, которым принадлежат главные активы в регионе, сформировались при Минтимере Шариповиче. При этом Сергеев полагает, что если бы не воля федерального центра, Шаймиев до сих пор мог возглавлять республику.

Строитель нового Татарстана

– Минтимер Шарипович сыграл огромную роль в истории Татарстана. Первому президенту республики удалось найти единомышленников, с которыми он прошел нелегкий путь, защищая интересы республики, отстаивая ее право на определенную самостоятельность. На переговорах с президентом России Борисом Ельциным о разграничении полномочий Казани и Москвы Шаймиев смог доказать свою позицию, Борис Ельцин прислушался к нему. Если бы этого диалога не состоялось, бог знает, как бы дальше развивались события. Пример Чечни показывает, что когда два лидера не могут договориться, потом гибнут тысячи людей, – рассказывает бывшая журналистка «Вечерней Казани», экс-руководитель пресс-центра Государственного совета РТ Любовь Агеева.

Любовь Владимировна отмечает особое отношение Шаймиева к журналистам. Первый президент Татарстана считал, что через прессу он общается со всеми жителями республики. Также Минтимер Шарипович обладал редким для политиков качеством — умением выслушать чужое мнение, принять его к сведению, даже если он с ним не согласен. Именно таким и должен быть государственный деятель, считает собеседник «Вечерней Казани».

– Он умел говорить с оппонентами. И знал, что без поддержки народа не добиться важных  целей – всем руководителям не мешало бы помнить об этом. Шаймиев для меня олицетворяет все лучшее из тех времен, когда мы мечтали о новом доме для страны – и для Республики Татарстан, и для Российской Федерации. К сожалению, не всем этим мечтам суждено было сбыться, – резюмирует Агеева.

Автор фото: пресс-служба раиса Татарстана
Автор фото: пресс-служба раиса Татарстана

– Что у него получилось? Благополучие семьи своей укрепил, конечно, – смеется один из авторов Конституции Татарстана, бывший журналист «Вечерней Казани» Юрий Алаев. – Оценка того, что у него получилось и что нет, зависит того, какие цели у Шаймиева были изначально. Не думаю, что он хотел реального суверенитета для Татарстана, он трезвомыслящий человек, республика находится посередине России. Полагаю, он хотел для Татарстана статус союзной республики в составе СССР, какой был, например, у Казахстана и Грузии. Что же касается статуса Татарстана в составе РФ, то Минтимер Шарипович добивался для региона особого положения, который базировался на экономическом состоянии республики, статуса татар как второго по численности народа России. И этого он добился. Да, потом этот статус был в значительной мере утрачен, но вины Шаймиева уже в этом нет, все-таки он уже почти 15 лет не руководит Татарстаном.

Говоря о личных качествах Минтимера Шариповича, Алаев отмечает его умение находить нестандартные выходы из ситуации, быстроту реакции на события, а также чувство юмора. При этом, конечно, Шаймиев тщательно просчитывал свои решения.

Директор казанской школы «СОлНЦЕ» Павел Шмаков отметил, что считает Шаймиева гениальным человеком — республике сильно повезло, что он возглавлял регион. Но есть и вещи, которые у  Минтимера Шариповича не получились.

- В период своего расцвета как политического деятеля он сделал очень многое для образования, в том числе, национального. В лучшую сторону изменил отношений людей к татарскому народу, Казань при нем преобразилась. Но, например, школы «Адымнар», создание которых Шаймиев курирует, мне не нравятся. Хотя идея была очень хорошая, но реализация не идеальная. Чуть ли не 40 человек в классах, люди жалуются, - говорит собеседник «Вечерней Казани».

Оценки роли Шаймиева в жизни республики действующими политиками менее противоречивые. Депутат Госсовета, заместитель председателя республиканского парламента с 2004 по 2019 год Римма Ратникова сравнивает Минтимера Шариповича со строителем прекрасного сооружения.

- Он создал фундамент, на котором сейчас возводится красивый дом. Это очень красивый фундамент. Многие пытались его чуточку расшатать, какие-то камешки из него вытащить, но все равно это очень крепкая основа, на котором можно строить большое будущее. Шаймиев работал для людей, для Татарстана, - говорит депутат.

Представитель молодого поколения политиков, депутат республиканского Госсовета Руслан Нигматулин главной заслугой Шаймиева считает то, что при нем республика не только преодолела трудные для страны времена, но и стала одним из самых экономически успешных российских регионов.

- Минтимер Шарипович заложил основу того Татарстана, какой республика является сейчас. Он государственный деятель, который может со всеми найти общий язык, учесть не только свои интересы, но и нужды собеседника и даже оппонента. И после ухода своего поста республику не оставляет, занимается школами, - говорит народный избранник.

Сегодняшний именинник - ключевая политическая фигура Татарстана и это факт.

Автор материала: Рамиль Акберов