…Первой «накрыло» старшую подругу: «39 лет! Я старая! Хорошо, что зеркало в ванне показывает только лицо, и то спросонья стараюсь не смотреть. А тело?! Это же кошмар!»
Ольга переживала по-настоящему, даже развод ей дался легче. Вбила в голову, что сорокалетие для женщины – последний рубеж, за которым нет приятных событий, внимания мужчин, хорошего настроения. Да чего там: нет пляжей, купальников, красивой одежды. Потому что женщину предало тело, её родная обитель теперь как дом накануне капремонта: ни самой взглянуть, ни, упаси Бог, другим показать.
Подругу штормило из крайности в крайность: сначала Ольга хотела взять аховский кредит и «зарезаться» у пластических хирургов до глянцевого совершенства. Потом обречённо махала рукой, бесполезно, в борьбе со временем ещё никто не выиграл. И тогда пела тоскливые песни: что в нашей стране и впрямь «40 лет – бабий век», что надо искать радости в чём-то другом, и тело – дело десятое, главное душа. Она то читала заумные книжки, то объедалась пирожным «картошка». Но не помогало, не радовало. Я тоже встревожилась: возрастная разница у нас небольшая. Значит, и меня «накроет».
Когда осталась дома одна, разделась и встала перед зеркалом. М-да, время – штука беспощадная. Вот белесые «штрихи» растяжек – следы двух беременностей. Вот шрам на ноге – откуда взялся тот штырь у дачной калитки? Колени понемногу оплывают, скоро придётся отказаться от юбок. Шея. Помолчу, ладно? Талия. Ещё обозначена, портной не предложит сделать её «на выбор», но уже скрадывается в мягких линиях…
Как нарочно, стали попадаться на глаза ровесницы: бесформенные куртки, тёмные брюки, небрежные прически – ясно, тот же «диагноз» …Настроение мрачнело с каждой такой встречей. Наверное, дело закончилось бы паникой. Если бы не глянцевая обложка, с которой умиротворённо взирала Моника Белуччи. Не юная, даже не молодая. Не худая. И всё-таки довольная собой. Естественно, журнал был куплен, прочитан, госпожа Белуччи предотвратила бедствие словами: ««Я не буду противиться естественному ходу событий. Люди стареют, и это нормально. Сорокалетняя женщина, которая пытается выглядеть на 20, это смешно. Главное, любить себя...»
Любить себя. Что это значит? Листая журналы и целенаправленно выискивая знаменитых сверстниц, я видела ухоженных до стерильности красоток: наращенные ногти и волосы, следы пластики на лице, поджарость явно спортзального происхождения. Тело как витрина, как инвестиция – это любовь к себе? Наверное, всё-таки крайность, будни человека-суррогата на витаминах и беговой дорожке, работа ради работы. Да и привлекательность – она ведь от темперамента и настроения, а не от прокаченных мышц.
Другая сторона – вышеупомянутые героини уличных наблюдений. Пытаясь обойти их в очереди на кассе супермаркета, протискиваясь между ними в маршрутке, я не сомневаюсь, что эти дамы уж точно себя любят – в сугубо определённом смысле. Они не отказывают себе в печениках и бутербродах на ночь глядя – что за жизнь без маленьких удовольствий? И впоследствии они не расстраиваются, переходя от размера XXL к XXXL: подумаешь, поправилась, ничего не поделаешь, возраст, принимаю себя такой, какая есть – каждый раз чуть больше прежнего.
Такая «любовь к себе»тоже не по душе. Она слишком похожа на попустительство, сведению всех потребностей к жеванию и перевариванию. Говорите, это и есть «естественная красота»? Тогда я против «очарования естественности».
А что мне нужно? Я хотела себе нравиться. Не шарахаться от отражения в зеркале, а любоваться. Хотела с удовольствием примерять одежду в примерочных, а не списывать на «неудачное освещение» и выходить злой, как фурия. В общем, разумные женщины поймут.
Был долгий путь поисков. Читала, слушала интервью, опять балансировала между крайностями. Советы-помощники отыскались в книге Ошо «О женщине», глава так и называется «Тело». Вот они: «Если тебе не нравится твоё тело, это и порождает проблему, ведь ты постепенно становишься безразличным к нему, перестаёшь заботиться. Тело никогда не является источником проблем; они создаются в уме. Измени отношение, и в течение шести месяцев ты обнаружишь, что твоё тело изменило форму. Это похоже на то, как любовь мгновенно преобразует женщину. Она могла не обращать внимания на свое тело до тех пор, пока в неё не влюбился мужчина; тогда она начинает ухаживать за собой. Женщина часами стоит перед зеркалом… ведь кто-то любит её! То же самое происходит и с телом: ты любишь свое тело, и оно начинает меняться. Его любят, о нем заботятся, оно чувствует, что в нём нуждаются. Это очень тонкий механизм, а люди пользуются им грубо, жестоко».
Значит, любить себя – это заботиться, беречь, прислушиваться, быть внимательным.
Стоит только начать, и открытия сыплются дождём. С возрастом тело не предаёт нас, это мы забываем о нём. Мы растворяемся в повседневных заботах – понятно, что быт и работу не выкинешь в окошко, но на самом деле нашему «вместилищу духа» надо не так много. Нужно уважать его. Не кормить на ночь картошкой с майонезом, якобы потому, что «жрать охота». Ему не охота, поверьте, это нам в голову взбрело, а телу, бедненькому, тяжело переваривать пищевые «взбрыки». Надо высыпаться – очень, очень важное условие. Муж и дети сами приготовят завтрак, а нам эти драгоценные полчаса утренней дрёмы нужны пусть не для вечной, но долгой молодости.
Нужно беречь его. Если случилась хворь, нужно перейти на режим «всё потом, сейчас выздороветь». Не буду напоминать, чем оборачиваются перенесённые на ногах болезни, дело в другом: мы быстрее идём на поправку, когда тело понимает, что его жалеют и щадят.
Нужно усвоить, что мы и наше тело – единое целое, забыть ерунду про «с фигурой не повезло». Знаете, что говорят психотерапевты, которые помогают пациентам с лишним весом? Ответственность за избыточные кило люди сваливают на тело: «Я хороший и хочу правильно питаться. А непослушное тело требует котлет, булок и сладкого!» Чтобы не жаловаться на складки и валики, надо усвоить: мы с телом заодно. И если мы осознаем, что не в конфетах счастье, тело поддержит, оно союзник.
Нужно баловать тело. Мы так любим в ответ подкатывать глаза, дескать, где же взять деньги на SPA-салоны и массажиста? Ванна, зеркало, несколько флаконов с кремами, маслами, наши руки и позитивный настрой – вот отличная замена любому салону. А массажист всё равно не вылепит новые колени и стройные формы, это наша работа – спорт, прогулки, «потягушки» на коврике перед телевизором.
Нужно перестать спорить со временем. Миновав 30- и 40-летие, не удастся соперничать с юными барышнями. И не надо, это комично, гораздо достойнее выглядеть «ах!» в своей возрастной нише.
Скоро отмечаю те самые полгода, о которых говорил Ошо. Знаете, а время пошло вспять. В подарок себе куплю большое зеркало.