Найти тему
Недюжинные судьбы

«Жить надо сегодняшним днем. Всегда старалась так делать». Что прошла за жизнь Татьяна Пилецкая и как в 95 лет ей удается прыгать на сцене

На десятом десятке жизненный огонь горит ярче, чем когда-либо, вдохновляя и поражая своей неугасаемой страстью к искусству и творчеству.

С каждым новым выходом на сцену, с каждым новым планом на будущее, она подтверждает свой статус не только как выдающейся артистки, но и как человека с несгибаемым духом, который продолжает вдохновлять поклонников по всему миру.

Татьяна (Пилецкая) Урлауб — имя, которое зазвучало в мире театра и кино не случайно. Рождённая в сердце Ленинграда 2 июля 1928 года, она унаследовала богатое творческое наследие своих предков — немецких переселенцев, обосновавшихся в столице искусств в 1837 году.

Мать, Евгения Давидовна Урлауб, была домохозяйкой. Отец, Людвиг Львович Урлауб, был не просто инженером химической промышленности, он был крайне талантливым человеком.

Его вокальное мастерство и артистический талант завораживали каждого слушателя.

Евгения и Людвиг Урлауб
Евгения и Людвиг Урлауб

Людвиг Урлауб был хорошим другом Кузьмы Петрова-Водкина, великого художника той эпохи. Глубокая связь с этим выдающимся мастером отразилась в символичном жесте — он стал крёстным отцом Татьяны. Он запечатлел её образ в произведении «Девочка с куклой», создав портрет, который стал культурным наследием.

Кузьма Петров-Водкин, 1937 год
Кузьма Петров-Водкин, 1937 год

Именно Кузьма Петров-Водкин настоял на поступлении Татьяны в балетное училище, которое в дальнейшем стало носить имя Агриппины Вагановой

Война

Война началась 22 июня, а уже 3 июля хореографическое училище эвакуировали на Урал. Несколько раз учениц перевозили в глухие деревни, последнее место проживание в эвакуации стало село Нижняя Курья.

Родители оставались в блокадном Ленинграде, и это очень беспокоило Тату (Так называли Татьяну друзья и родственники). Но произошло чудо, семья воссоединилась.

7 ноября 1942 года Татьяна, находилась на маленьком теплоходе, куда сели ее родители, которые прибыли из Ленинграда. Брата Владимира, к тому времени, с ними уже не было, так как он погиб защищая родину.

Некоторое время спустя, за то, что в графе национальность значилось "немец", отец был отправлен в Свердловскую область, в Краснотурьинск, в лагерь.

Хоть Людвиг Львович был на особом счету - был главным режиссером в доме культуры, вернуться он смог только через 15 лет. Тата с матерью вернулись в Ленинград по окончанию войны.

Вы уже заметили, что отчество у Татьяны-Львовна, хотя отца звали Людвиг. Евгения Урлауб решила, что дочери будет проще с отчеством не немецкого происхождения. Поэтому при получении паспорта Татьяна его изменила.

Карьера

Татьяна Урлауб по окончанию училища стала выступать в Театре эстрады, одновременно подрабатывала в доме моделей-демонстрировала наряды.

Татьяна Пилецкая
Татьяна Пилецкая

Позже перешла в кордебалет театра Музкомедии. Именно там, ее заметил актер театра и кино Анатолий Королькевич, который и передал фотографию Татьяны на студию "Ленфильм". Татьяна Урлауб начала принимать приглашения сняться в крошечных эпизодах.

В 1947 году вышел всем известный фильм Золушка, где начинающая актриса снималась в эпизодической роли. Она попала в общество Эраста Гарина, Фаины Раневской, Василия Меркурьева, Сергея Филиппова и т.д. В тот момент Тата поняла, что она на своем месте.

Кадр из фильма "Золушка" 1947 год, режиссеры Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
Кадр из фильма "Золушка" 1947 год, режиссеры Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро

Встреча актрисы Пилецкой с Григорием Козинцевым, одним из величайших режиссеров своего времени, оказалась решающим моментом в её карьере. Благодаря этому знакомству Пилецкая оказалась в эпицентре кинематографической индустрии, что позволило ей получить роль в фильме "Пирогов".

Кадр из фильма "Пирогов" 1947 год, режиссер Григорий Козинцев
Кадр из фильма "Пирогов" 1947 год, режиссер Григорий Козинцев

Хотя изначально ей была предложена лишь маленькая роль, судьба предоставила неожиданный шанс: Козинцев заметил актрису в эпизоде и предложил ей главную роль. Её молодость, красота и некоторая наивность были идеальны для образа Даши Севастопольской. Эта роль выстрелила в карьере Пилецкой, став её первым заметным успехом на большом экране.

В 1954 году Татьяну пригласили на съемки фильма «Княжна Мери», где ей досталась роль Веры. Удачные проекты пошли один за другим – «Олеко Дундич», «Дело №306», «Невеста», «Мать», «Мечты сбываются» и т.д.

Затем наступил переломный момент в карьере Пилецкой, который оказался одновременно благословением и испытанием.

В киноленте "Разные судьбы" 1956 года под умелым руководством режиссера Л. Лукова, она воплотила в жизнь неоднозначный образ Татьяны Огневой – персонажа с характером, который оставляет неизгладимое впечатление.

Её мастерская игра настолько убедительна, что зрители и критики не смогли остаться равнодушными. С такой силой и натуральностью она отразила внутреннюю сложность и противоречивость своей героини, что это неизбежно привело к закреплению за актрисой образа "киностервы".

Кадр из фильма "Разные судьбы" 1956 год, режиссер Леонид Луков
Кадр из фильма "Разные судьбы" 1956 год, режиссер Леонид Луков

К сожалению, это оказало влияние на её карьеру: режиссеры, поглощенные стереотипами, стали реже предлагать ей разноплановые роли, ошибочно отождествляя актрису с ее экранной персоной.

Зрители же, пораженные ее искусством, выражали свое недовольство через письма. Они не могли понять, как можно было так поступить с главным героем.

Однако актриса встречала этот отклик с радостью: это была наивысшая оценка ее таланта, подтверждение того, что она смогла настолько правдоподобно передать сложную натуру своей героини, что вызвала настоящие эмоции у аудитории.

Кадр из фильма "Разные судьбы" 1956 год, режиссер Леонид Луков
Кадр из фильма "Разные судьбы" 1956 год, режиссер Леонид Луков

Такой отклик публики говорит о ее несомненном таланте и глубине актерской работы, что делает ее одной из самых запоминающихся и выразительных актрис своего времени.

Татьяна Пилецкая утверждала, что режиссеры после этой роли говорили, что глаза у нее сильно злые. Татьяна очень много проходила проб, но все было безрезультатно. Сильно значимых ролей у актрисы не было, но она часто снималась.

В 1963 году она была принята в труппу Ленинградского государственного театра им. Ленинского Комсомола (сейчас Театр-фестиваль «Балтийский дом»).

Татьяна Пилецкая по-прежнему вдохновенно работает в этом театре, продолжая радовать зрителей своим неподражаемым талантом.

спектакль "Семья в подарок" 2024 год
спектакль "Семья в подарок" 2024 год

Личная жизнь

В восемнадцатилетнем возрасте, на танцах, Татьяна Пилецкая познакомилась со студентом военно-морского училища, Константином Пилецким. Вскоре они поженились, и Тата взяла фамилию мужа.

После успешного окончания учебы, Константин получил перевод в город Полярный, и Татьяна, его супруга, которая уже успела заявить о себе в мире кино, без колебаний последовала за ним.

Через год Татьяне представилась блестящая возможность – знаменитый режиссер Герасимов пригласил её на пробы. Понимая, что это шанс, который может не повториться, Татьяна смело решила воспользоваться этим вызовом и вернуться к своей актерской карьере. Константин приезжал к жене и дочери, но назвать их семьей было сложно.

Татьяна Львовна признавалась, что они с мужем были разные, у них не было ничего общего. Актриса повстречала другого мужчину. Эта встреча пробудила в ней новые, сильные чувства, и она безоговорочно влюбилась. Несмотря на то, что брак Пилецких подошел к концу, они смогли сохранить добрые отношения.

—Я всерьез влюбилась, это и послужило детонатором нашего развода. Не останавливало и то, что мы с моим избранником не были свободны.

Со вторым мужем, солистом Театра музыкальной комедии Вячеславом Тимошиным, Татьяна Пилецкая прожила 10 лет. После измены мужа с актрисой Людмилой Сенчиной, супруги развелись. Предательство Татьяна простить не смогла.

Долго и мучительно Татьяна Пилецкая приходила в себя после произошедших в ее жизни событий. Она погрузилась полностью в работу и старалась больше ни о чем не думать.

Однажды Татьяне позвонила по телефону ее подруга Маргарита Шумская и сообщила, что сейчас придет к ней в гости. Татьяна встретила Маргариту с молодым человеком, который был очевидно младше подруг.

Им оказался – Борис Агешин, артист, играющий классическую пантомиму. Молодой человек стал ухаживать за Татьяной Пилецкой, после чего они поженились.

Татьяна Пилецкая и Борис Агешин
Татьяна Пилецкая и Борис Агешин

Татьяна и Борис прожили вместе более сорок лет, несмотря на большую разницу в возрасте. Борис младше своей жены на 12 лет. Скончался Борис Агешин в 2018 году.

Борис Агешин и Татьяна Пилецкая
Борис Агешин и Татьяна Пилецкая

В этом браке Татьяна Пилецкая по-настоящему была счастлива и считает свою личную жизнь очень удачной.

Она безгранично благодарна судьбе, что у нее есть любимая внучка-Елизавета, которая называет ее Таточкой.

—Да и какая я бабушка, если на сцене прыгаю?

театр -фестиваль Балтийский дом
театр -фестиваль Балтийский дом

Её мастерство и вклад в театральное искусство начали получать официальное признание много лет назад.

В 1977 году Татьяна Пилецкая была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР, что явилось подтверждением её исключительного таланта и вклада в культуру.

А в 1999 году её вклад был признан на ещё более высоком уровне, когда она была названа народной артисткой Российской Федерации.

Огромное количество наград и премий в копилке Татьяны Пилецкой. Она является автором нескольких книг.

Её величие и уникальность захватывают дух. Она – живой пример для подражания будущим поколениям, воплощение энергии и стойкости, которые ощущаются в каждом движении на сцене и в каждом слове, доходящем до зрителя.

С каждым новым выходом на сцену, с каждым новым планом на будущее, она подтверждает свой статус не только как выдающейся артистки, но и как человека с несгибаемым духом, который продолжает вдохновлять поклонников по всему миру.

—Жить надо сегодняшним днем. Всегда старалась так делать.

Её неповторимый талант и жизненная сила – это подлинное величие, редко встречающееся в мире.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Делайте репосты, комментируйте. Обязательно подписывайтесь и ставьте лайки.