Есть в моей африканской библиотеке книжечка "All about South Africa" 1992 года издания. В ней доходчиво для людей подросткового возраста рассказывается о людях, истории, культуре, природе и экономике Южной Африки. Есть там в разделе "The People" параграф, именуемый как "Black Nationalism" ("Чёрный национализм"), в котором кратко описывается история возникновения организаций, которые боролись с политикой расовой сегрегации. В этой статье я хотел бы привести перевод этого параграфа, поскольку считаю интересным "взгляд изнутри" на эту проблему, да ещё и на исходе режима апартеида... Терминологию оставляю авторскую.
Чёрный национализм
За 19 век коренные народы Южной Африки потеряли большую часть своих земель, и во многих местах их традиционная племенная система рухнула. При этом, естественно, что африканцы хотели принимать участие в управлении своей страной, но условия "Веренингского мира" - соглашения между британскими и бурскими лидерами 1902 года, не предусматривали представительства чёрнокожих в парламенте.
Зарождение АНК
31 мая 1910 года был создан Южно-Африканский Союз (королевство-доминион Британского содружества, включавший в себя четыре британских колонии: Капскую колонию, колонию Наталь, колонию Оранжевой реки и колонию Трансвааль). Чернокожим снова было отказано в праве голоса. Только в Кейпе цветному населению и некоторым квалифицированным чернокожим позволялось находиться в списках избирателей.
В сложившихся обстоятельствах, лидеры чернокожих решили создать политическое объединение. В январе 1912 года на встрече в Блумфонтейне был создан Национальный Конгресс Коренных Народов Южной Африки (SANNC). Его целью было добиться справедливости для чернокожих и права работать в условиях мира и свободы. Члены Конгресса верили, что "настойчивость, терпение, разум, благородство и справедливость их требований" способны разрушить расовые предубеждения. SANNC не одобряли насильсвенные методы борьбы.
В 1923 году SANNC сменила своё название на Африканский Национальный Конгресс (ANC), организацию, которая была запрещена в Южной Африке до 1990 года, но осуществляющей в "изгнании" очень активную деятельность.
Законы, которые вызывали недовольство
За 11 лет существования SANNC несколько новых законов вызвали растущее недовольство черного населения. Например, один из них позволял отправлять чернокожих людей, работающих в городах, в тюрьму, если у них не было специального "пропуска" или документа, удостоверяющего личность. Другой выделял для черных только самые тяжелые и низкооплачиваемые вакансии, квалифицированная работа была зарезервирована для белых. Чернокожие люди были вынуждены жить в специальных "резервациях", расположенных главным образом, в Зулуленде, а также Транскее и Сискее (ограниченно независимые бантустаны). Те же, кто работал в городах, были вынуждены снимать жильё в трущобах - тауншипах. SANNC протестовал против этих законов, но безуспешно.
В 1920-е годы такие организации, как Африканский союз промышленных и коммерческих рабочих, устраивали забастовки в городах и на заводах. Кроме того, были и акции протеста, например, массовое сжигание пропусков, которые порой жестко подавлялись полицией. Но несмотря на это, АНК продолжали верить в пассивное сопротивление... Однако в 1936 году, когда чернокожим людям запретили голосовать в Кейптауне, некоторые члены АНК начали менять своё отношение к этой концепции.
Официальный апартеид
В 1948 году всеобщие выборы привели Национальную партию к власти. С тех пор слово "апартеид" зазвучало на постоянной основе. Хотя к тому моменту уже существовали законы, которые усложняли жизнь чернокожим, они всегда могли пользоваться общими пляжами, поездами, почтовыми отделениями и другими общественными пространствами и удобствами, если хотели. В Кейптауне цветные люди часто жили небольшими общинами в "белых" пригородах. И, если бы захотели, у них было право смешиваться с представителями других рас и вступать с ними в брак.
Теперь же новые законы сделали всё это преступлением. У цветных людей отобрали право голоса. К 1952 году чувство горечи среди людей, пострадавших от новых законов апартеида, привело к тому, что число членов АНК выросло с 7000 до 100000. Организация развернула кампанию неповиновения против ношения пропусков.
АНК уходит в "подполье"
Члены АНК, оставшиеся в Южной Африке, теперь должны были действовать тайно или подпольно. Военное подразделение организации "Копьё нации" начало устраивать теракты в правительственных зданиях и учреждениях.
11 июля 1963 года 17 членов АНК были арестованы в Ривонии (Йоханнесбург) во время планирования революции. Среди восьмерых, позже признанных виновными в саботаже и приговоренных к пожизненному заключению были Уолтер Сисулу и Нельсон Мандела.
Укрепление чёрного национализма
Несмотря на жесткую позицию правительства, в течение следующих 25 лет активная анти-апартеидная деятельность только усиливалась. 16 июня 1976 года полиция открыла огонь по протестующим учащимся средней школы в Соуэто, в результате чего погибло большое число людей. Это вызвало волнения по всей стране.
В 1977 году чернокожий активист Стив Бико умер от черепно-мозговой травмы после 24 дней тюремного заключения. После волны протестов, вызванных этой смертью, были запрещены 17 организаций и две газеты. В 1985 году было объявлено чрезвычайное положение, до дух протестующих сломить не удалось. Наконец, в 1986 году были отменены законы о пропусках и законы, запрещающие смешивание и браки между представителями разных рас.
В октябре 1989 года, через месяц после того, как он стал президентом Южной Африки, Фредерик Виллем де Клерк объявил о безоговорочном освобождении Уолтера Сисулу и семи других политических заключенных. Вскоре после этого был отменен "Закон об удобствах", так что каждому разрешалось теперь пользоваться общественными пляжами, парками и т.д. За этим последовало объявление первых зон свободного поселения.
А уже в следующем году, после 27-ми лет заключения, из тюрьмы вышел Нельсон Мандела, и в истории Южной Африки начался новый этап...
Вот такой вот материал был опубликован в небольшой энциклопедической книжке в ЮАР в 1992 году. Мне кажется, что вышеизложенное претендует на объективность, тем более, что по сути, тут описаны только лишь сухие факты без каких-либо авторских оценочных суждений.