Сейчас бум эзотеризма, людям нужна точка опоры и многие обращаются к духовным традициям, часто трактуя их по-новому. Давайте разберемся в нашумевшем понятии каббалы, чтобы отделять традицию от практики new-age.
Каббала это часть наследия еврейской традиции и ветхого завета. Считается, что в иудаизме строение мира повторяется на разных уровнях - как подобные треугольники. Создание мира и те процессы, которые происходили вокруг творения, продолжаются и сейчас в мире вокруг нас.
Каббала не буквальна, это символ - то есть она старается в доступных нам терминах объяснить то, что происходит в высшем мире: как вы понимаете, это познание может быть ограниченным. Как, например, мы можем судить по веточкам и листочкам о том, какой ствол и какие корни имеет дерево.
Сначала (до Творения) был только бесконечный божественный свет Эйн Соф (это не физическое явление, а некий духовный принцип) как солнце бесконечной температуры. Оно безусловно дает нам жизнь, но внутри него мы существовать не можем. И если солнце занимает абсолютно все, то для существования чего-либо нужно освободить место. Чтобы такое место для мироздания сотворить, бесконечный божественный свет ограничивает сам себя, то есть освобождает внутри себя пустое пространство.
От центра свет расходится в стороны. В кабалистической традиции ограничение воли бога представляется как круг с точкой внутри (именно там наш мир). То есть тут появляется новое прочтение первой главы книги Бытия: бог не просто творит мир по соседству. Ничего вне Строителя не строится, здание не стоит рядом. Строитель заполняет все и здание строится внутри него. То есть бог не где-то далеко в небесах, он всюду, рядом с нами.
Суть жизни - развитие и продвижение человека, но оно не возможно без темноты (то есть отсутствия света), и именно Темнота или несовершенства это потенциал для развития.
Помните про треугольники - так вот задача человека в развитии на пути к Строителю, в повторении творения мира и уподоблению Творцу. А подобие в нашей концепции означает ограничение себя. Творец создает людей и ограничивает себя, наделяя творение волей, именно ограничив волю свою.
После создания площадки, появления пустого места и воздуха, в эту окружность внедряется луч. Он задает вектор. В пустой окружности нет ни начала, ни верха, ни низа, луч формирует структуру - от периферии (Бесконечного света) к центру (нашему миру).
Первая структура, которую создает луч - это прообраз человека (Адам Кадмон). Бесконечный свет не имеет формы, как и Воздух, но вот прообраз человека - это первый образ, связанный с богом, то есть он включает в себя Творца, по этому подобию (дословно в книге Бытия) и будет потом создан первый человек («по образу и подобию»). Как капля моря отражает океан, так и любое творение Отражает Творца в каббале - это принцип бесконечного подобия нижних миров высшему.
Описать Бесконечный свет невозможно, но есть шанс представить его в ряде качеств, которые он транслирует в этот мир. Такую палитру красок, которыми бог рисует и управляет миром называют сфирот (наиб.близкое значение на русском - сферами). Если белый цвет через призму разложить на цвета, то и сферы выделяются из Бесконечного света иными красками.
Сферы спускаются вдоль Луча тремя параллельными линиями. Центральная линия удерживает равновесие.
Сфирот можно представить как сосуды, наполненные Бесконечным светом, причем через призму мы видим разные цвета божественного.
Десять сфирот изображаются в виде дерева. Это их гармоничное и равновесное положение. Сферы имеют иерархию и соответствуют стадиям творения мира (что отражают их номера).
Три верхние - замысел. Внутреннее, сокрытое
Семь нижних - проявление, внешнее, открытое
То есть так описывается процесс нисхождения Божественного света в наш мир. От сферы Кетер (корона), божественной воли или начала импульса, до Малхут (Царства) - реализации процесса. Любой проект в мире (не только творение) идут по тем же стадиям.
Сферы не статичная система, они спускаются по Лучу в наш мир, то есть пребывают в движении. Сначала они связаны, как неразрывны были за пределами пустоты. Затем они разделяются и каждая осознает себя отдельной точкой, независимой от других и сосредоточенной на себе.
Этот процесс приводит к тому, что сфирот разделяются настолько, что не ощущают других и начинают считать себя главными в мире. Пытаясь вобрать в себя больше и больше, сфирот не выдерживают и разбиваются как стеклянные сосуды, в которых попытались вместить больше их емкости. Происходит катастрофа «разбиение сосудов».
Только после починки, сфирот начинают замечать друг друга: Милость понимает, что ей нужна еще и Справедливость (реалистичность), тогда только они входят в равновесие противоположных ценностей и образуют систему.
Вот эти стадии как раз терминологией восходят к 30 главе книги Бытия (про цветных овец, которых выращивал Яаков у Лавана: из белого он получает сначала Связанные точки, потом Точечные пятна, а потом Пятнистые - в каббале это стадии снисхождения Божественного света).
Такие же стадии проходит и человек в процессе роста - он отделяется от родителей, должен пересобраться и стать в позицию уравновешенности с миром.
Когда сосуды разбиваются, по миру разлетаются искры от них (здесь мне почему-то вспоминается Сказка о Снежной королеве - только там были осколки зеркал). Искры покрываются оболочкой и их распознать очень сложно: задача человека - отыскать Искры божественного, которые могут быть покрыты скорлупой зла - разглядеть их и склеить сосуды. То есть вернуть системе целостность - это называется Исправление мира (Тикун Олам).
Человек, собирая сосуды, сам становится Творцом, но только на своем низшем уровне. Так бог улучшает мир через свое творение.
В тексте Библии по каббале сфирот соответствуют дням сотворения мира: хесед (милость) - это "да будет свет", Гвура (жесткость) это "отделение воды от воды" и так далее.
Не только дни создания, но воплощением сфирот являются и праотцы, которые также развиваются по замыслу каббалы. Так Хесед и Гвура это Авраам и Исаак, а третий день творения и Яаков - это Тиферет (равновесие).
По традиции каббала была известна как мистическое знание еще Адаму, и пророки Библии обладали тайным знанием. Во времена мудрецов (Второго Храма) мистика оформилась в дисциплину, но доступна была только избранным.
Во 2 веке новой эры по традиции Шимон бар-Йохаем создает центральный труд каббалы - книгу Зоар, хотя известна она станет только в 13 веке.
Что же такое жить по каббале сейчас? Это жить полноценной жизнью и наслаждаться своим трудом. Преодолевать трудности и быть благодарным Творцу за возможность исправлять этот мир.