Привет! Сегодня я предлагаю вам послушать орган Большого зала Московской консерватории. На клавиши будет нажимать Олег Янченко.
Лет ...цать назад приезжал Олег Янченко в Свердловск, и я был на его органном концерте в тамошней филармонии. Впечатления самые ... впечатлительные.
Кстати, не так давно в городе, в котором я живу после переезда из Свердловска (Набережные Челны) - после капитальной реконструкции, кинотеатр "Россия" получил название "Органный зал Россия" и, по слухам, там сейчас установлен один из лучших органов современной России.
На счёт - лучший или самый лучший я не скажу (других-то не слышал!), но в последние годы к нам частенько заезжают российские и даже мировые знаменитости-органисты; и я даже иногда (редко) бываю на их концертах.
Конечно, посещать хотелось бы ГОРАЗДО чаще, но тут уж, как говорится, се ля ви. Занятия у нас в художке - вечером, и концерты тоже бывают только вечером. А я, как правило, в субботу тоже работаю... Но не будем о грустном!
Вот содержание сегодняшней пластинки:
***
Олег Янченко — один из талантливых представителей советской органной школы.
Он обладает ярким артистическим темпераментом и незаурядным художественным интеллектом, что проявляется в различных областях музыкально-творческой деятельности. О. Янченко окончил Московскую консерваторию по трем специальностям: как органист (класс профессора
Л. Ройзмана), пианист (класс профессора Г. Нейгауза) и композитор (класс профессора Ю. Шапорина).
Первый сольный концерт О. Янченко состоялся в 1963 году в Минске на открытии в концертном зале филармонии нового органа. С этого времени
он становится солистом — органистом и пианистом — Белорусской государственной филармонии. После успешного выступления на Международном конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге (1964 г.) О. Янченко как стипендиат ЮНЕСКО был направлен в 1966 году для совершенствования в Венскую академию музыки. Он занимался у Герберта Тагетти (орган) и Карла Шиске (композиция). Советский музыкант является также выпускником летней Академии органистов в г. Хаарлеме (Голланлия), где его руководителями были выдающийся органист Антон Хайлер (интерпретация) и профессор Кор Кин (импровизация). Голландский органист Иос де Клерк писал о концерте лучших
студентов Академии: «В конце программы Олег Янченко импровизировал фантазию и показал себя полнокровным музыкантом, остро ощущающим — как пальцами, так и в мышлении — гармонию, на основе которой очень умело строит музыкальную ткань... Это был настоящий сюрприз...»
По возвращении в Минск О. Янченко совмещает сольные выступления как органист и пианист с преподавательской работой в Белорусской консерватории. Кроме того, в течение нескольких лет он был художественным руководителем и дирижером Минского камерного оркестра.
О. Янченко — член Союза композиторов СССР. Ему принадлежат сочинения самых различных жанров, в том числе оперы «Балаганчик» и «Граф Калиостро», балет «Кастусь Калиновский», симфония, оратория «Эроика», концерты для скрипки, фортепиано, виолончели, органа, контрабаса, цимбал, камерная вокальная и инструментальная музыка. Все эти произведения характеризуют эмоциональность, экспрессивность образов, острые современные средства музыкальной выразительности, действенная, динамичная драматургия. Эти
черты вообще присущи творческому облику Янченко, как в области композиции, так и в области исполнительства.
С каждым годом становится разнообразнее и насыщеннее концертная деятельность музыканта. Он гастролирует в различных городах Советского
Союза, выступал на Международных фестивалях органной музыки в Вильнюсе (1968 и 1970 гг.), Кракове (Польша, 1970 г.), Дубровнике (Югославия, 1972 г.). С успехом проходили концерты О. Янченко в Чехословакии и Финляндии.
Глубина и серьезность замыслов, ярко индивидуальный дар художественной интерпретации привлекают к сольным концертам органиста внимание критики и многочисленной аудитории любителей музыки.
Вот несколько высказываний рецензентов о концертах Олега Янченко.
«Его игру отличают точность штриха, большой динамический напор, патетика, «осязаемость» образов...» («Советская музыка», 1973 г. № 11).
«О. Янченко является типом динамичного музыканта... Он чаще всего трактует орган как большой оркестр...» («Dziennik polski», Краков, 31/1 1970.т.).
«В разнообразии творческих интересов О. Янченко ощущается неуемность, присущая его натуре. При кажущейся внешней легкости он все делает удивительно профессионально, порой неожиданно, но всегда интересно...» («Вечерний Минск», 20/Х 1971 г.).
«...У него есть смелость. Он, как художник, пишущий фреску, обращает внимание и на точность изображения деталей, и на органичную гармонию всего целого. Он исключительно динамичен и оригинален как исполнитель...» («Кескисуомалайнен». Хельсинки, 17/Х 1969 г.).
Сольные программы органиста включают не только классическую музыку, но и произведения современных композиторов: Д. Шостаковича и Б. Тищенко, П. Хиндемита и А. Онеггера, О. Мессиана и И. Эбена. О. Янченко исполняет и собственные сочинения — два концерта для органа с оркестром, ряд произведений малых форм.
***
Органное творчество И. С. Баха — одна из самых важных и обширных областей исполнительской деятельности О. Янченко. В течение двух сезонов он провел в Минской филармонии грандиозный концертный цикл, включивший все органные сочинения И. С. Баха. К числу особенных удач музыканта следует отнести исполнение сонат, токкат, прелюдий и фуг, в которых Янченко
продемонстрировал четкую крупную лепку формы, ясную и логичную музыкальную архитектонику.
«В выборе регистров, — говорит О. Янченко, — я стараюсь быть чрезвычайно скупым, чтобы подчеркнуть самостоятельность и индивидуальную выразительность каждого регистра в отдельности. Особенно это относится к произведениям старых мастеров, предназначенным чаще всего для небольших, но прекрасных по диспозиции органов. Работая над Бахом, я прежде всего думаю о цельности сочинения, подчиняя этому выбор регистров, темпа, штрихов и аппликатуры».
На пластинке О. Янченко записаны и произведения старшего современника Баха, композитора и органиста XVII века Иоганна Пахельбеля.
Три хорала музыкант исполняет как бы на одном дыхании, в едином движении, сохраняя верность стилю и в то же время проявляя самостоятельность интерпретации.
Прелюдия, фуга и чакона (ре минор) представляют собой отдельные пьесы, объединенные в некий цикл. Прелюдия, сыгранная Янчёнко с редкой пластичностью, составляет контраст медленной и скорбной фуге, построенной на своеобразной хроматической теме. Еще большего единства, монолитности добивается органист в чаконе, где четырехтактная тема проходит 34 раза все в новых и новых вариациях. Постепенное нарастание приводит к мощной заключительной кульминации.
Н. Афонина
***