Это третья из трех статей в серии. Первая статья рассматривала статистику по основным течениям: православные, католики и некоторые консервативные протестанты придерживаются комплементарной точки зрения, в соответствии с которой женщины не могут быть рукоположены в сан. Основная часть протестантов придерживается эгалитарной точки зрения и назначает женщин на руководящие посты в церквях. Вторая статья охватывала аргументацию комплементаристов. В этой мы рассмотрим аргументацию эгалитаристов.
-------
ЭГАЛИТАРИЗМ: мужчины и женщины равноценны, но различны. Эти различия не универсальны, не носят нормативный характер и не свидетельствуют об иерархии между гендерами. Способность руководить в Церкви зависит от совокупности индивидуальных характеристик человека.
Так как эгалитаризм возник, прежде всего, как реакция на комплементаризм, аргументы разбиваются на 2 части: ответ на тезисы комплементаристов и дополнительные доводы.
1) Мужчина и женщина ВМЕСТЕ созданы по образу и подобию Бога
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они () над всею землёю (). Так Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил его; мужчиной и женщиной Он сотворил их.” Быт 1:26-27
Хотя мужской род слова “человек” в русском языке (и на иврите) может путать, исследователи и лингвисты указывают, что “человек” в этом отрывке - обобщенное наименование всего человечества, а не только указание на первого человека мужского пола, Адама. То есть мужчины и женщины вместе созданы по образу и подобию Божьему.
Более того, “до создания Евы в человеке Адаме в непроявленном виде присутствовали оба пола. После творения Евы Адам и Ева составляли одно, но уже лишь в соединении друг с другом.” (Ефрем Сирин, Толк. Быт 2.12).
Так как Бог слишком велик и многогранен, только совместно мужчины и женщины могут воспроизвести Его образ не земле. Соответственно, если мы хотим, чтобы священники были представителями Бога перед прихожанами, потребуется союз мужчин и женщин, чтобы отразить весь Его спектр.
Иерархия, установленная после грехопадения (“и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою” Быт 3:16) - не нормативное предписание того, как Бог задумал людей, а следствие их греха и предсказание, к какой несправедливости в обществе этот грех приведет. Будучи христианами, а не иудеями, мы, во-первых, верим, что Своей смертью Иисус Христос уже искупил первородный грех, а во-вторых, призваны бороться с проявлениями своей греховной природы, а не восхвалять ее и разводить руками: “ну, вот так, ничего не можем с этим поделать”.
2) Христа надо видеть в каждом человеке, не только в мужчине
Христос учил нас видеть Его образ в каждом человеке:
“ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Мф 25:35-40
В свете этого отрывка утверждения, что “женщины не могут олицетворять Христа” (как написал Ватикан в 1976 году, например) представляются теологам еретическими. Страшно не узнать Христа в больном и просящем, но также страшно не узнать Христа в женском обличии.
3) Апостол Павел писал о женщинах в культурном и историческом контексте.
В те времена в Израиле женщины не ходили в школы, все их образование было домашним. Женщины знали то, чему их могли научить родители и братья, а потом мужья. Мальчики же могли ходить в религиозные школы. По оценкам историков, грамотность среди городского мужского населения была около 20%, это достаточно высоко для аграрного общества. Во взрослом возрасте женщины могли следовать за раввинами и учиться у них в устной традиции, но переспрашивать непонятные места у мужчин, ранее получивших религиозное образование, было нормой.
Хорошая иллюстрация: две последовательные сцены в Chosen, где женщины в общине Христа сначала просят письменные принадлежности у Матфея, потому то они хотят выучить пару мест из Торы, а потом отстаивают это желание перед Фомой, который открыто негодует, зачем женщинам что-то записывать, если всегда можно переспросить у мужчины. И вот небольшой комментарий к отрывку с рассказом о системе образования того времени.
Поэтому логично, что апостол Павел пишет: “Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих” 1Кор 14:34-35. Он, во-первых, ссылается на уже существующую традицию домашнего образования для женщин. Во-вторых, предупреждает шум и гам, который может начаться, если женщины будут уточнять каждую непонятую отсылку на Тору, которых для них, предположительно, будет много.
Но времена изменились, и уровень доступа женщин к образованию - тоже. Сейчас нет никаких оснований утверждать, что получившая то же образование женщина будет менее компетентна, чем мужчина.
Так как апостол Павел высоко отзывался о женщинах в других местах посланий (Рим 16), он явно не считал, что женщины по природе своей, в силу гендера, обладают интеллектуальными способностями скромнее, чем мужчины.
4) Глава и помощник - не равно патриархальные роли
Эгалитаристы - христиане, и авторитет Библии для них непреклонен. Так что общую канву отношений в семье, которую предписывает Библия, они ни в коем случае на оспаривают.
“Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви (). Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё” Еф 5:23-25
Другое дело, что такие отношения - не калька с патриархальных стереотипов. Отказаться от каких-то своих личных мечт и устремлений, бросить свои дела, чтобы пойти заботиться о жене… Это не те действия мужа, которые предписывает патриархальная модель. Но это то, что сделал Христос ради Церкви.
Есть разница между патриархальным “я буду защищать своих жену и детей, если кто-то на них нападет (как и свое имущество), но в обмен на защиту от внешних угроз я требую подчинения дома” и христианским “я готов поступиться своими интересами, вплоть до своей жизни, ради блага жены”. Из второго проистекает ответное доверие жены: “я верю, что если ты просишь меня что-то не делать, то ты это делаешь ради моего и нашего общего блага, а не только потому, что тебе так удобнее”.
Каждая пара самостоятельно решает, как выглядит этот принцип в их отношениях. Про работу жены в священном сане нельзя заранее сказать, что это нарушит баланс. Господь завещал Аврааму слушать Сарру (“во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её” Быт 21:12), но это не привело к тому, что Сарра потеряла уважительное отношение к мужу. Вполне возможно, что муж может слушать религиозную проповедь жены, но оставаться главой их пары.
5) 12 апостолов - отсылка к 12 коленям Израиля. В христианстве есть равноапостольные женщины.
Теологи, например, Н.Т.Райт, считают, что выбор 12 мужчин на роль апостолов был обусловлен рифмой с 12 сыновьями Иакова - праотцов народа Израиля. Между Заветами должна была быть преемственность, которая бы позволила видеть апостольское служение как новый виток уже существовавшей иудейской традиции, а не создание религии с нуля.
При этом неназначение женщин на роль апостолов не означает, что христианство не отводит им роли, помимо материнской. Первая увидела Христа после воскресения Мария Магдалина, и именно ее Он отправил рассказать о случившемся другим апостолам (Ин.20). То есть Мария - апостол к апостолам. Вдумайтесь, первый человек, возвестивший благую весть о воскресении (Евангелие!) другим людям - женщина. Причем ведь по хронологии событий в гробнице только что были Петр и другой ученик, и можно было устроить так, чтобы Иисус первым явился именно мужчинам. Или чтобы Ангелы сказали Марии: “Позови-ка Петра обратно”. Но Господь явился именной ей. После этого странно утверждать, что Он не доверил бы женщинам дальше нести Евангелие.
6) Сохраняем традицию или сохраняем культуру Средних веков?
Исторически документировано, что женское служение в христианстве было распространено в ранние периоды, но сошло на нет в Европе в Раннее Средневековье, а в Византии в XI веке. Поэтому аргументация в пользу запрета женщин в служении как “сохранения традиции” представляется двойным стандартом: когда женщин надо ограничить, на поводу у культуры идем, а когда надо дать больше возможностей - нет. Причем ограничения только нарастают: на Руси до XIV века при крещении и мальчиков, и девочек вносили на алтарь, а после - только мальчиков. Фраза “женщинам на алтаре делать нечего” представляется незыблемым каноном, но еще в 1980х за неимением кадров там вполне себе служили алтарницы.
Дополнительные аргументы:
7) Отношение Иисуса к женщинам.
Про высказывания апостола Павла насчет женщин написаны тома, а споры все не утихают. Но нас прежде всего должно интересовать отношение к женщинам Христа.
Для тех времен Его разговоры с женщинами на равных были поистине революционными. Даже когда другие люди к нему не пускали женщин, Он с ними общался, хвалил их за силу веры и стремление к истине.
Показательна Его реакция, когда Мария села слушать пришедшего Гостя у Его ног вместо того, чтобы помочь сестре Марфе накрыть на стол (Лк 10:38-42).
“Сегодняшний читатель прочитывает повествование о Марфе и Марии на фоне наших представлений, что духовное следует предпочитать плотскому. Однако для того общества поведение Марфы было единственно приемлемым для хозяйки дома: следует позаботиться о гостях. Мария, сев у ног Христа, скандально нарушила обычай гостеприимства, и потому одобрение Христа было для всех полной неожиданностью". ("Введение в библейскую экзегетику", Десницкий)
В недовольном окрике Марфы прослеживается и возмущение сегодняшних противников женского служения: “твое служение на кухне и в детской. Смотри, как бы религиозное служение не отразилось негативно на твоем ведении хозяйства”.
Что таким ответишь?
“Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.” Лк 10:41-42
8) Опрокинутая иерархия
Если Ветхий Завет последовательно вводил иерархию, то Христос многократно призывал от этой иерархии отстраниться.
“но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” Мф 20:26-27
Мужчины, энергично отстаивающие свое первенство перед женщинами на основании фраз из Библии, словно забывают этот принцип. Вот здесь исследовательница приводит пример из интервью Пайпера, известного протестантского проповедника и комплементариста, что женщинам можно в каких-то ситуациях толковать и проповедовать Евангелие, просто им нельзя это делать наравне с мужчинами, чтобы не нарушить субординацию.
Что мужчины стремятся к лидерству и первенству - не ново. Ново, что такое "толкание локтями" вдруг поощряется христианами.
9) “По плодам их узна́ете их” (Мф 7:16)
Хороша идея или нет можно также узнать по результатам ее реализации. Практика женщин в священстве успешна у протестантов. Это позволяет лучше направлять паству даже в щепетильных вопросах, видеть проблемы общины с разных точек зрения и быстрее решать кадровые вопросы. По статистике, женщины более религиозны, чем мужчины, особенно в христианстве. Так что их вовлеченность среди паствы вполне логично продолжается в готовности к служению.