Найти в Дзене

5 причин, почему стоит читать комментарии к Библии

Оглавление

1) Дополнительное измерение

В 90е были такие журналы с картинками и 3D-очками в комплекте. Смотришь без очков - картинка двухмерная, надеваешь очки - картинка объемная. Примерно такой же эффект дают комментарии к Библии. Многие эпизоды, особенно в Ветхом Завете, кажутся удаленными от сегодняшних реалий. Например, эпизод с женой Лота, которую Ангелы спасли из обреченного Содома, можно истолковать превратно. Ангелы сказали ей не оборачиваться на покидаемый город - она нарушила их завет, обернулась, превратилась в столп соли (Быт 19:26). На поверхности логика "не нарушай заветы Бога".

Но с комментарием все становится намного объемнее: "То, что она оглянулась, свидетельствует о ее желании вернуться, и поэтому наш Спаситель использует этот пример как предостережение от отступничества от христианского исповедания. Мы все отреклись от мира и плоти и направили свои лица к небесам; мы находимся в долине, проходя испытание, и подвергаем себя риску, возвращаясь к интересам, которые оставили. Возврат к прежнему — это гибель, а оглядываться — значит приближаться к ней" (с) Мэтью Генри.

2) Понимание отсылок

Иисус и апостолы в текстах Нового Завета часто ссылаются на Ветхий; от начала повествования, когда появление Иоанна Крестителя описано как исполнение пророчества Исаии (Марк 1:2-3 и Исаия 40:3) до крика Иисуса на кресте "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Мф 27:46 словами 21го псалма. В Библии, конечно, есть в сносках ссылки на сами номера глав и стихов, но иметь толкование, помогающее понять связь между пророчеством и его реализацией, очень помогает.

3) Неизобретение велосипеда

Церковь - в смысле «сообщество верующих», в том числе живших до нас - это огромная кладезь знаний. Светлые умы и сердца раздумывали над Писанием много веков. Было бы расточительством не опираться на их мысли и пытаться с нуля до всего додуматься самостоятельно. Хотели бы вы за чашкой чая побеседовать о Евангелии с Иоанном Златоустом, автором самой распространенной православной литургии и одним из самых почитаемых в православии Отцов Церкви? А он уже ждет вас на беседу, только откройте книгу.

4) Догматика

Одни и те же места могут трактоваться по-разному даже богословами в зависимости от конфесии. Например, комментарий о сошествии Святого Духа у православных экзегетов будет очень отличаться от того, что напишут католики и протестанты. В православии считается, что Святой Дух исходит только от Отца, а в католичестве - что и от Отца, и от Сына (это филиокве, одно из крупнейших разногласий между двумя конфессиями, ставшее одним из поводов к расколу в XI веке). Соответственно, это краеугольный вопрос догматики, и важно его разбирать в традиции именно той конфессии, в которой вы исповедуете веру.

5) Контекст

Многие места вообще могут быть непонятны без исторического и культурного комментария. Например, «Песнь песней», если читать ее текст без пояснения "что хотел сказать автор", может показаться просто эротической поэзией:

"Он.

Как отрадна любовь твоя, сестра моя, невеста моя!

Насколько слаще вина любовь твоя,

и аромат благовоний твоих

лучше всех ароматов! ()

Ты запертый сад, сестра моя, невеста моя,

заключенный источник, запечатанный родник.()

Она.

Пусть возлюбленный мой придет в сад свой

и вкусит плоды его превосходные." Песн 4

И только благодаря комментариям мы понимаем, что описанная любовь - это метафора отношений между Церковью и Иисусом Христом. Как много тогда предстает в другом свете!