Вы на приеме были во дворце? Аудиенции у нас сегодня не случится, но мы зайдём посмотрим на те залы, что видели когда то первых и просто, важных лиц.
Алькасар в Севилье самый старинный действующий королевский дворец Европы.
Здесь Магеллана и Колумба принимали, вершили судьбы других стран и подданных своих.
Понимаю, оторваться от созерцания потолка невозможно. Сама устала вверх смотреть, но оно того стоит..
В следствии арабского влияния, в Андалусии сложился свой неповторимый стиль мудехар. Необыкновенно яркий и колоритный, который, в свою очередь, повлиял на все страны Магриба.
Если вы были во дворце графа Воронцова в Крыму, то имеете маленькое представление об этом стиле.
Сразу оговорюсь, именно стиль арабского Магриба, поскольку он отличается от восточного стиля Индии или Средней Азии, а так же от Персидского или Египетского, это одно из направлений.
Многое было взято у зодчих Античности и Византии: конструкция зданий, их декор. Произошло взаимопроникновение культур.
Например, византийский растительный орнамент постепенно приобрел геометрические формы: многоконечные звёзды и арабески (многоугольники).
Посмотрите на плитку..Ничего не напоминает? Детский калейдоскоп с цветными стеклами!
В восточном стиле уделяется внимание самым мелким элементам, максимально используются все возможные декоративные приемы
Мастера, несомненно, были сильны в математике. Сейчас подобные узоры, рассчитывают с помощью компьютера.
Необыкновенная четкость сложного рисунка, повторяющегося многие десятки метров.
Ещё один вид узора - эпиграфический - каллиграфия.
Направление приобрело широчайшее использование, есть отдельные плиты с изречениями, а есть надписи, идущие по всему периметру.
На мой взгляд, интересен перевод слова "мудехар". Его значение на арабском, примерно: "прирученный, изменившийся, что бы остаться". Это название применялось к мусульманам, которые уже не имели былого влияния, но ещё не приняли христианство.
Постепенно, отвоёвывая земли и города, арабов вытесняли из всех сфер жизни, однако, они могли остаться в Испании, приняв христианство. Таких называли - мориск.
Арабский халифат правил в Испании около восьми веков. За это время выросло не одно поколение, возник и прижился целый культурный пласт, который не уничтожили, а интегрировали.
Мудехар не новые формы и пропорции, а включения исламской архитектуры в средневековую христианскую.
Эти дворцы, мечети, парки они, как отдельные главы роскошной восточной сказки, вдруг возникают, среди европейской культуры, привнося ощущение волшебства.
Один из залов дворца - Посольский зал или Комната советов. Когда то здесь заседал совет визирей, а в наше время, снимали эпизоды из сериала "Игра престолов", в фильме подлинные интерьеры не бутафория.
Стены в парадных залах, сплошь покрыты затейливым рисунком. Рисунок наносился очень филигранно.
Здесь он с позолотой и комната выглядит золотой, но совершенно не аляповатой.
Необыкновенно роскошный потолок. Огромная полусфера вписана в золотую восьмиконечную звезду.
Восьмиконечная звезда в Христианстве, это символ Вифлеемской звёзды, но она изображается иначе.
В исламской культуре, это так же распространенный символ и он здесь повсюду.
Полусфера напоминает половину апельсина.. а зал так и называли когда-то - Зал Полуапельсина и обилие золота в тему.
Обратите внимание, вверху расположен фриз, по кругу украшенный нишами. Таких ниш пятьдесят шесть и в каждой портрет Испанского монарха.
Живо представила, как послы, подняв головы, рассматривают испанских сюзеренов.. зрение видимо, было хорошим..
Полы всегда камень или плитка, зимой, это холодно.
Ковры - одно из обязательных украшений, ими устилали только пол.
В европейских традициях, коврами (гобеленами) украшали и утепляли стены, под ними мог быть и просто камень, конечно, речь не идёт о более поздних эпохах, когда стены стали отделывать панелями, лепниной и прочее.
Если внимательно присмотреться, в затейливые арабские узоры, вплетены изображения испанских гербов, эмблем, людей.
Зал сравнительно небольшой, на взгляд современного человека, стены имеют одинаковую длину - десять метров.
Судебные разбирательства, вершили здесь же, во дворце, в зале Правосудия (фото 4, 5)
Зал менее яркий, видимо так понимали строгость и простоту оформления..
На потолке, мы опять видим изображение звёзд, здесь их целое переплетение.
Восьмиконечную звезду, в исламе, изображают, как октограмму - два наложенных квадрата и называют руб Аль - Хизб.
Историки полагают, что этот символ пришел именно из Испании. Ее изображение стали использовать ещё в 1 тысячелетии до н.э., а затем переняли арабы.
Руб Аль - Хизб чеканилась на монетах, ювелирных изделиях, применялась, как декоративный элемент.
В Коране этим символом обозначают части текста, он присутствует на флагах, гербах, печатях. Знаменитые башни - близнецы Петронас, в разрезе, выглядят, как октограмма.
Это наглядный пример переплетения и взаимовлияния разных культур.
* * *
В окружающем мире не должно оставаться пустоты, каждая его часть должна быть прекрасна, радовать ум и глаз, иначе пустоту займет темная сила, темные мысли и соблазны.. по такому принципу строили и украшали.
27. 02. 2024 г. Anna Seton
Уважаемые читатели, Ваши просмотры, комментарии и лайки важны для развития канала.
Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ
Новые публикации каждые вторник и пятницу☕☕
Всем приятного дня!