Найти тему

Севилья. Бесконечный орнамент

Севилья. Алькасар. Фрагмент внешней отделки. Резьба по алебастру (стуку). Фото автора
Севилья. Алькасар. Фрагмент внешней отделки. Резьба по алебастру (стуку). Фото автора

Вы на приеме были во дворце? Аудиенции у нас сегодня не случится, но мы зайдём посмотрим на те залы, что видели когда то первых и просто, важных лиц.

Алькасар в Севилье самый старинный действующий королевский дворец Европы.

Здесь Магеллана и Колумба принимали, вершили судьбы других стран и подданных своих.

Вход. Фрагмент. Потолок. Фото автора
Вход. Фрагмент. Потолок. Фото автора

Понимаю, оторваться от созерцания потолка невозможно. Сама устала вверх смотреть, но оно того стоит..

В следствии арабского влияния, в Андалусии сложился свой неповторимый стиль мудехар. Необыкновенно яркий и колоритный, который, в свою очередь, повлиял на все страны Магриба.

Если вы были во дворце графа Воронцова в Крыму, то имеете маленькое представление об этом стиле.

Крым. Дворец графа Воронцова. Фото канала Anna Seton (фото сделано автором канал Маяцкий 50+)🌷
Крым. Дворец графа Воронцова. Фото канала Anna Seton (фото сделано автором канал Маяцкий 50+)🌷

Сразу оговорюсь, именно стиль арабского Магриба, поскольку он отличается от восточного стиля Индии или Средней Азии, а так же от Персидского или Египетского, это одно из направлений.

Многое было взято у зодчих Античности и Византии: конструкция зданий, их декор. Произошло взаимопроникновение культур.

Вверху гербы и медальоны с изображением людей, добавлены позже. Фото автора
Вверху гербы и медальоны с изображением людей, добавлены позже. Фото автора

Например, византийский растительный орнамент постепенно приобрел геометрические формы: многоконечные звёзды и арабески (многоугольники).

Посмотрите на плитку..Ничего не напоминает? Детский калейдоскоп с цветными стеклами!

В восточном стиле уделяется внимание самым мелким элементам, максимально используются все возможные декоративные приемы

Гостиный зал Филиппа ll. Фрагмент. Фото автора
Гостиный зал Филиппа ll. Фрагмент. Фото автора

Мастера, несомненно, были сильны в математике. Сейчас подобные узоры, рассчитывают с помощью компьютера.

Необыкновенная четкость сложного рисунка, повторяющегося многие десятки метров.

Ещё один вид узора - эпиграфический - каллиграфия.

Направление приобрело широчайшее использование, есть отдельные плиты с изречениями, а есть надписи, идущие по всему периметру.

Фрагмент. Обратите внимание на решетку - арабская вязь и восьмиконечный звезды. Фото автора
Фрагмент. Обратите внимание на решетку - арабская вязь и восьмиконечный звезды. Фото автора

На мой взгляд, интересен перевод слова "мудехар". Его значение на арабском, примерно: "прирученный, изменившийся, что бы остаться". Это название применялось к мусульманам, которые уже не имели былого влияния, но ещё не приняли христианство.

Постепенно, отвоёвывая земли и города, арабов вытесняли из всех сфер жизни, однако, они могли остаться в Испании, приняв христианство. Таких называли - мориск.

Арабский халифат правил в Испании около восьми веков. За это время выросло не одно поколение, возник и прижился целый культурный пласт, который не уничтожили, а интегрировали.

Посольский зал. Фрагмент. Фото автора
Посольский зал. Фрагмент. Фото автора

Мудехар не новые формы и пропорции, а включения исламской архитектуры в средневековую христианскую.

Эти дворцы, мечети, парки они, как отдельные главы роскошной восточной сказки, вдруг возникают, среди европейской культуры, привнося ощущение волшебства.

1. Алькасар Севилья. Фрагмент Посольского зала. Фото автора
1. Алькасар Севилья. Фрагмент Посольского зала. Фото автора

Один из залов дворца - Посольский зал или Комната советов. Когда то здесь заседал совет визирей, а в наше время, снимали эпизоды из сериала "Игра престолов", в фильме подлинные интерьеры не бутафория.

Стены в парадных залах, сплошь покрыты затейливым рисунком. Рисунок наносился очень филигранно.

Здесь он с позолотой и комната выглядит золотой, но совершенно не аляповатой.

2. Фрагмент потолка. Фото автора
2. Фрагмент потолка. Фото автора

Необыкновенно роскошный потолок. Огромная полусфера вписана в золотую восьмиконечную звезду.

Восьмиконечная звезда в Христианстве, это символ Вифлеемской звёзды, но она изображается иначе.

В исламской культуре, это так же распространенный символ и он здесь повсюду.

Полусфера напоминает половину апельсина.. а зал так и называли когда-то - Зал Полуапельсина и обилие золота в тему.

Обратите внимание, вверху расположен фриз, по кругу украшенный нишами. Таких ниш пятьдесят шесть и в каждой портрет Испанского монарха.

Живо представила, как послы, подняв головы, рассматривают испанских сюзеренов.. зрение видимо, было хорошим..

Фрагмент напольного покрытия. Фото автора
Фрагмент напольного покрытия. Фото автора

Полы всегда камень или плитка, зимой, это холодно.

Ковры - одно из обязательных украшений, ими устилали только пол.

В европейских традициях, коврами (гобеленами) украшали и утепляли стены, под ними мог быть и просто камень, конечно, речь не идёт о более поздних эпохах, когда стены стали отделывать панелями, лепниной и прочее.

3. Фрагмент арки. Фото автора
3. Фрагмент арки. Фото автора

Если внимательно присмотреться, в затейливые арабские узоры, вплетены изображения испанских гербов, эмблем, людей.

Зал сравнительно небольшой, на взгляд современного человека, стены имеют одинаковую длину - десять метров.

4. Зал Правосудия. Фрагмент. Фото автора
4. Зал Правосудия. Фрагмент. Фото автора

Судебные разбирательства, вершили здесь же, во дворце, в зале Правосудия (фото 4, 5)

Зал менее яркий, видимо так понимали строгость и простоту оформления..

На потолке, мы опять видим изображение звёзд, здесь их целое переплетение.

Восьмиконечную звезду, в исламе, изображают, как октограмму - два наложенных квадрата и называют руб Аль - Хизб.

5. Зал Правосудия. Фрагмент. Фото автора
5. Зал Правосудия. Фрагмент. Фото автора

Историки полагают, что этот символ пришел именно из Испании. Ее изображение стали использовать ещё в 1 тысячелетии до н.э., а затем переняли арабы.

Руб Аль - Хизб чеканилась на монетах, ювелирных изделиях, применялась, как декоративный элемент.

В Коране этим символом обозначают части текста, он присутствует на флагах, гербах, печатях. Знаменитые башни - близнецы Петронас, в разрезе, выглядят, как октограмма.

Это наглядный пример переплетения и взаимовлияния разных культур.

* * *

В окружающем мире не должно оставаться пустоты, каждая его часть должна быть прекрасна, радовать ум и глаз, иначе пустоту займет темная сила, темные мысли и соблазны.. по такому принципу строили и украшали.

27. 02. 2024 г. Anna Seton

Уважаемые читатели, Ваши просмотры, комментарии и лайки важны для развития канала.

Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ

Новые публикации каждые вторник и пятницу☕☕

Всем приятного дня!