"Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности."
(Н.А. Бердяев, «Философия неравенства», письмо 13 «О культуре», 1923г)
"Главной задачей третьего тысячелетия будет являться создание
модели государства, которая соответствует следующим условиям:
1. предотвращать войны между государствами, а также гражданские войны;
2. служить не только привилегированной части населения, но и всему населению;
3. предоставлять людям максимум демократии и верховенство закона;
4. соответствовать требованиям конкуренции в эпоху глобализации".
(Правящий Князь Лихтенштейна Ханс-Адам II «Государство в Третьем тысячелетии», 2010г)
Выводы и предложения по решению «Русского вопроса»
Из уважения к читателям мы решили начать свою работу сразу с выводов и
наших предложений по решению «Русского вопроса». Потому что если эти выводы и предложения для человека нравственно неприемлемы, то ему нет смысла терять свое время и читать многостраничный текст.
«Каково место России и русского народа в мире? Какой путь развития им надо выбрать?» - этим вопросам сотни лет, и на них даны сотни ответов. Политиками и философами проведены несколько масштабных экспериментов и реформ. В том числе: внедрение концепции «Москва — Третий Рим» и Россия как защитница всего православия в мире, петровский эксперимент модернизации России по европейскому образцу, либеральные эксперименты Александра I и Александра II, консервативные эксперименты Николая I и Александра III, концепция «симфонии властей» и «Православие, Самодержавие, Народность», реформы Столыпина, масштабнейший большевистский проект по созданию СССР и советского народа, демократизация по-ельцински. Ни один из этих проектов нельзя считать удачным, ни один из них не закрепился в культуре настолько, чтобы стать основой самоидентификации русской нации. После каждого из них русские представали перед миром в своем первозданном виде — аморфной неструктурированной массы, весьма привлекательной для того, чтобы попытаться из них что-то вылепить. И каждый из таких экспериментаторов через непродолжительное время оказывается
перед грудой разбитых черепков, а русские смотрят на на всё произошедшее с недоумением — мол, ну и зачем это всё было нужно?
Наш первый вывод таков:
1. Россия в обозримом будущем нереформируема. И лучшее, что
можно с ней сделать, это оставить её в покое, пусть живут, как хотят и
как могут. Это их право и их выбор, подтвержденный многовековой
историей.
(Примечание о текущем моменте, ответ на вопрос «А как же война?!» Конечно, любой на кого нападают, имеет право на самооборону и на восстановление справедливости. Но любая война так или иначе заканчивается миром, и вопрос «Что делать с Россией?» снова встает на повестке дня.)
Что делать людям, которые являются русскими, родились в России,
переживают за ее судьбу и судьбу русского народа, но при этом в силу своего
воспитания ощущают родство с Европой и европейской цивилизацией, т.е. что делать «русским европейцам»?
Прежде всего им надо признать ту очевидную вещь, что они ничтожно малая часть русского народа, что никаких сил и возможностей изменить и преобразовать Россию у них нет. Добравшись до власти, они могут устроить что-то вроде петровских реформ, попытаться кнутом загнать Россию в Европу, создать внешнюю декорацию, которая спадет сразу как только исчезнет кнут. Народный менталитет меняется даже не годами, а веками, пока не закрепится в культуре и поколениях. Но запроса на эти изменения сейчас в России нет. Сейчас такие «европейские русские» вынуждены выбирать между жизнью в России без перспектив самореализации и адекватного воспитания детей и эмиграцией с дальнейшей ассимиляцией в других странах. И тот, и другой выбор по сути приводят к исключению русской культуры из общеевропейского процесса культурного развития. Напомним, что вплоть до Первой мировой войны русские интеллектуалы могли свободно путешествовать по Европе и
жить в ней, что способствовало взаимному обогащению культур. Сейчас же из-за визовых ограничений и законом о миграции такой возможности нет. Но прежде всего ее нет из-за того, что Россия сама взяла курс на самоизоляцию от всего цивилизованного мира.
Отсюда второй вывод:
2. Нынешнее положение дел ведет к угасанию и полному
прекращению развития русской культуры как части европейской культуры. Да, она останется вариться в своем собственном соку со всеми привнесенными в нее за года тирании и террора тоталитарными искажениями. Да, останется классическая русская культура XIX века, и на это всё, дальше не будет ничего.
«Уйти нельзя остаться». Этот путь уже прошли русские эмигранты эпохи 1920-х годов, и мы можем сделать выводы, насколько их выбор был удачным. Русская эмигрантская культура практически неизвестна ни в России, ни в мире за исключением Нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина и гениального композитор Сергея Васильевича Рахманинова, но это исключения лишь подтверждающее правило. Ни других деятелей культуры, ни философов, ни политиков русской эмиграции не помнит никто кроме узкого круга специалистов и любителей истории того периода. Да и, откровенно говоря, то, что было создано в эмиграции не идет ни в какое сравнение с XIX веке. В основном все силы эмигрантов уходили на выживание. То, что было создано в «подъяремной России» - СССР — было сделано не благодаря, а вопреки тоталитарному коммунистическому режиму. В этой атмосфере всеобщего концлагеря вспыхнули бриллианты Булгакова, Пастернака, Солженицына, Шостаковича, Нуриева. Но страшно даже представить, сколько талантливых и образованных людей сгинули в концлагерях, были заперты в психушках или «писали в стол», не имея ни единой возможности для публикации, о скольких мы не знаем и уже никогда не узнаем. Еще одной тирании русская культура может просто не пережить и встанет в один ряд с другими исчезнувшими культурами.
Мы уделяем здесь столько внимания культуре, потому что это единственный уникальный и неповторимый продукт, который русские могут поставить на экспорт и с исчезновением которого обеднеет весь мир. Нефть, газ, древесина — это все ценные продукты, но не уникальные. Они могут быть заменены поставками из других стран. Да и сама Россия не прекратит ими торговать независимо от того, какой бы диктаторский режим в ней ни был и какие бы народы в ней ни жили. Культурные ценности — материальные и нематериальные — дело другое. И если Бог и создал русских, то явно не для того, чтобы они добывали нефть и газ за Полярным кругом. По крайней мере, не только для этого.
Культура всегда имеет национальный характер, потому что отражает не
только окружающую действительность, но и несет в себе набор архетипов, доставшихся нам от предков. Не бывает «культуры вообще» или общечеловеческой культуры. Мировая культура — это композиция, составленная из национальных культур во всем их многообразии и уникальности. Именно этим она и прекрасна. Чтобы национальная культура процветала ей необходимо создать соответствующую среду, в которой она может сохраняться, передаваться и приумножаться. Но кроме этого ей необходимы постоянные связи и взаимообмен с другими мировыми культурами. Это постоянная, целенаправленная и серьезная работа, которой в мире занимаются национальные государства, диаспоры или национально-культурные автономии.
Отсюда следует третий вывод:
3. Задача сохранения, передачи и приумножения русской культуры и
интеграции ее в общемировую требует создание политического
субъекта, способного вступать в международные отношения.
Понятно, что такой субъект не может быть создан внутри самой России, т.к. правящий там режим не потерпит никакой конкуренции. Это задача русского эмигрантского сообщества.
Как при этом избежать того, чтобы под видом русской культуры в это
сообщество не проникли приверженцы идей диктатуры, тирании и тоталитаризма?
Ведь они тоже русские. Как отличить «хороших» русских от «плохих»?
Очень просто — закрыть им вход и поставить на входе фильтры. Каждый
желающий к нам попасть должен доказать свою приверженность нашим принципам.
Для выполнения означенных выше задач мы создаем НОВУЮ ЕВРОПЕЙСКУЮ НАЦИЮ — АНТАРЦЫ, базирующуюся на традиционной русской культуре как части традиционной европейской культуры. Наше отличие от украинского и белорусского (БНР) проектов в том, что мы опираемся именно на русскую культуру, но без тоталитарных и имперских извращений. Мы считаем тоталитаризм, империализм и коммунизм человеконенавистническими идеологиями, нанесшими непоправимый вред и русскому народу, и многим народам мира.
Вывод четвертый:
4. Мы должны создать новую нацию, чтобы избавиться от давления
русского Дракона, рожденного годами империализма, тоталитаризма и
коммунистической диктатуры в России, и создать место, куда люди,
желающие выйти из под его власти могли бы прийти.