Занятие 7.
Задачи:
Закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К».
Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах как знаках для обозначения гласных и согласных звуков. Формировать осознание словоразличительной роли звука.
Развивать умение читать прямые и обратные слоги.
Продолжать учить ориентироваться на рабочей строке, обводить знакомые буквы.
Материал:
демонстрационный: буквы «А», «У», «О», «М», «а» «Х», «К»
раздаточный: карточка
Ход занятия.
1. – Ребята, давайте вспомним буквы, которые мы все вместе уже выучили.
Вариант 1: Воспитатель по очереди выбирает карточку с буквой, показывает детям. Дети вначале хором, затем индивидуально называют букву.
Вариант 2: воспитатель раскладывает половине группы карточки изображением вниз («секретики»). Дети по очереди поднимают карточку и называют букву, остальные дети проверяют правильность ответа. Затем карточки раскладываются другим детям.
Вариант 3: На доске размещены буквы. Воспитатель или воспитанник указывают на одну из букв, а дети хором или индивидуально называют букву. По ходу упражнения темп указывания букв убыстряется.
1. - Послушайте, какое слово получится из звуков, которые я произнесу.
Воспитатель произносит с паузами: МММ! – УУУ! – ХХХ! – ААА!
Если слово сразу не угадано, то воспитатель повторяет, произнося звуки чуть быстрее.
Примечание: Чем длительнее пауза между произносимыми звуками, тем задание сложнее.
– Сегодня я загадала слово, которое очень похоже на слово «муха». Угадайте его. Слушайте внимательно все звуки.
Воспитатель произносит с паузами: МММ! – УУУ! – К! – ААА!
- Назовите слово, которое вы услышали.
- Что обозначает слово «мука»?
- Сосчитайте, сколько слогов в слове «мука».
- Назовите первый слог в слове «мука».
- Назовите второй слог.
Воспитатель рисует на доске четыре клеточки – «домики для звуков».
- Эти клеточки – домики для звуков слова «мука». Сколько клеточек? (4).
Для младшей подгруппы: - Значит в слове «мука» четыре звука.
Для старшей подгруппы - Как вы думаете, почему 4 клеточки?
- Давайте поселим все звуки в домики.
- Послушайте, как я скажу: МММУКА. Назовите первый звук в слове.
Задание для 2-3 детей: - Скажи слово «мука» так, чтобы хорошо был слышен первый звук.
- Скажите звук [М]. Чувствуете, как губы мешают выходить звуку?
- Звук [М] гласный или согласный?
- Фишкой какого цвета мы обозначаем согласные звуки? (синего).
- В какую клеточку надо поставить фишку, обозначающую звук [М]? (в первую, потому что звук [М] первый в слове)
Ребёнок ставит фишку в первую клеточку
- Какой звук стоит после звука [М]? Послушайте, я сейчас скажу так, что его будет хорошо слышно, я его протяну голосом: МУУУУКА.
Задание для 2-3 детей: - Скажи слово «мука» так, как я.
- Какой звук после звука [М]? ([У])
- Звук [У] гласный или согласный? (гласный, его можно пропеть, сказать громко, ему ничего не мешает выходить изо рта).
- Фишкой какого цвета его обозначим? (красного)
- Ваня, поставь на место фишку, обозначающую звук [У]…. (Правильно, ставь после звука [М])
Аналогично анализируются звуки [К], [А].
2. Физкультминутка.
3. Воспитатель напоминает анализируемое слово.
Для младшей подгруппы: воспитатель указывает на фишки по порядку и сам называет звуки. Затем дети вместе с педагогом называют звуки по порядку.
Далее воспитатель заменяет фишки на соответствующие буквы. Дети с помощью воспитателя называют буквы. Затем вместе с воспитателем читают слово.
Для старшей подгруппы: воспитатель предлагает детям назвать звуки, указывая на фишки сначала по порядку, затем указывая на первый звук, затем на последний, затем на второй и третий звуки.
- Назовите гласные звуки в слове «мука».
- Назовите согласные звуки в слове «мука».
Далее дети старшей подгруппы самостоятельно или с помощью воспитателя заменяют фишки на соответствующие буквы.
С помощью воспитателя дети хором, а затем индивидуально читают слово «мука» (указка ведёт по буквам).
- Ребята, давайте поиграем с буквами, и превратим муку в насекомое – муху.
- Какую букву надо написать вместо буквы «Х», чтобы получилось слово «муха»?
Если дети не смогут ответить, то воспитатель сам заменяет буквы, и предлагает детям прочитать слово.
- Вот видите, как важна каждая буква в слове: заменишь всего одну букву, и получится совсем другое слово.
- Я напишу оба слова, и «муха», и «мука»; напишу их по слогам.
Воспитатель пишет слова столбиком: му – ка
му – ха (а – «маленькая)
- Прочитайте слова.
- Назовите первый слог в слове «мука».
- Назовите первый слог в слове «муха».
- Что можно сказать об этих слогах? (они одинаковые).
- Назовите второй слог в слове «мука».
- Назовите второй слог в слове «муха».
- Какие буквы одинаковые в этих словах? (а)
- Какие буквы в этих слогах разные? (к и х)
4. Работа в тетради/ на карточке.
Дети обводят буквы/слоги, прописанные в первых трёх строчках. Задание выполняется дифференцированно (буквы обведены не все/все буквы обведены/дети дописывают буквы самостоятельно)
Во время выполнения задания воспитатель проводит индивидуальную работу: дети читают слоги, показывают названную букву и т.п. При необходимости воспитатель дифференцированно дописывает слова, которые дети смогут прочитать.