Декабрь и январь - просто печалька по отработанным занятиям. Я не знаю, как в ваших бассейнах, в вашем городе или лично у Вас, как тренера.
И мне захотелось исследовать этот вопрос глубже. Я открыл Авито и позвонил всем бассейнам, что выставлены на продажу. А их там уже, на минуточку, 19 штук. В несколько из них приехал лично. Только Москва и самые ближние пару районов. Дальше не заглядывал.
Почему я так заморочился? Потому что мне, как собственнику, нужно видеть дальше сегодняшнего дня. Может, уже пора слезать с бассейнов, как с «дохлой кобыли»? Может, современные мамочки и папочки не так грезют грудничковым плаванием, как пять лет назад?
Есть два очевидным пути, как это узнать проще всего. Первый - обратится к собственникам бассейнам. Но из действующих вряд ли кто особо будет распространяться, как у них с тренерами, количеством занятий и прочих деталей. Поэтому лучше идти к тем, кто продаётся. Конечно, всей правды тоже не скажут. Но можно заглянуть в статистику, послушать, пообщаться. Что-то ценное да выяснится. А между делом, может, действительно, разжиться ещё одним филиалом :) (спойлер: не разжился).
Второй путь - опросить ушедших клиентов. Позвонить и подробно расспросить. Глубинный опрос - может дать много пищи для ума.
Я пока пошёл по первому пути. Но второй метод мы обязательно используем. Постараемся собрать информацию от 50 ушедших клиентов. Причём, я этим собираюсь сделать лично.
Итак, не буду томить.
Напомню, рассматриваю я только одночашевые бассейны. Выставленные сейчас на продажу Swit Baby Swim, Аквакласс и Лагуна детства - пропускаем. Другая математика, другая фин. модель.
Что видим первым? Если бассейн делает 250 занятий по отработанных - это уже мега-хороший проект. Делает не один какой-то месяц, а стабильно в течение трёх-шести месяцев. Конечно, аналитику за шесть месяцев мне не все дали, но за три - точно оценил.
Это, конечно, печальная новость для всей индустрии. Что такое 250 занятий в одночашевых бассейнах? Очень простая математика Вам покажет прибыль в районе 0 рублей. Потому что вся их «как бы прибыль» тут же съедается обычными расходами: аренда, коммуналка, персонал.
Кое-кто был откровенно не честен. На цифрах говорил одно, при этом давал полистать журналы (бумажные!) с записью, где легко выводилась за месяц совсем иная картина. В некоторых бассейнах нет и 200 занятий. А это уже точный «минус» по прибыли.
Хуже всех сейчас таким детским бассейнам, которые тихо загибаются в своих подвалах среди других конкурентов в районах плотной застройки рядом с метро. Очевидно, что они проигрывают конкуренцию первым этажам. Плюс, я не представляю, кто готов выкупать подобные цоколи и подвалы с детским бассейном. В общем, картина будущего для таких проектов выглядит удручающе.
Лучше всех держатся бассейны в замкнутых локациях. Они как бы «держат» один-два района и конкуренты сюда не заходят. Так исторически сложилось, что этот бассейн собирает все «сливки».
Но и тут беда. Новые клиенты приходят всё реже. Район ограничен. Потока создать не получается. Пригласишь хорошего тренера (которого искал несколько месяцев), он просидит месяц - загрузки нет, пробников нет - и уходит. Всё. Смены пустеют и пустеют…
Отсюда кадровый голод. По 4-6 пустых смен почти в каждом бассейне, что я смотрел. Прямо сейчас на hh.ru куча вакансий тренеров всех мастей. Прямо, всех-всех. Вас зовут к себе! Умоляют прийти! Плюшками и пирожками заманивают.
А вы туда не идёте, потому что здесь своя клиентура и почти полная запись. Вам сейчас менять одно на другое - дурость несусветная, приключения на «пятую точку». И хорошие тренеры это знают, не первый день живут. Сладкими речами не заманишь. Потому в том бассейне смены пустуют. Хорошие тренеры остаются при своём: держатся за наработанную базу в своём бассейне, где уже время и репутация сделали дело.
Третий фактор. Новые клиенты не идут. Действительно, не идут. Они, как мишки, словно впали в спячку. Это подтверждает и Москва и регионы. Но вот важный вопрос? Только до весны? Весной будут ходить? Даст ли март всплеск по услуге грудничкового плавания? Вернутся ли в конце февраля дошколята, проболевшие и просидевшие всю зиму дома?
У меня закрадываются сомнения, что хайпа не будет. Что нужно быть реалистами. Рассуждать логически. Если у вас сейчас падение на 20-30% или даже все 40%, какова вероятность, что весной вернутся все ваши клиенты? Да и ещё новых придёт в 2 раза больше, чем сейчас?
Кто дружит с маркетингом и понимает, как выстраивается воронка продаж, понимает, что так это не работает. Да, солнышко пригреет. Конечно, дети придут. В марте и апреле (да даже уже в конце февраля) станет лучше. Но сможем ли мы в 2024 году установить новый рекорд по отработанных занятиям - работая так же, с теми же ресурсами? Я в сомнениях.
В моей сети «ГрудничОк» я чувствую эту тревогу по состоянию тренеров. Тут ведь тоже ничего волшебного. Если нет роста. Если перспективы не ясны. Если из месяца в месяц плюс/минус одно и тоже, то не лучше ли «продать» своё время в какой-то другой сфере? В какой - это уже другой вопрос, за гранью текущих рассуждений. Может, пришло время открыть hh.ru - уйти, да чёрт его знаёт, в какую отрасль! Но попробовать себя там? Москва большая. Поле для экспериментов.
Четвёртый фактор состоит в том, что клиенты перестали ходить 2-3 раза в неделю, «как штык». Ходят так единицы! Мы видим это на годовой аналитике, в срезе всех тренеров по всей сети. Как тогда тренеру выстраивать методику и показывать результат? Как бассейну прогнозировать доходы и расходы? Как жить, зная, что клиент следующей раз придёт лишь через неделю. А потом приболеет, потом уедет. Абонемент - на заморозку, продлите по справке - и привет. Вместо срока в 30 дней абонементы отрабатываются по пол года. Это как?
И тихо, молча, тонут кораблики под названием «детские бассейны». Или нет?..
Короче, чёрт его знает, что ждёт грудничковое плавание в этом году. Хотя, вы же знаете - я пессимистичный оптимист. За последние 5 лет уже столько было. Да плевать, что будет в этом, 2024-м. Правда ведь? Всё равно поныряем!
Из новостей сети «ГрудничОк»:
- в феврале будет новый поток обучения на тренера по раннему плаванию. Москва. Офлайн. Проект нашего Университета.
- мы готовим мерч. Художник рисует. Брендовая одежда шьётся.
- маркетинговая стратегия выстроена - запуск в феврале.
С уважением, Александр Щепин