Найти тему

Обязаны ли христиане иметь большие семьи?

В последнее время в России разными способами пытаются улучшать демографическую ситуацию, и зачастую подается это под соусом “традиционных христианских ценностей”.

Сразу оговорюсь, что в желание иметь большую и крепкую семью само по себе прекрасно. Но я предлагаю разобраться, правда ли христианство призывает к многодетности, да даже к созданию семьи, и видит бездетную или холостую жизнь как нечто небогоугодное.

------

Главное, что должны христиане - это уподобиться Христу (1 Кор 11:1). Ни Христос, ни многие из Его апостолов не были женаты, посвятив жизнь служению Богу. Это служение требует полной отдачи, в том числе отодвигания семьи на второй план. Например, Христос не пускает вновь призванного ученика похоронить своего отца: “Следуй за Мной, пусть [духовно] мертвые сами хоронят своих мертвецов.” Мф 8:22.

“Конечно, Иисус запретил ему не потому, чтобы повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас необходимее небесного”, - поясняет Иоанн Златоуст.

В отношениях с собственной семьей Иисус демонстрирует тот же принцип, не прерывая учение ради матери и братьев, ждущих его на улице: “И, показав рукой на Своих учеников, сказал: — Вот Моя мать и Мои братья” Мф 12:49.

Поборники “традиционных христианских ценностей” часто в аргументации цитируют Ветхий Завет: “не хорошо быть человеку одному” Быт 2:18, “плодитесь и размножайтесь” Быт 1:28. Действительно, это была изначальная задумка Господа насчет людей до их изгнания из рая. Но после грехопадения человека многое пошло не так, потому и потребовался Новый Завет, данный для других условий.

Так что же о браке говорит нам Новый Завет? Апостол Павел написал наиболее полное руководство:

“Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. () А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.” (1 Кор.7)

Заметьте, Павел не призывает, а только разрешает сочетаться браком. На первый взгляд, апостол в тот день просто встал не с той ноги. В послании к Ефесянам, например, Павел весьма высоко отзывается о браке как о микромодели отношений Христа и Церкви.

Но здесь, в послании к Коринфянам, он имеет в виду нечто другое; здесь он говорит, что действительно важно для христиан. А важно - собирать себе сокровища на небе (Мф 6:20). Там же он пишет:

“Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.” (1 Кор.7)

Павел предлагает не делать кумира ни из чего земного: семьи, покупок, горестей, радостей, потому что все это очень временное по сравнению с тем, что нас ожидает впереди. А там уж не будет ни мужей, ни жен, как известно (Мф 22:30).

Поэтому семейный статус, количество детей и многие другие мирские вещи не входят в список христианских ценностей. Христианские ценности - любить Господа всем существом, любить ближних, не гневаться почем зря и скоро мириться, не убивать, жить без измен и похоти, не лгать, почитать отца и мать - можно реализовывать как во главе большой семьи, так и в одиноком ските.

В христианстве есть много места аскетическому, монашескому образу жизни. Если посмотреть на предписания жизни священнослужителей и жития святых, то безбрачие распространено.

Опыт отцов-пустынников IV-V вв. (христиан-отшельников, живших в Скитской пустыне в Египте) значительно повлиял на формирование православия* и распространение монашества. Слово “скит” - отдаленное место жительство монахов - как раз получило название от этой пустыни.

В Русской Православной Церкви разделяют "белое" духовенство (священники, которые могут завести семью до начала служения) и "черное" духовенство (принявшие монашеский постриг). "Белое" духовенство более многочисленно, но в епископы (т.е. высшие священные чины) в православии рукополагаются только монахи.

Дебаты, которые велись на церковных соборах как минимум с IV века, к XI веку привели к решению Римской Католической Церкви требовать целибата от всех рукоположенных священнослужителей, не только от монахов. C 1980х годов за недостатком кадров в католичестве стали разрешать служить женатым священникам, переходящим из других конфессий (чаще всего из англиканства), но цифры не очень большие, около 100 человек за все время.

Многие и многие чтимые обоими конфессиями святые вели аскетическую жизнь, причем и женщины тоже. На Западе - Святые Франциск Ассизский, Августин, Бенедикт и Фома Аквинский. У нас - Святые Сергий Радонежский, Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский. Женщины - Святые Мария Египетская, Екатерина Сиенская и Фаустина Ковальская. И список можно продолжать. Разве может кто сказать, что жизнь этих людей не соответствовала христианским ценностям?

Откуда тогда слоганы про семью и многодетность как “традиционные ценности”? От политического консерватизма. Из пятилетнего исследования по консерватизму в разных странах (обзорная статья на русском; само исследование):

“защита «традиционных семейных ценностей» и в целом моральный консерватизм, проникшие уже в новую российскую конституцию, не уникальное российское явление, представляющее собой выражение какой-то особой идентичности, «русского пути». Это транснациональная глобальная идеология, наиболее влиятельная и культурно доминирующая форма которой возникла в США во второй половине XX века. Изначально это мировоззрение американских христианских правых – преимущественно консервативных протестантских групп. С конца 1980-х оно становится глобальным в контексте процесса глобализации культурных войн. Российские «традиционные ценности» – лишь локальное преломление этого общемирового феномена”

Современные культурные конфликты (о месте женщины, о правах ЛГБТ, о понимании семьи, о праве на аборт, о месте религии в публичном пространстве и т.д.), позицией в которых и является консерватизм традиционных ценностей, – это не конфликты старого и нового, это конфликты двух новых реакций на новые вызовы времени. Та позиция, которая апеллирует к традиции, вынуждена постоянно эту традицию изобретать, так как в самой исторической традиции зачастую просто нет опыта, к которому можно было бы однозначно апеллировать. Общества прошлого никогда с подобными вызовами не сталкивались, и любая апелляция к традиции становится её креативной интерпретацией, продиктованной не столько логикой самой традиции, сколько логикой сегодняшнего дня.”

Люди склонны приукрашивать "прекрасную старину", зачастую ее попутно изобретая. В философии есть термин "симулякр" - копия, у которой нет оригинала. Так вот, воспоминания о счастливых больших семьях и крепких браках, благодаря которым, якобы, раньше на Руси жили счастливее, чем теперь, таким симулякром и являются.

Больше детей люди рожали, так как, во-первых, далеко не все из рожденных выживали, а во-вторых, дети нужны были как дополнительные рабочие руки в хозяйстве, особенно у крестьян, которых в населении было более 80%. Все общества, переходя на пост-индустриальную стадию, проходят этапы сначала снижающейся смертности за счет улучшения медицины, а затем и снижающейся рождаемости. Так что теперь более скромное количество детей в семьях, скорее, показатель общественного прогресса, чем наоборот.

Статистика по "крепким бракам" во многом была вызвана отсутствием прав у женщин, невозможностью для них выжить в обществе в одиночку, да даже невозможностью получить развод, несмотря на домашнее насилие. Так что теперь повысившееся количество разводов отражает не только и не столько изменившиеся нравы, но и изменившееся правовое и экономическое положение женщины в обществе.

Это вовсе не значит, что раньше совсем не было счастливых семей. Просто статистику за прошлые века, с совершенно другими социально-экономическими условиями, нельзя сравнивать один к одному с современной статистикой. Мы не знаем и никогда не узнаем, сколько браков сохранить и детей родить решили бы наши предки, будь они в текущих медицинских, правовых и экономических условиях.

Но хорошая новость заключается в том, что, пожалуй, именно в наше время способность создать и сохранить семью упирается в христианские добродетели больше, чем когда бы то ни было. Теперь реже остаются в браке по нужде, так что если и остаются, то чаще по доброй воле. Детей заводить нет необходимости - есть желание. И это не "назад в прошлое", к "традиционным ценностям". Это вполне себе новая возможность делать свободный выбор в пользу верности, терпения и служения друг другу. Я думаю, именно такой любви и хотел бы от нас Господь.

---

Поэтому если для вас лично семья - большая жизненная ценность - это прекрасно, пусть Бог ее вам даст. Но это не всехристианская ценность, которую в своей жизни обязаны реализовать все христиане.

Из притчи о талантах мы знаем, что, сколько бы ни было нам дано талантов - пять, два или один - их надо использовать во благо и не зарывать в землю (Мф 25:14-30). Печь пироги, делать операции на сердце, быть хорошим семьянином, согревать отчаявшихся добрым словом или руководить благотворительными проектами - это все таланты. Если вы чувствуете в себе призвание к чему-либо созидательному, то наверняка Господь хочет, чтобы вы употребили свой талант в дело.

Но Господь же и решает, кому какие таланты даны. Не всем дано быть семьянином. Вот, Иисус нам говорит: "Ибо есть люди, которые из чрева матери рождаются неспособными к браку; есть такие, которых к этому принуждают другие; а есть люди, которые сами отказываются от брака ради Царства Небесного. Кто может решиться на это, пусть решается." Мф 19:12.

Пожалуйста, давайте не будем фыркать на братьев по вере, как фарисей на мытаря (Лк 18:9-14), если их выбор насчет семейной жизни не соответствует вашим представлениям о прекрасном. Гордыня не числится в списке ни христианских, ни "традиционных", ни любых других распространенных в обществе ценностей.

Давайте будем терпеливее к тому, что таланты и устремления у всех разные. Божий сад тем и прекрасен, что там каждый цветок по-своему совершенен и неповторим. Как насчет того, чтобы благодарить Бога за это разнообразие, а не пытаться всех переделать под единый стандарт?