Окончание. Начало - 4-18.01.2024 г.
Времена, подобные описанным, когда людей начинает что-то тревожить, будоражить приведенными примерами не исчерпываются. Были и ранее, будут и в дальнейшем. Что-то подобное назревает и сейчас. Об этом говорят и крупные учёные и многие политики, писатели и общественные деятели. К этим оценкам присоединяются и просто люди, среди которых, что особенно существенно, много молодёжи. Но это достаточно очевидно и без того. Нагромождение лжи, неправедности, их пресс, то, что не даёт обществу идти вперёд. Блокирует необходимые конструктивные шаги. Не позволяет обеспечить назревшие прогрессивные общественные преобразования, открыть пути более совершенному будущему должно быть оттеснено и развеяно. Говоря образно, ветер времени должен в очередной раз унести ложь и расчистить место правде. Очевидно, назрели новые эпохальные изменения, которых никоим образом не избежать. Они обязательно произойдут. Помешать им не может никто и ничто. Люди в своей массе испытывают в них очевидную потребность, их ждут. В последние годы это особенно отчётливо обозначается в странах и регионах так называемой европейской, хотя и не только, самоидентификации. Массовые недовольства государственными деятелями, властью в целом. Её давлением, насилием или беспомощностью. Социальным угнетением, материальным положением. Проявлениями расизма, беспрецедентным социальным неравенством, чрезмерным догматом денег. Засильем позиций неоднозначного толка. Излишней активацией искажающих жизнь меньшинств и воинствующих позиций не ординарного толка и прочее.
Масштабные и повсеместные выступления людей под различными лозунгами, как-то: экология, условия и оплата труда, продолжительность рабочего времени, пенсии и дороговизна жилья, нюансы миграции, усложнение агрессивного противостояния религиозных конфессий, например, шиитов и суннитов и не только, и прочее. Митинги, демонстрации, стачки, многочисленные акты насилия и даже войны, стремящиеся к утяжелению, разрастанию и перерастанию ситуации в трагедии мирового уровня.
Такая множественность событий, их частота, настойчивость возникновения, при всей внешней разнородности событий не может не свидетельствовать о существовании поддерживающей их общей подоплёки. Определённой мощной активной и глобальной глубинной силы, которая стремится наружу и обязательно в обозримом времени выберется. Широко распространится и всё, что станет на её пути сметёт или поглотит, освободив место новому. Таковые события могут наступить в любое время и на это не стоит закрывать глаза. Главное, что в подобных случаях нужно пытаться сделать, это не допустить наступления неуправляемого, опасного общественного хаоса, ненужного насилия и никоим образом никогда и ничем не оправдываемой жестокости. Насколько это получится, зависит от степени зрелости общества в целом и того, насколько оно окажется способным правильно себя в назревающие времена и перемены повести, включая по возможности всех разномастных фигурантов событий.
Фактом является то, что в некоторые неопределённые сроки, в жизни общества, или достаточно крупных его конгломератов наступают периоды, которые можно соотнести с таким не совсем академическим термином, как лихолетье. Скорее всего, это свидетельствует о том, что общество приближается ко времени, в котором предстоит смена эпохи.
Появляется всё больше мыслей, настроений, аномалий поведения, которые трудно объяснить сопоставимо со здравым смыслом. Ничего общего с психическими заболеваниями, клиникой, тут нет.
Всё это происходит как следствие своеобразия складывающихся по каким-то причинам неадекватных психологических установок. Такие феномены в обществе присутствуют всегда, но в обычные времена их немного. Здесь же они начинают появляться в нарастающих количествах. В довольно непродолжительные сроки их число превышает допустимое и достигает некоего критического уровня, за которым они уже составляют заметную, и, может быть, излишне активную, неспокойную не совсем адекватную, негармоничную и вызывающую часть населения. Она легко сбивается в сообщества, всегда с чем-то несогласна, оппонирует, срывается в агрессию. В то же время, часто не имеет ясных, последовательных представлений о том, а что же ей всё-таки не нравится. Или определённых, на чём-то основанных, хотя бы сколько-нибудь внятно формулирующийся пожеланий. Не способна видеть никчемность, разрушительность и бесперспективность своих установок.
То, что называется бунтарство. Эти люди занимают неподобающе большое место в обществе, претендуют на лидерские позиции. Одновременно каким-то образом прибывает число людей не то, чтобы глупых, но недалёких, ограниченных, бездумных. Ничем, кроме обыденных потребностей, развлечений и сомнительных удовольствий не интересующихся, пассивных. Умственный потенциал общества приглушается, несколько регрессирует функционально.
Аналитические, критические начала уже не настолько надёжно обеспечивают общество, его надлежащее развитие. Ослабевают необходимые позиции истинности оценок, праведности и морали, порядочности. Прибавляется ложных начал, суждений и ценностей. Активизируются обман всякого рода, процветает мошенничество. Заметно больше, чем прежде становится жульничества, коррупции, казнокрадства, воровства. Всё это, напор лжи, обмана, аморальностей всех сортов и оттенков воспринимается как должное. Либо считается, что ничего особенного в этом нет, или же притягиваются какие-то не особенно убедительные, неосновательные положения о тех причинах, которые всему этому способствуют. Предпринимаются попытки всё это оправдывать, или даже возводить на пьедестал. Общество разъединяется, рознится, ослабевают социальные связи, общественные мотивы. Прибывают эгоистические тенденции.
Люди замыкаются в себе, семьях, каких-либо небольших коллективах, группках и полузакрытых компаниях. Больше, чем прежде, для эмоциональной разрядки нуждаются в домашних животных. Не находят прежнего удовлетворения в рутинном человеческом общении. До определённого уровня теряют к нему интерес, деградируют обыденные навыки такового. В социальном смысле становятся заметно пассивнее.
Вырисовывается некая нестабильность, неустойчивость общества, безотчётная неудовлетворённость, подспудное напряжение. Что-то вроде непонятной зыби где-то в глубинах сознаний. Ощущение чего-то надвигающегося, пока непонятного, но насущного, и неизбежного. В целом в обществе определяется уже ощутимый разлад, определённого уровня и значения неблагополучие.
Бесконечно продолжаться и углубляться таковая, по сути, опасная ситуация общественной деградации не может. Постепенно народ, вначале отдельные люди, затем всё большее их число начинают выбираться из невольного отрешения. Понимают, что что-то не так. Ощущают оплетающую их паутину, засилье лжи, фальши, необходимость каких-то перемен.
Угнетает излишнее, чрезмерное и нетерпимое давление господствующих сил и управителей на остальное население. Ими создаются отчётливо критические и опасные ситуации, например, вовлечение в войны, обнищание и вымирание. Разрушение окружающей среды. Речь может идти уже о тяжёлых, вплоть до уровня жизни и смерти реально возможных последствиях продолжения жизни общества, под началом сложившегося лидерства и руководства странами, большими территориями и миром в целом.
Всё это также вполне укладывается в картины серьёзного кризиса социального уклада. Невозможности жить как прежде и в конечном итоге необходимости трансформации системы общественного уклада.
Смены систем всегда, как показывает исторический анализ безоговорочное требование меняющегося времени и приходящих в связи с ним иных условий бытия. По сути, смены систем – это, всегда революции, которые таковы по своим глубинным смыслам. Под этим понимается тотальность и глобальность, происходящих при этом перемен. В то же время они могут происходить в достаточно различных форматах, от буквально сокрушительных и до вполне легитимных, организованных, упорядоченных и спокойных.
Однако, никогда не следует сбрасывать со счетов, всегда и закономерно возникающих в таковые судьбоносные периоды времени угроз и опасностей. Системы в определённых условиях могут быть в разных смыслах и агрессивными и бескомпромиссно опасными. Силы, которые в них живут и их олицетворяют, способны активно защищаться и отстаивать свои обители. Напряжённость
многократно усиливается в подобные переходные периоды, когда новое пытается вступить в своё время, а старое любым способом удержаться.
Это будоражит людей, прежние общественные институты мало предсказуемо деградируют. Разваливается, казалось бы, прочно сложившееся. Устойчивая и надёжная привычная жизнь рушится. На её месте внове нарождаются иные образования и структуры.
Через определённое время всё обретает своё место. Жизнь входит в своё обыденное, но теперь уже другое, новое русло и течёт дальше. Но в дальнейшем, уже внутри пришедшей на смену прежней системы происходят свои процессы. Появляются новые активные силы. Их дальнейшая судьба мало предсказуема. Долгое время они могут быть и активными, и прогрессивными. Но способны и деградировать. Меняться в своей сути, озлокачествляться. Тогда приходят и накапливаются разного уровня и смысла проблемы и противоречия. Векторы жизни уйдут в неблагоприятную для общества сторону.
Если всё это начнёт существенно препятствовать прогрессу, время разрушит и эту систему. Ей на смену в очередной раз придёт следующая более адаптированная к уже этому новому времени и этапу олицетворения общества, реалиям новой действительности в целом, в которой будут уже другие процессы, отношения, ситуации и люди. Займут свои места новые совокупности лиц. В том числе занимающих серьёзные позиции. Выдающихся учёных, врачей, педагогов, деятелей культуры, общественных деятелей, политиков и прочее. Вновь сложившаяся система начнёт свой путь в собственное будущее.
Но, когда пройдёт уже и её время сменится и она.