Найти в Дзене

Архитектурный каламбур со Свадебной башней

Franz Radziwill.1931 г. Государственный музей Гессена. Фото автора. Задние дома в Дрездене.
Franz Radziwill.1931 г. Государственный музей Гессена. Фото автора. Задние дома в Дрездене.

Вторая часть . Дармштадт

Соорудить мосток между декоративным искусством и живописью оказалось делом не сложным . С нулевого этажа Государственного музея Гессена спуститься на минус первый.

И совсем другой мир. Почти незнакомый . Залы с представителями немецкого модерна , экспрессионизма . Художники со своим видением мира и те , кто попытался идти уже проторенной дорожкой великих.

Весна. 1912 г. Franz von Stuck. Государственный музей Гессена. Фото автора
Весна. 1912 г. Franz von Stuck. Государственный музей Гессена. Фото автора

На картине Франца Радцивилла изображён фантастический город. Художник погружает дома в волшебный сценарий с угрожающей атмосферой , в которой преобладает гражданский мир. Ничего общего городской пейзаж автора не имеет с конкретным районом Дрездена . Интуиция талантливого человека ? Чувство беспокойства не покидает . Картина написана в 1931 году, за 2 года до прихода к власти Гитлера.

Портрет в красном. 1909 г. Масло на холсте. Max Pechstein. Государственный музей Гессена. Фото автора.
Портрет в красном. 1909 г. Масло на холсте. Max Pechstein. Государственный музей Гессена. Фото автора.

Макс Пехштайн в 1907 году приезжает в Париж. В это время здесь утверждается группа " фовистов" против импрессионистов . В Дрездене формируется радикальное течение в живописи " Мост".

Брожение мыслей , идей, тенденций. Таково начало 20 столетия. Художник присоединяется к представителям авангарда и восхищается стилем Henri Matisse. Влияние великого француза заметно не вооруженным взглядом в " Портрете в красном" : эффект плоских , непрерывных цветов, сочетание красного с зелёным .

Walter Crane, 1905 . Четыре времени года. Государственный музей Гессена. Фото автора
Walter Crane, 1905 . Четыре времени года. Государственный музей Гессена. Фото автора

С любовью написана картина в стиле модерн " Четыре времени года". Четыре женских фигуры олицетворяют изменения в природе. Тема, пропорции, фигурная линия, ландшафт явно свидетельствуют о влиянии Ренессанса в лице Сандро Ботичелли . В то же время , композиция смотрится очень современно . Удачный ход автора - Вальтера Кране.

Lovis Corinth, 1910, Утреннее солнце. Холст. Государственный музей Гессена. Фото автора
Lovis Corinth, 1910, Утреннее солнце. Холст. Государственный музей Гессена. Фото автора

Абсолютная нежность , сексуальность , обожание пронизывает работу " Утреннее солнце ". Оптимизм , так недостающий 21 веку. Ловис Коринт любуется моментом пробуждения молодой и красивой женщины.

Модерн Дармштадта . Фото автора.
Модерн Дармштадта . Фото автора.

А мне не хочется выходить из Храма искусства на морозный январский воздух . Ноги сами несут . Знают куда и зачем .

По дороге на Холм Матильды - ещё один шедевр модернизма - Jugendstil , - нужно заглянуть в старинный район Мартина .

Район Мартина. Дармштадт. Германия. Фото автора
Район Мартина. Дармштадт. Германия. Фото автора

Его называли " районом кабана". Не потому , что жители не знали гигиены и чистоты , а с намеком на местного вепря .

Старинные дома в стиле Ренессанс , которые и по сей день радуют глаз , были построены на месте грушевого сада в период правления Георга Первого .

Дома в стиле Ренессанс. Дармштадт. Фото автора
Дома в стиле Ренессанс. Дармштадт. Фото автора

В 16 веке эта часть города была ещё пригородом и Георг требовал , чтобы жители строили дома из камня. По тем временам -дорогостоящее удовольствие. Но что может сделать подневольный человек , если так решил монарх?

Смекалистый народ нашёл компромиссное решение: фасад каменный , а с тыльной стороны - солома , глина , древесина.

Район Мартина. Дармштад. Фото автора.
Район Мартина. Дармштад. Фото автора.

Сегодня на окраинах района преобладают многоквартирные дома с историческими фасадами. Смотрится интересно. На первых этажах мастерские , небольшие магазинчики с ручной продукцией , а во дворах - зелёная лужайка , велосипеды на приколе .

Не парадные фасады домов района Мартина . Дармштадт. Фото автора.
Не парадные фасады домов района Мартина . Дармштадт. Фото автора.

Дорога плавно уходит в подъём.

Глаза блуждают в поисках объекта достойного восхищения . Матильда . Красивое женское имя.

Свадебная башня. Эмблема Дармштадта. Архитектурный комплекс "Mathildenhöhe". Фото автора.
Свадебная башня. Эмблема Дармштадта. Архитектурный комплекс "Mathildenhöhe". Фото автора.

Принцесса Матильда Баварская по случаю бракосочетания с Людвигом III получила в подарок парк . До начала 19 века Холм Матильды был обширной зоной виноградников. В 1800 году семья Великого Герцога разбила английский сад .

Свадебная башня и выставочный зал архитектурного ансамбля " Mathildenhöhe" . Дармштадт . Фото автора
Свадебная башня и выставочный зал архитектурного ансамбля " Mathildenhöhe" . Дармштадт . Фото автора

Принцесса решила создать на плоском участке холма аллею платанов . До сих пор они дают прохладу и тень в жаркие летние дни.

Архитектурный комплекс " Mathildenhöhe" . Darmstadt. Фото автора.
Архитектурный комплекс " Mathildenhöhe" . Darmstadt. Фото автора.

В течение 19 века богатые горожане начали застраивать склоны холма красивыми виллами .

Но истинное признание Холм Матильды получил в последнее десятилетие 19 века и первое 20-го.

Русская православная церковь. Комплекс " Mathildenhöhe" . Darmstadt. Фото автора
Русская православная церковь. Комплекс " Mathildenhöhe" . Darmstadt. Фото автора

Принцесса Александра Гессен- Дармштадтская , принявшая православие для бракосочетания с русским царём Николаем II , часто посещала своего брата Великого Герцога Эрнст Людвига в Дармштадте . Таким образом брат решил подарить сестре участок земли для строительства частной капеллы.

Русская православная церковь и Чайный павильон комплекса " Mathildenhöhe" . Darmstadt. Фото автора
Русская православная церковь и Чайный павильон комплекса " Mathildenhöhe" . Darmstadt. Фото автора

В 1897 году был заложен первый камень в присутствии европейской аристократии и королевы Виктории. Церковь была возведена на месте бывшей летней усадьбы принцессы Матильды . Самые лучшие материалы и земля из всех российских провинций была доставлена в Дармштадт .

Мария Магдалина покровительница Русской православной церкви в Дармштадте. Фото автора. Холм Матильды.
Мария Магдалина покровительница Русской православной церкви в Дармштадте. Фото автора. Холм Матильды.

Президент Санкт - Петербургской Академии искусств , Леонтий Николаевич Бенуа , сделал проект Царского храма в традиционном стиле 16 века . Виктор Васнецов создал мозаичные панно снаружи и внутри церкви. Деревянный иконостас , уникальное украшение алтаря было подарено Графиней Марией Саксен - Кобург. В 1899 году капелла была освящена в присутствии Николая Второго .

Художественная колония Mathildenhöhe. Дом в стиле модерн. Darmstadt. Фото автора.
Художественная колония Mathildenhöhe. Дом в стиле модерн. Darmstadt. Фото автора.

До 1938 года церковь была зарегистрирована на его имя в государственном реестре .

В 1914 году капелла была закрыта и драгоценные металлы конфискованы как " вражеская собственность".

Дом Эрнста Людвига. 1901 г. Фото автора. Дармштадт.
Дом Эрнста Людвига. 1901 г. Фото автора. Дармштадт.

Судьба русской архитектурной жемчужины , несмотря на исторические перипетии , оказалась более счастливой , чем судьба ее хозяина . Сегодня она входит в состав " Художественной колонии на Холме Матильды " наряду с окружающими домами , садами , искусством , которая считается самым прекрасным комплексом в стиле модерн в Германии и внесена в регистр Мирового Культурного Наследия .

Дом Эрнста Людвига. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.
Дом Эрнста Людвига. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.

Русская православная церковь в окружении таких "странных " , казалось бы, несовместимых объектов, в первый момент вызывает двоякое ощущение : гротеск или органичное вкрапление в большой архитектурный замысел?

Дом в стиле модерн. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора
Дом в стиле модерн. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора

Пришлось сделать немало кругов по территории комплекса , чтобы осмыслить увиденное . Не укладывалось в голове , что такой художественный " хаос " мог возникнуть в педантичной Германии.

Чтобы понять происходящее здесь более 100 лет назад необходимо рассмотреть фигуру Великого Герцога, брата последней русской царицы.

Декоративные элементы модерна. Холм Матильды. Дармштадт. Фото автора.
Декоративные элементы модерна. Холм Матильды. Дармштадт. Фото автора.

С движением искусств и ремесел он познакомился во время визитов к королевским родственникам в Англии. Основывая Колонию художников, Великий Герцог имел в виду связь между искусством и ремеслами и богатством местных мастерских.

Дом Behren . Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.
Дом Behren . Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.

Следующим прогрессивным шагом Великого Герцога стало назначение в 1897 году первых 7 художников под руководством лидера группы Joseph Maria Olbrich для строительства частных коттеджей в собственное пользование. И присвоения этим неординарным людям профессорского звания.

Таким образом в 1901 году первая выставка " Ein Dokument Deutscher Kunst" открылась на Холме Матильды . Публика с огромным интересом рассматривала дома художников , возникших как синтез искусства.

Behrens House. Darmstadt. Mathildenhöhe. Фото автора.
Behrens House. Darmstadt. Mathildenhöhe. Фото автора.

Каждый из арт проектов был неотъемлемой частью характера и интересов мастера , дома должны были подходить ему как вторая кожа. От заборов и карнизов до ламп и мебели — все было оформлено с использованием цветочных элементов.

Dieters House, Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.
Dieters House, Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.

Реакция общественности была сдержанной, а модерн был тщательно скопирован в современных зданиях.

Как всегда авангард вступал в противоречие с консервативными вкусами.

Тем не менее, Холм Матильды , как творческая мастерская , реализовал свои амбиции ещё 3 раза: в 1904, 1908 и 1914 гг.

Все они внесли огромный вклад в реформирование международного движения , дали импульс для развития всей архитектуры 20 века. Считается, что выставка 1901 года стала первым Международным шоу в области архитектуры .

Olbrich House. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.
Olbrich House. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.

Каждая выставка привносила нечто новое и дотоле невиданное.

В 1904 году возникнет Three House Group , финансируемый Ернст Людвигом . Три коттеджа - словно три внебрачных ребёнка .

Декоративные элементы Mathildenhöhe. Darmstadt.Фото автора. .
Декоративные элементы Mathildenhöhe. Darmstadt.Фото автора. .

На уровне крыш они сливались в единое целое . Все остальные элементы , как три космических объекта - разные, неповторимые , незабываемые .

Выставочный зал Художественной колонии Mathildenhöhe. Фото автора.
Выставочный зал Художественной колонии Mathildenhöhe. Фото автора.

Гимн свободе творчества звучал на Холме Матильды, призывая интеллигенцию высказаться в полном объеме . В стенах Дома Эрнста Людвига развернулись мастерские . Архитекторы, керамисты, ювелиры, скульпторы, графики, мастера мозаики , специалисты в типографском деле. Здесь пытались опробовать методы и приемы , давшие толчёк новым концепциям, последующей фазе модерна .

Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.
Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора.

С высоты Холма Матильды открывается перспектива города .

Каждый находит в этом мареве крыш свою тему. Для меня это однозначно модерн или по-немецки - Jugendstil .

Декоративные элементы Свадебной башни. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора
Декоративные элементы Свадебной башни. Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора

Кому-то покажется наиболее интересным в истории Дармштадта создание в 1994 нового иона , сплава никеля и меди на большой скорости. Элемент получит название Darmstadtium под номером 110.

Коттедж на территории Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора
Коттедж на территории Mathildenhöhe. Darmstadt. Фото автора

Или основание фирмы Merck - самой старой фармацевтической компании в мире. 350 лет назад фармацевт Мерк переехал в Дармштадт и купил аптеку Ángel, рядом с рыночной площадью.

Вид на русскую православную церковь со стороны Дома Великого Герцога Ернст Людвига. Фото автора. Холм Матильды. Дармштадт.
Вид на русскую православную церковь со стороны Дома Великого Герцога Ернст Людвига. Фото автора. Холм Матильды. Дармштадт.

Самый известный член клана был Johann Heinrich Merck. Писатель и натуралист . Любитель искусства. Он первый поддержал Гёте и напечатал в авторском формате его произведение " Götz von Berlichingen" . Малоизвестный поэт получил первое признание .

Город скромный на первый взгляд содержит множество различных форм привлекательных для зоркого ока и щедрой души.

Государственный музей Гессена . Интерьеры итальянского Палаццо. Фото автора
Государственный музей Гессена . Интерьеры итальянского Палаццо. Фото автора

Башни, львы, церкви, сады, оранжереи . Не поленитесь и откройте для себя ещё один европейский город , ещё один маршрут "с изюминкой".

Юлия Семибратская Волгина

12.01.24

Дармштадт, Гессен, Германия