Вторая часть . Дармштадт
Соорудить мосток между декоративным искусством и живописью оказалось делом не сложным . С нулевого этажа Государственного музея Гессена спуститься на минус первый.
И совсем другой мир. Почти незнакомый . Залы с представителями немецкого модерна , экспрессионизма . Художники со своим видением мира и те , кто попытался идти уже проторенной дорожкой великих.
На картине Франца Радцивилла изображён фантастический город. Художник погружает дома в волшебный сценарий с угрожающей атмосферой , в которой преобладает гражданский мир. Ничего общего городской пейзаж автора не имеет с конкретным районом Дрездена . Интуиция талантливого человека ? Чувство беспокойства не покидает . Картина написана в 1931 году, за 2 года до прихода к власти Гитлера.
Макс Пехштайн в 1907 году приезжает в Париж. В это время здесь утверждается группа " фовистов" против импрессионистов . В Дрездене формируется радикальное течение в живописи " Мост".
Брожение мыслей , идей, тенденций. Таково начало 20 столетия. Художник присоединяется к представителям авангарда и восхищается стилем Henri Matisse. Влияние великого француза заметно не вооруженным взглядом в " Портрете в красном" : эффект плоских , непрерывных цветов, сочетание красного с зелёным .
С любовью написана картина в стиле модерн " Четыре времени года". Четыре женских фигуры олицетворяют изменения в природе. Тема, пропорции, фигурная линия, ландшафт явно свидетельствуют о влиянии Ренессанса в лице Сандро Ботичелли . В то же время , композиция смотрится очень современно . Удачный ход автора - Вальтера Кране.
Абсолютная нежность , сексуальность , обожание пронизывает работу " Утреннее солнце ". Оптимизм , так недостающий 21 веку. Ловис Коринт любуется моментом пробуждения молодой и красивой женщины.
А мне не хочется выходить из Храма искусства на морозный январский воздух . Ноги сами несут . Знают куда и зачем .
По дороге на Холм Матильды - ещё один шедевр модернизма - Jugendstil , - нужно заглянуть в старинный район Мартина .
Его называли " районом кабана". Не потому , что жители не знали гигиены и чистоты , а с намеком на местного вепря .
Старинные дома в стиле Ренессанс , которые и по сей день радуют глаз , были построены на месте грушевого сада в период правления Георга Первого .
В 16 веке эта часть города была ещё пригородом и Георг требовал , чтобы жители строили дома из камня. По тем временам -дорогостоящее удовольствие. Но что может сделать подневольный человек , если так решил монарх?
Смекалистый народ нашёл компромиссное решение: фасад каменный , а с тыльной стороны - солома , глина , древесина.
Сегодня на окраинах района преобладают многоквартирные дома с историческими фасадами. Смотрится интересно. На первых этажах мастерские , небольшие магазинчики с ручной продукцией , а во дворах - зелёная лужайка , велосипеды на приколе .
Дорога плавно уходит в подъём.
Глаза блуждают в поисках объекта достойного восхищения . Матильда . Красивое женское имя.
Принцесса Матильда Баварская по случаю бракосочетания с Людвигом III получила в подарок парк . До начала 19 века Холм Матильды был обширной зоной виноградников. В 1800 году семья Великого Герцога разбила английский сад .
Принцесса решила создать на плоском участке холма аллею платанов . До сих пор они дают прохладу и тень в жаркие летние дни.
В течение 19 века богатые горожане начали застраивать склоны холма красивыми виллами .
Но истинное признание Холм Матильды получил в последнее десятилетие 19 века и первое 20-го.
Принцесса Александра Гессен- Дармштадтская , принявшая православие для бракосочетания с русским царём Николаем II , часто посещала своего брата Великого Герцога Эрнст Людвига в Дармштадте . Таким образом брат решил подарить сестре участок земли для строительства частной капеллы.
В 1897 году был заложен первый камень в присутствии европейской аристократии и королевы Виктории. Церковь была возведена на месте бывшей летней усадьбы принцессы Матильды . Самые лучшие материалы и земля из всех российских провинций была доставлена в Дармштадт .
Президент Санкт - Петербургской Академии искусств , Леонтий Николаевич Бенуа , сделал проект Царского храма в традиционном стиле 16 века . Виктор Васнецов создал мозаичные панно снаружи и внутри церкви. Деревянный иконостас , уникальное украшение алтаря было подарено Графиней Марией Саксен - Кобург. В 1899 году капелла была освящена в присутствии Николая Второго .
До 1938 года церковь была зарегистрирована на его имя в государственном реестре .
В 1914 году капелла была закрыта и драгоценные металлы конфискованы как " вражеская собственность".
Судьба русской архитектурной жемчужины , несмотря на исторические перипетии , оказалась более счастливой , чем судьба ее хозяина . Сегодня она входит в состав " Художественной колонии на Холме Матильды " наряду с окружающими домами , садами , искусством , которая считается самым прекрасным комплексом в стиле модерн в Германии и внесена в регистр Мирового Культурного Наследия .
Русская православная церковь в окружении таких "странных " , казалось бы, несовместимых объектов, в первый момент вызывает двоякое ощущение : гротеск или органичное вкрапление в большой архитектурный замысел?
Пришлось сделать немало кругов по территории комплекса , чтобы осмыслить увиденное . Не укладывалось в голове , что такой художественный " хаос " мог возникнуть в педантичной Германии.
Чтобы понять происходящее здесь более 100 лет назад необходимо рассмотреть фигуру Великого Герцога, брата последней русской царицы.
С движением искусств и ремесел он познакомился во время визитов к королевским родственникам в Англии. Основывая Колонию художников, Великий Герцог имел в виду связь между искусством и ремеслами и богатством местных мастерских.
Следующим прогрессивным шагом Великого Герцога стало назначение в 1897 году первых 7 художников под руководством лидера группы Joseph Maria Olbrich для строительства частных коттеджей в собственное пользование. И присвоения этим неординарным людям профессорского звания.
Таким образом в 1901 году первая выставка " Ein Dokument Deutscher Kunst" открылась на Холме Матильды . Публика с огромным интересом рассматривала дома художников , возникших как синтез искусства.
Каждый из арт проектов был неотъемлемой частью характера и интересов мастера , дома должны были подходить ему как вторая кожа. От заборов и карнизов до ламп и мебели — все было оформлено с использованием цветочных элементов.
Реакция общественности была сдержанной, а модерн был тщательно скопирован в современных зданиях.
Как всегда авангард вступал в противоречие с консервативными вкусами.
Тем не менее, Холм Матильды , как творческая мастерская , реализовал свои амбиции ещё 3 раза: в 1904, 1908 и 1914 гг.
Все они внесли огромный вклад в реформирование международного движения , дали импульс для развития всей архитектуры 20 века. Считается, что выставка 1901 года стала первым Международным шоу в области архитектуры .
Каждая выставка привносила нечто новое и дотоле невиданное.
В 1904 году возникнет Three House Group , финансируемый Ернст Людвигом . Три коттеджа - словно три внебрачных ребёнка .
На уровне крыш они сливались в единое целое . Все остальные элементы , как три космических объекта - разные, неповторимые , незабываемые .
Гимн свободе творчества звучал на Холме Матильды, призывая интеллигенцию высказаться в полном объеме . В стенах Дома Эрнста Людвига развернулись мастерские . Архитекторы, керамисты, ювелиры, скульпторы, графики, мастера мозаики , специалисты в типографском деле. Здесь пытались опробовать методы и приемы , давшие толчёк новым концепциям, последующей фазе модерна .
С высоты Холма Матильды открывается перспектива города .
Каждый находит в этом мареве крыш свою тему. Для меня это однозначно модерн или по-немецки - Jugendstil .
Кому-то покажется наиболее интересным в истории Дармштадта создание в 1994 нового иона , сплава никеля и меди на большой скорости. Элемент получит название Darmstadtium под номером 110.
Или основание фирмы Merck - самой старой фармацевтической компании в мире. 350 лет назад фармацевт Мерк переехал в Дармштадт и купил аптеку Ángel, рядом с рыночной площадью.
Самый известный член клана был Johann Heinrich Merck. Писатель и натуралист . Любитель искусства. Он первый поддержал Гёте и напечатал в авторском формате его произведение " Götz von Berlichingen" . Малоизвестный поэт получил первое признание .
Город скромный на первый взгляд содержит множество различных форм привлекательных для зоркого ока и щедрой души.
Башни, львы, церкви, сады, оранжереи . Не поленитесь и откройте для себя ещё один европейский город , ещё один маршрут "с изюминкой".
Юлия Семибратская Волгина
12.01.24
Дармштадт, Гессен, Германия