Найти в Дзене
Журнал «Родина»

После встречи Ленина с Уэллсом охрана Кремля была резко усилена

Оглавление



В 1918 году после переезда правительства из Петрограда в Москву Кремль быстро превратился в место работы и в место жительства руководства страны. К середине лета 1918-го там постоянно проживали более 1100 человек, из которых 450 перебрались с берегов Невы. Уже к середине июля 1918 г. персональные и общие данные о жителях Кремля стали закрытой информацией.



Авторы: Юрий Борисёнок, кандидат исторических наук, Сергей Девятов, доктор исторических наук, Валентин Жиляев, кандидат исторических наук, Ольга Кайкова, кандидат исторических наук
Журнал "Родина"
№10(1020)

Ленин на параде выпускников Московских пулеметных курсов в Кремле. 1920 г.
Фото из архива РИА Новости
Ленин на параде выпускников Московских пулеметных курсов в Кремле. 1920 г. Фото из архива РИА Новости

Оперативно позаботились и о безопасности переехавших вождей. 17 апреля 1918 г. ВЦИК разработал для коменданта Кремля "Перечень проектируемых работ по устройству охраны и укреплению Кремля". Документ предписывал организовать "немедленное, правильное и точное распределение охраны в Кремле", строгое наблюдение на кремлевских стенах за окрестностями.

Оборону Кремля на первых порах существенно укрепили установка трех "противоаэропланных" орудий и размещение трех броневиков. По всей территории Кремля вводилась постоянная караульная служба. Началось обустройство звонковой и телефонной сигнализации и связи, в том числе в местах сосредоточения командного состава. Был устроен центральный боевой пост в башне Троицких ворот.

Ленин в Кремле
Ленин в Кремле

Комендант Кремля Павел Дмитриевич Мальков (1887-1965) выделил на 3-м этаже корпуса № 1 зону специальной охраны. Здесь проходили заседания Совнаркома, находились рабочий кабинет и квартира Ленина.

Интересно, что подъездом, который вел к лифту для подъема на 3-й этаж, пользовались только Ильич и проживавшие с ним члены семьи, а остальные работники аппарата, члены правительства и посетители могли пользоваться подъездом и лифтом только в сопровождении, либо попасть в помещения Совнаркома по так называемому особому ходу. Для этого были предусмотрены специальные пропуска, один из которых (N 16) с подписью Ленина был выдан управляющему делами СНК В.Д. Бонч-Бруевичу "на право свободного прохода по особому ходу во II этаж и подъема на лифте".

Вид на Красную площадь из Кремля
Вид на Красную площадь из Кремля

Три двери для Ильича

Постами были обеспечены не только ворота в Кремль (тогда работали только Троицкие, спустя несколько месяцев были открыты Спасские), но и стены, выставлена охрана и внутри: у входа в Совнарком, у кабинета и у квартиры Ильича. По воспоминаниям Малькова, "в просторном, но отнюдь не громадном кабинете Ленина было три двери. Одна, направо от письменного стола, выходила в коридор, связывавший кабинет и приемную председателя СНК с его квартирой. У этой двери стоял часовой. Никто, кроме самого Ильича, пользовавшегося обычно именно этой дверью, никогда через нее не ходил. Часовой возле этой двери имел строжайшую инструкцию: кроме Ленина, не пропускать ни одного человека, кто бы это ни был. Второй пост был установлен в конце коридора, возле квартиры Ильича. На эти посты я всегда ставил самых надежных людей, следил за этими постами особо тщательно, проверял их постоянно. Вторая дверь, расположенная прямо напротив стола, вела в приемную, где работали Лидия Александровна Фотиева и другие секретари Совнаркома. Входили в приемную через дверь, находившуюся в том же коридоре, что и первая дверь, в кабинет Ильича. Возле этой двери поста не было. Все посетители, будь то народный комиссар или рядовой рабочий, член Центрального Комитета партии или крестьянский ходок из-под Тулы, командарм или ученый, - попадали к Ильичу только через эту дверь, через приемную, только по вызову и в строго определенное время. Это было правилом, установленным почти для всех. Не распространялось это правило только на Якова Михайловича Свердлова и Феликса Эдмундовича Дзержинского.

-4

Спецкараул и новые бланки


Мальков занимался военной охраной территории Кремля и стал методично организовывать пропускной режим. Заказ пропусков для прохода в Кремль и в рабочие помещения высших государственных органов производили только СНК и ВЦИК, при этом круг сотрудников, имеющих право заказывать разовые пропуска, был резко ограничен, в Управлении делами СНК это мог делать только возглавлявший его Бонч-Бруевич. Изготовлением пропусков занималось книгоиздательство товарищества И.Д. Сытина, позднее к этому привлекалась типография "Известий".

После подавления левоэсеровского мятежа в июле 1918 г. в Кремле в дополнение к имеющимся караулам комендатуры выставили специальный караул ВЧК. Задача сотрудников Оперативного отделения при Президиуме ВЧК состояла в охране квартиры Ленина в корпусе № 1 (а с января 1920 г. и квартиры Л.Д. Троцкого (№ 5) в Кавалерском корпусе). Впервые в Кремле была создана очень необычная ситуация. Два вооруженных караула: один от ВЧК, подчиненный Дзержинскому, другой - от латышских стрелков, позднее от военной школы ВЦИК, подчинявшийся коменданту Кремля, обеспечивали безопасность в одних и тех же местах, а подчинялись разным начальникам.

-5

Ленин на самоизоляции

13 апреля 1919 г. вопрос "О наведении порядка по охране Кремля" был вынесен на пленум ЦК РКП(б). В докладе Дзержинского отмечалось, что при расследовании краж, совершенных за последнее время в Кремле, выяснилось, что в нем живет более 1000 старых служащих, имеющих большие семьи, а в Дворцовом управлении служит до четырехсот человек. Как первые, так и вторые не представляют никакой гарантии безопасности. В Арсенале же наблюдается колоссальная небрежность к оружию. ЦК совместно с президиумом ВЦИК решили постановлением от 7 мая 1919 г. создать "тройку" для обследования Московского Кремля и соединения всей власти в ее руках для наведения порядка. Предлагалось "пересмотреть списки всех живущих в Кремле и принять срочные меры к выселению из Кремля нежелательного элемента". В эти дни Ленина обязали временно не выходить из квартиры, не сообщив об этом в комендатуру. За пределы Кремля были перенесены приемные СНК и ЦИК, а также Наркомат юстиции6.

В августе 1919 г. ВЦИК назначил ревизию охраны Московского Кремля. В комиссию вошли три представителя Высшей военной инспекции РККА во главе с будущим наркомом внутренних дел Генрихом Ягодой, от Московского военного округа (МВО) - комендант города Москвы Ганшин, от ЦК РКП(б) - ответственный организатор отрядов особого назначения при Московском горкоме партии Н.С. Туляков. Ревизия установила, что в Кремле охрана осуществляется тремя воинскими караулами. Главный караул по внутренней охране объекта (входы в Кремль и посты на территории и в отдельных зданиях) наряжался от 1-х Советских Московских пулеметных курсов комсостава РККА. Во внешний караул (стены и башни Московского Кремля) и в Арсенал Кремля заступали военнослужащие от караульных полков МВО. Внешний караул подчинялся коменданту Москвы, караул в Арсенале - комиссару Московского артиллерийского склада (Арсенала).

Коменданту Кремля подчинялся только караул курсантов. Когда 19 августа 1919 г. комиссия провела ночную проверку охраны Кремля, то П.Д. Мальков смог поднять по тревоге только подчиненный ему караул, а также для усиления личный состав пулеметных курсов. По итогам проверки комиссия подготовила доклад, в котором отмечалось, что совершенно отсутствуют инструкции часовым караула по кремлевским стенам, а в других караулах вообще нет для часовых правильных инструкций, которыми они могли бы точно руководствоваться.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте
Спасибо, что подписались на исторический журнал "Родина"