Найти тему
Лукашенко решает

Круче Детройта? Какие авто выпускает Беларусь и чем они способны удивить?

Оглавление

В 2014 году БелАЗ попал в Книгу рекордов Гиннесса с самосвалом грузоподъемностью 450 т. Грузовик перевез 503,5 т груза. Но белорусский автопром славится не только этим. Давайте изучим его подробнее.

Хотя Беларусь, в отличие от американского Детройта не известна во всем мире как центр по разработке и выпуску машин, она может похвастаться внушительным ассортиментом. В стране выпускаются грузовики, автобусы, троллейбусы, легковушки, сельхоз и строительная техника.

Легковые авто

Впервые о своей задумке производить в Беларуси отечественные легковушки Президент заявил 30 ноября 2015 года. Однако компетенций страны было недостаточно, чтобы с нуля начать заниматься легковыми авто. К счастью, плечо согласились подставить китайцы.

«Большое значение приобретет развитие отечественного машино- и станкостроения. Без него мы будем вынуждены и впредь преимущественно закупать иностранные средства производства, а значит, зависеть от такого импорта», – сказал Президент 22 июня 2016 года на пятом Всебелорусском народном собрании.

Интересно отметить, что уже тогда Александр Лукашенко не просто думал о своей мечте, но и занимался вопросом импортозамещения, что очень пригодилось в перспективе.

И вот чуть больше года спустя, 17 ноября 2017 года, был открыт завод СЗАО «БЕЛДЖИ», и с конвейера сошел первый белорусский автомобиль – Geely Atlas NL-3. Тогда же Президент сказал, что нужно не только производить, но и продавать. И хорошо было бы по 60 тысяч автомобилей в год. Цель была достигнута спустя шесть лет.

Фото: Geely Atlas NL-3 / instagram.com/cjsc_belgee
Фото: Geely Atlas NL-3 / instagram.com/cjsc_belgee

«Если в прошлом году заводом было произведено 25 тыс. автомобилей, то в этом году произведено 60 199 автомобилей, то есть уже выполнено годовое задание (60 тыс.) Продали 59 982 автомобиля, из них практически 80 % в Российскую Федерацию. При этом мы видим хорошие перспективы для наращивания объемов продаж легковых автомобилей в данный регион», – отчитался министр промышленности Петр Пархомчик 22 ноября 2023 года.

В достижении цели глава государства помогал лично. Он запретил всем госслужащим покупать импортные автомобили, все чиновники от депутата до председателя райисполкома теперь были обязаны покупать отечественную машину. Также для стимулирования продаж Geely в Беларуси людям предлагаются очень выгодные кредиты и лизинги.

Фото: instagram.com/cjsc_belgee
Фото: instagram.com/cjsc_belgee

Чтобы обслуживать проданные автомобили, по стране открыто 33 сервисных центра «БЕЛДЖИ». Кроме того, в перспективе Президент хочет, чтобы белорусы получили достаточно компетенций, чтобы полностью самостоятельно производить Geely по лицензии. Об этом Александр Лукашенко напомнил и 19 января во время визита на «БЕЛДЖИ».

«Большой путь нам еще надо пройти, чтобы не таскать комплектующие со всего мира и прежде всего дружественного нам Китая. Спасибо им, что помогли нам создать такое предприятие. Сейчас мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский. Мы смотрели ряд комплектующих, за которые наши предприятия взялись», – сказал глава государства.

-4

Тем не менее отказываться от сотрудничества с Поднебесной Синеокая не собирается. Президент предложил развивать совместное производство автомобилей в Беларуси с китайской «ФАВ Груп» во время визита в Китай в марте 2023 года. Руководство этой компании также выразило заинтересованность в сотрудничестве.

Грузовики

Здесь лидером является БелАЗ. Притом ассортимент продукции предприятия не ограничивается самосвалами. Наоборот, просто глаза разбегаются. Здесь есть бульдозеры, машины для подземных работ, для металлургических предприятий, погрузчики, для обслуживания горно-транспортных работ, аэродромные тягачи и многое другое. Сервисное обслуживание БелАЗа доступно по всему миру, поскольку и покупают данную белорусскую технику огромное количество стран.

История БелАЗа началась в 1946 году, когда Постановлением Верховного Совета БССР 11.09.1946 №137/308 принято решение о строительстве завода торфяного машиностроения. В 1948 году начал строиться завод, а через два года с конвейера сошла первая поливомоечная машина.

Фото: belaz.by
Фото: belaz.by

Первый самосвал предприятие выпустило в 1958 году, тогда же оно сменило название на «Белорусский автомобильный завод». Еще через 10 лет завод получил Госпремию СССР. А в 1995 году предприятию была присвоена «Международная бриллиантовая звезда качества» Мексиканского института маркетинга. И в 2012 году был создан «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».

К счастью, в современной истории БелАЗа тоже все хорошо. Сейчас есть даже самосвалы, которые работают как на аккумуляторах, так и на газовом топливе, а каждый год тысячи людей приходят на экскурсии, чтобы полюбоваться на механических красавцев.

Фото: belaz.by
Фото: belaz.by

МАЗу тоже есть чем похвастаться. Его ассортимент включает в себя грузовики, прицепную технику, пассажирскую, микроавтобусы и прочее. Завод был основан в 1944 году, его продукция поставлялась в более чем 45 стран. МАЗ является стратегически важным предприятием, а потому в настоящий момент Евросоюз ввел против него санкции.

Фото: instagram.com/minskautomobileplant
Фото: instagram.com/minskautomobileplant

Сейчас на МАЗе работает около 14 тысяч человек. Его основной продукцией являются грузовики, которые в народе называют фурами. Есть тягачи, лесовозы, бортовые, самосвалы и прочие. В целом они поменьше БелАЗовских и занимают другой сегмент грузовой техники.

Пассажирская техника

Здесь в лидерах все тот же МАЗ и у него в помощь «Белкоммунмаш». Автобусы, электробусы и троллейбусы МАЗа можно увидеть по всей Беларуси. Кроме того, до введения санкций белорусские автобусы закупали страны Европы, Азии и Южной Америки. Даже в Аргентине можно покататься на МАЗе.

Фото: instagram.com/minskautomobileplant
Фото: instagram.com/minskautomobileplant

«Белкоммунмаш» помоложе МАЗа, открытие случилось в 1973 году. С того момента начали выходить не только автобусы и троллейбусы, но и трамваи. В 2009 году с конвейера сошел первый полунизкопольный трамвай, а в 2015 году начали выпускаться троллейбусы SYABAR, которые сейчас чаще всего встречаются на белорусских улицах и не требуют постоянного питания от контактной сети.

Фото: holdingbkm.com
Фото: holdingbkm.com

В 2019-2020 годах «Белкоммунмаш» начал производить праворульные электробусы для стран с левосторонним движением и получил первый сертификат ЕС, что в очередной раз подтвердило востребованность белорусской пассажирской техники за рубежом.

Сельхозтехника

Признанными лидерами по производству сельхозтехники являются МТЗ и «Гомсельмаш».

Круче белорусских тракторов МТЗ только яйца. Хотите тракторы с автопилотом? Пожалуйста. Хотите повышенной проходимости? Берите. Нужен трактор на гусеничном ходу – и такой есть. Есть и трактор, который может как ямы копать, так и сам песок от этих ям загребать и вывозить. Есть даже тракторы, которые способны ледовые катки заливать.

Фото: belarus-tractor.com
Фото: belarus-tractor.com

История МТЗ началась в 1946 году. Для ускорения процесса в 1947 году была объявлена всесоюзная стройка, а в 1950 году уже вышел первый трактор. Через 22 года завод выпустил юбилейный миллионный трактор. Еще через 12 лет – двухмиллионный.

Фото: belarus-tractor.com
Фото: belarus-tractor.com

Сейчас на МТЗ работают около 15 тысяч человек, продукция экспортируется в десятки стран (до санкций – более 100 стран), ведутся разработки все новых перспективных образцов.

Фото: belarus-tractor.com
Фото: belarus-tractor.com

«Гомсельмаш» выпускает комбайны: зерноуборочные, кормо-, початко-, картофелеуборочные. А также прицепную и навесную технику, самоходные косилки. Если вдруг вы окажетесь на белорусском поле во время жатвы, будьте уверены на 99%, что уборочная кампания ведется на технике «Гомсельмаша».

Фото: gomselmash.by
Фото: gomselmash.by

История этого предприятия началась в 1928 году, тогда приступили к строительству завода. В 1940 году 18 из 26 наименований продукции «Гомсельмаша» были включены в советский экспорт. В военное время эвакуированный завод переключился на создание минометов, а позже вновь вернулся к выпуску мирной техники.

Фото: gomselmash.by
Фото: gomselmash.by

За свою историю предприятие несколько раз переживало существенную модернизацию. Сначала речь шла о повышении производительности, но в 90-е на первый план вышла рентабельность. Нужно было срочно снизить удельные затраты на производство сельхозпродукции. Так появилось универсальное энергосредство УЭС-250 «Полесье». На современном этапе надпись «Полесье» можно увидеть практически на всех машинах «Гомсельмаша».

Фото: gomselmash.by
Фото: gomselmash.by

Сегодня «Гомсельмаш» производит целые модельные ряды машин различного назначения, чтобы обеспечить техникой от одного производителя все основные технологические процессы растениеводства: от комплексной обработки почвы и посева до уборки урожая.

Строительная техника

В данной сфере лидером является «Амкодор». После своего основания в 1927 году завод специализировался на бытовой продукции: игрушки, чайники, кровати и прочее. Только в 1951 году предприятие сфокусировалось на производстве дорожно-строительной техники.

Фото: amkodor.by
Фото: amkodor.by

Сейчас «Амкодор» обладает весьма обширным ассортиментов продукции. Это погрузчики, катки, бульдозеры, экскаваторы, снегоочистители, траншеекопатели, лесные машины, складские машины, торфодобывающие.

Итоги

И даже это еще не все. В Беларуси также производится спецтехника, которая применяется в самых разных отраслях, и военная техника. Таким образом, можно сказать, что белорусский автопром хоть и не слишком ярко представлен в легковых машинах, но при этом является очень развитой сферой. Белорусские тракторы, самосвалы, грузовики и прочие автомобили помогают делать убирать урожай, поддерживать чистоту на дорогах и строить эти самые дороги, а еще экспортируются в страны всего мира.

Читать еще:

Какую технику выпускают в Беларуси?

Лихие 90-ые в Беларуси: что происходило?

Зачем едут в Антарктиду?

Авто
5,66 млн интересуются